Отличительной чертой современного этапа развития социально-экономических отношений в Российской Федерации является все большая вовлеченность хозяйствующих субъектов в международные экономические отношения, которые характеризуются высокой степенью конкуренции. С целью повышения уровня своей конкурентоспособности на мировой арене отечественные предприятия объединяются в группы взаимосвязанных организаций.
Под группой взаимосвязанных организаций понимается объединение взаимосвязанных, юридически самостоятельных организаций (хозяйственных обществ и товариществ) либо путем системы участия в капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом, при котором головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерними и зависимыми обществами [1].
Главным индикатором эффективности функционирования группы взаимосвязанных организаций является консолидированный финансовый результат, который представляет собой совокупный финансовый результат участников группы взаимосвязанных компаний с учетом элиминирования внутригрупповых операций.
Центральной проблемой учетно-аналитического обеспечения управления группой взаимосвязанных организаций является формирование целостной концепции, системы принципов и методов комплексного решения проблем анализа финансовых результатов группы взаимосвязанных организаций. В научной литературе данный круг проблем рассмотрен достаточно подробно только в отношении составления индивидуальной отчетности, однако проблемы отражения и анализа финансовых результатов группы взаимосвязанных организаций в целом и каждого отдельного ее звена в частности практически не изучены. Отсутствует единая методика анализа консолидированных финансовых результатов, что связано с отсутствием надежной информационной базы и, следовательно, с проблемами формирования финансовых результатов группы взаимосвязанных организаций.
Следует отметить сложность формирования консолидированного финансового результата, которая определяется экономической сущностью группы взаимосвязанных организаций. Исходя из этого, корпоративный финансовый результат формируется только из операций, произведенных членами группы взаимосвязанных организаций с внешними контрагентами, а внутригрупповые сделки элиминируются, так как не рассматриваются как продажи. Таким образом, специфика определения корпоративного финансового результата накладывает свой отпечаток на методику его дальнейшего анализа.
Необходимо констатировать, что не существует четко определенного алгоритма анализа финансовых результатов группы взаимосвязанных организаций.
В первую очередь, необходимо определиться с целью и задачами анализа корпоративных финансовых результатов. Ученые-экономисты отмечают, что цели и, следовательно, задачи анализа во многом определяются тем, кому предназначены его результаты. Например, Л.А. Бернстайн выделяет следующие цели анализа отчета о прибылях и убытках [2, c. 507]:
- прогнозирование дохода;
- оценка его стабильности и качества;
- оценка доходности.
Следовательно, результаты данного анализа будут интересны в основном инвесторам.
А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин определяют анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов, а также анализ факторов, повлиявших на величину финансового результата в качестве задач анализа финансовых результатов. Можно утверждать, что данный анализ больше ориентирован на нужды управленческого персонала.
Следует отметить, что независимо от целей анализа консолидированных финансовых результатов, необходимо учитывать влияние каждой компании-участника на итоговый финансовый результат группы. При этом следует обратить внимание на то, что в состав группы могут входить компании, необходимые для нормального функционирования группы взаимосвязанных организаций, но не участвующие напрямую в формировании финансовых результатов. В качестве примера можно привести компании, занимающиеся рекламной деятельностью, подбором кадров.
Во-вторых, необходимо выбрать информационную базу для анализа, которая во многом определяется его целями. Как и при анализе индивидуальной финансовой отчетности, наиболее информативным источником является отчет о прибылях и убытках. Однако, в связи с тем, что консолидированный финансовый результат формируется при участии всех членов группы, целесообразным является в качестве аналитической основы использовать консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также индивидуальные отчеты о прибылях и убытках всех участников группы.
В целях получения более достоверных результатов анализа необходимо предварительно проверить правильность формирования консолидированного финансового результата, а именно: правильность исключения внутригрупповых оборотов, к которым относятся как операции между головной и дочерними организациями, так и между дочерними организациями одной группы. При операциях покупки-продажи внутри группы должны элиминироваться показатели кредиторской и дебиторской задолженностей, запасов и корректироваться консолидированный финансовый результат. С целью упрощения данной процедуры В.В. Комков рекомендует «использовать общую групповую оборотную ведомость, из которой необходимо исключить обороты, относящиеся к группе». Данная информация должна предоставляться каждой организацией-участником группы [4, c. 339].
Таким образом, в общем виде можно выделить следующие этапы анализа консолидированных финансовых результатов:
- анализ состава и структуры консолидированных финансовых результатов (горизонтальный анализ);
- анализ уровня и динамики консолидированных финансовых результатов (вертикальный анализ);
- анализ влияния факторов на показатель консолидированной прибыли (факторный анализ);
- анализ показателей рентабельности продаж.
Представленный алгоритм анализа следует применять с учетом особенностей консолидированных финансовых результатов:
1) элиминирования внутригрупповых сделок;
2) трансфертное ценообразование внутри группы взаимосвязанных организаций;
3) роль каждой компании-участника в формировании финансового результата;
Следует принять во внимание стадию жизненного цикла каждой организации – участника группы, так как в зависимости от нее ставятся цель, выдвигаются задачи и определяется стратегия компании. Данная информация, представленная в виде сводной таблицы, должна быть использована при анализе консолидированных финансовых результатов.
Дальнейшее развитие методологии и методики анализа консолидированных финансовых результатов имеет важное значение в обеспечении гарантированного доступа к качественной, надежной и сопоставимой информации о результатах деятельности групп взаимосвязанных организаций.
Библиографический список
- Котенко А. Н. Методы снижения затрат при имущественных взаимоотношениях внутри холдинговых структур. Экономический аспекты и тонкости налогообложения // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ». 2007. URL: http://www.e-magazine.meli.ru/ (дата обращения 16.02.2013).
- Бернстайн Л. А Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация.: пер. с англ. М., 2003.
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М., 2000.
- Комков В. В. Актуальные проблемы учетного отражения и анализа финансовых результатов в холдинговых компаниях // Экономические науки. 2008. № 7(44). С. 338-341.