Исследования в гуманитарных научных областях, таких как педагогика, психология, социология и др., делающих акцент на рассмотрении явлений как сложных, динамических, самоорганизующихся систем, указывают не только на дальнейшую разработку соответствующего математического аппарата, но и на необходимость его осваивания «нематематиками». В настоящее время следует констатировать большой разрыв между необходимостью освоения многомерных методов (структурного моделирования, интеллектуального анализа данных и т.д.) студентами гуманитарных специальностей и их уровнем базовой математической подготовки и учебной мотивации, наличием навыков систематической самостоятельной работы. Для ссузов и вузов преподавание математических дисциплин студентам гуманитарных специальностей выступает сложной задачей как при выборе методов и форм обучения, отборе содержания материала и уровня строгости его изложения, так и в повышении квалификации самих преподавателей.
Цель исследования: разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза технологиями профессионально-прикладной и практико-ориентированной математической подготовки студентов гуманитарных специальностей и поиск стимулирующих методов и средств обеспечения развития и учебного процесса.
В работах психологов (Т. В. Корнилова [1], P. M. Bentler [2] К. А. Bollen [3] и др.), социологов (И. Ф. Девятко [4], H. M. Blalock [5], O. D. Dunkan [6] и др.) и других гуманитарно-ориентированных специалистов (А. А. Маслак [7], О. В. Митина [8], Р. И. Остапенко [9, 10, 11], K. G. Joereskog & D. Soerbom [12] и др.) используются сложные математические методы анализа, а также специальное программное обеспечение: AMOS на базе SPSS, EQS, Lisrel, Statistica и т.д. Вместе с тем следует отметить то, что применение многих методов (например, структурного моделирования) в России пока не получило такого широкого распространения как в зарубежной науке несмотря на широкий круг решаемых ими задач, особенно характерных для гуманитарных областей знаний.
Но нашему мнению, развитию методологии анализа данных и моделирования в отечественной науке во многом способствует работа научных сообществ (в том числе интернет-сообществ) математиков, информатиков и специалистов в областях гуманитарных и общественных наук актуализирующих подготовку специалистов, которые владели бы соответствующими компетенциями по математическому моделированию и анализу данных. Отсюда вытекает необходимость введения соответствующих специализаций и спецкурсов на факультетах вузов, повышение квалификации научно-педагогических кадров, разработка учебных и методических пособий, совершенствование материально-технической базы и специального программного обеспечения.
В рамках вышеуказанной проблемы нами было установлено, что процесс формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарного профиля, в частности студентов психолого-педагогических специальностей, будет эффективен при соблюдении психолого-педагогических, педагогических и социально-педагогических условиях условий. Кратко их охарактеризуем.
Психолого-педагогические условия:
- активизация познавательной мыслительной деятельности студентов в условиях самодиагностики и самореализации;
- ориентация на развитие логического мышления студентов;
- формирование потребности в познании и совместной деятельности с использованием поисковых и проблемных методов обучения.
Социально-педагогические условия:
- система процесса обучения в контексте будущей профессиональной деятельности с включением студентов в реальные психолого-педагогические исследования;
- использование в образовательном процессе информационных технологий (различных визуальных материалов и программных средств).
Педагогические условия:
- организация опосредованного усвоения компетенций, приобретающих личностный смысл через активные технологии обучения (ролевые, деловые игры и т.д.).
Разработанное методическое обеспечение для проведения дисциплин «Математические методы в психологии», «Методы математической статистики в психологии и педагогике», «Математические основы психологии» и т.д. обладающее свойствами вариативности, интерактивности, адаптивности позволяет студентам и преподавателю переключаться с самопознавательной деятельности на познавательную, а затем научно-исследовательскую, с коллективных форм работы на групповые и индивидуальные. В процессе решения вышеуказанной проблемы автором настоящей статьи было разработано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое пособие «Основы структурного моделирования в психологии и педагогике» [13], предназначенное для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. На основе результатов серий экспериментов полученных лично автором в книге представлены фундаментальные знания математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, эксплораторный метод главных компонент), методы являющиеся основой структурного моделирования (путевой, конфирматорный факторный анализ), а также описаны способы компьютерной обработки данных c помощью специального модуля AMOS SPSS 18.0.
Таким образом, использование методов моделирования в сочетании с современным и высококачественным программным обеспечением для статистического анализа данных, позволяет будущему специалисту сконцентрироваться на наиболее важной стороне своей профессиональной или научно-исследовательской работы – содержательной интерпретации результатов обработки данных. Это усиливает методологическое и диагностическое значение проводимых исследований, актуализирует развитие исследовательской логики и расширяет познавательные способности в изучении научной картины мира, действительности.
Библиографический список
- Корнилова Т.В. Основные тренды в развитии методов психологических исследований // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. 2010.
- Bentler P.M. EQS, Structural Equations, Program Manual. C.A., 1995.
- Bollen K. Latent Variables in Psychology and the Social Sciences // Annual Review of Psychology. 2002. № 53.
- Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М., 1993.
- Blalock H.M., Blalock A.B. Methodology in Social Research. N.Y., 1968.
- Duncan O.D. Path Analysis: Sociological Examples // The American Journal of Sociology. 1966. Vol. 72. No. 1.
- Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика: Монография. СГПИ, 2007.
- Митина О.В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. №1.
- Остапенко Р.И. О Корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3. С. 6.
- Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // // Перспективы науки и образования, 2013. № 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 7.05.2013).
- Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 7.05.2013).
- Joereskog K.G., Soerbom D. Advances in Factor Analysis and Structural Equation Models. Cambridge, 1979.
- Остапенко Р.И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогического факультета. Воронеж., 2012. 122 с.