ЭТИКА БИЗНЕСА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Матяж Валерия Олеговна
Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики (Пермь)
студентка факультета менеджмента, 3 курс

Аннотация
Статья рассматривает специфические черты малого и среднего бизнеса, совокупность недостатков и преимуществ ведения социально ответственного бизнеса d малых и средних организациях, а также уделяет внимание рассмотрению практического примера, отражающего преимущество использования принципов социальной ответственности в малом бизнесе.

Ключевые слова: деловая этика, корпоративная благотворительность, малый бизнес, принципы социально ответственного бизнеса, социально ответственная практика, средний бизнес


BUSINESS ETHICS IN SMALL AND MIDDLE-SIZED ENTERPRISES: RISKS AND OPPORTUNITIES

Matyazh Valeria Olegovna
National Research University Higher School of Economics (Perm)
3rd-year student

Abstract
This article considers specific features of small and middle-sized enterprises, the number of strong and weak points of the social responsible business and focuses on practical pattern of the successful social responsible small business.

Keywords: business ethics, corporate charity, middle-sized enterprises, small business, social responsible business principles, social responsible practice


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Матяж В.О. Этика бизнеса малых и средних предприятий: риски и возможности // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/30355 (дата обращения: 29.03.2024).

Социальная ответственность предприятий, получившая столь широкое распространение на Западе, в России лишь начинает путь своего становления, поэтому изучение данного вопроса имеет большое значение для развития экономики страны в целом. Исследования показали, что социально ориентированную деятельность преимущественно ведут предприятия, относящиеся к категории крупного бизнеса. Тем не менее, развитие предпринимательской практики в рамках малого и среднего бизнеса (МСБ) также является мощным экономическим двигателем. Для подобных организаций особенно важно следовать принципам деловой этики, поскольку на сегодняшний день только компании, готовые нести ответственность перед внешней средой, способны достичь успеха и сделать собственный бизнес высокорентабельным. Для предприятий же малого бизнеса социальная ответственность также является конкурентным преимуществом, способным сформировать благоприятный инвестиционный климат и лояльность со стороны потребителей и персонала.

Каждый актив компании должен генерировать прибыль, однако если рассматривать деятельность организации в долгосрочной перспективе, можно понять, что компания не способна успешно функционировать без какой-либо отдачи внешней среде. Таким образом, вопрос о необходимости соблюдения деловой этики внутри организации является наиболее актуальным. На сегодняшний день в России существует проблема определения границ бизнеса, при этом рассматриваются такие факторы, как численность работников, годовая прибыль организации, которые, безусловно, влияют на выбор ориентации деятельности компании. Помимо численности компаний и их годового оборота в качестве критерия используется доля рынка, которую компания занимает, таким образом, компании, чья доля рынка в стране превышает 5%, можно считать крупными, с долей в 0,5% — малыми, а средние — с долей рынка между 0,5% до 5%. В результате можно выделить три группы: «средне-малые» от 0,5 до 1%, «средние» от 1 до 2,4%, «средне-крупные» от 2,5 до 5% рынка.[1]

Крупнейшие компании плавно осуществляют переход к институциализации форм социальной ответственности, придавая особое значение корпоративной благотворительности, формам поддержки персонала или способам защиты окружающей среды. Для предприятий меньшего размера переход к формам социально ответственной практики осложнен отсутствием достаточного количества свободных средств, менее развитой корпоративной культурой, неотъемлемым элементом которой и является этика бизнеса. Таблица 1 отражает суть принципов социальной ответственности компании.[2]

Таблица 1.

Принципы социальной ответственности

Этический Правовой Экономический Добровольности
 Действия компании должны соответствовать превалирующей в обществе системе ценностей Компания должна соблюдать действующее законодательство Компания должна получать приемлемую величину прибыли, позволяющую ей осуществлять социальные программы Компанию нельзя заставить быть социально ответственной. это должно быть ее собственное решение

 

На мой взгляд, положение среднего и малого бизнеса на сегодняшний день в нашей стране неустойчиво и абсолютное следование этим принципам на данном этапе невозможно, однако предприятия МСБ обладают огромными возможностями для развития деловой этики.

Что представляет собой социально ответственное предприятие? На мой взгляд, это предприятие, способное нести ответственность перед обществом за свою деятельность, заботящееся о благополучии персонала и потребителя. Не вызывает сомнения тот факт, что для малого и среднего бизнеса этичность его действий является мощным конкурентным преимуществом, создающим благоприятный инвестиционный климат в компании, служащее залогом лояльности со стороны персонала и потребителя.

Компании среднего бизнеса являются неким связующим звеном между малым и крупным бизнесом, позволяющим также регулировать взаимоотношения между ними, поэтому в вопросах становления деловой этики мы не будем проводить между ними существенных различий.

Рассматривая возможности развития деловой этики МСБ, в первую очередь хочется отметить тот факт, что процесс внедрения новых элементов корпоративной культуры значительно упрощается за счет относительно небольшой численности сотрудников. Ведь деловая этика – это не набор нормативно установленных регламентов, это в первую очередь атмосфера, единый дух коллектива, при котором каждый член команды осознает то, что результат его деятельности должен быть направлен на всеобщее благо, с целью преумножения блага индивидуального. Каждая организация выбирает свой собственный путь следования принципам этичного ведения бизнеса. Для одних компаний она может проявляться во внедрении благотворительных акций в коммерческую деятельность, другие могут быть ориентированы на защиту окружающей среды, некоторые действуют исходя из микросреды организации и направляют основные усилия на максимальное удовлетворение потребностей сотрудников. Тем не менее, любое направление деятельности будет эффективно только в том случае, если каждый член команды будет понимать его предназначение, если его личные цели будут коррелировать с целью организации. Наличие неформального общения, личного контакта руководителя и работников позволяет донести до персонала важность социально ориентированной активности и тем самым повысить эффективность деятельности. Кроме того, МСБ являются более гибкими и способными к изменениям, нежели, чем крупные компании, что позволяет успешно менять тактику действий компании в процессе внедрения изменений.

Тем не менее, введение социально ориентированных форм активности в деятельность МСБ также порой стакивается с рядом проблем. На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что при  становлении социально ответственного бизнеса с самых основ порой бывает достаточно сложно привлечь заемный капитал. Деятельность, направленная на преобразование внешней среды,  может представляться сомнительной для инвесторов, однако в действительности социально ответственный бизнес может стать по-настоящему выгодным вложением денег. Кроме того, элементы этики бизнеса могут расходиться со взглядами сотрудников на текущее положение вещей, что приведет к осложнению внедрения этических программ.

МСБ, построенный на принципах деловой этики, не может существовать без грамотного руководителя, обладающего перспективным видением ситуации, способного просчитать все риски и возможности. Для такого руководителя должно быть предельно важным донести до сотрудников все перспективы этического ведения бизнеса, тем самым достигнув с ними взаимопонимания.

Одним из примеров успешного ведения социально-ответственного бизнеса является ООО «Фирма Проня», занимающаяся разнонаправленным трудоустройством инвалидов во всех сферах бизнеса и оказание помощи людям с ограниченными возможностями, пенсионерам, их социальная интеграция и трудовая реабилитация.[3] По словам одного из соучредителей компании – Теодора Зазаева, в период своего становления компания испытывала огромные трудности с поиском инвесторов, помещения для работы, а также при налаживании связей с государственными органами и формировании доверительного отношения со стороны людей с ограниченными возможностями. Однако команда, стоящая у истоков компании обладала идеей – получение прибыли за счет позитивного преобразования внешней среды.

На сегодняшний день компания «Проня» – это Дом Быта, включающий в себя текстильное производство, а также оказание широкого спектра услуг населению, где трудятся люди с ограниченными возможностями. Кроме того, компания заключает договора с различными фабриками и заводами на предмет трудоустройства инвалидов.

По итогам вышеизложенных рассуждений можно сделать вывод о том, что малый и средний бизнес действительно являются экономическим двигателем, ведь иногда идея небольшой команды способна отойти от сложившихся устоев и внести абсолютно новое видение в развитие бизнеса. На мой взгляд, социально ответственный бизнес является большой инвестицией в будущее, ведь с каждым годом люди все больше задумываются о том, что только благодаря следованию принципам этики можно достичь успеха не только в межличностных отношениях, но и в бизнесе. Малые же и средние предприятия благодаря деловой этике способны развить свое дело и составить достойную конкуренцию крупным организациям.


Библиографический список
  1. Ю.В.Дворцов. Место среднего бизнеса в социальном развитии общества//Проблемы современной экономики-2010-№3(35)
  2. Е.Ю.Савичесва. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России//Проблемы современной экономики-2010-№4(36)
  3. Курочка. Теодор Зазаев.Интервью//Smallbusiness.ru.портал предпринимателей:[Электронный ресурс]-Режим доступа-http://smallbusiness.ru/interview/2526

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Матяж Валерия Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация