МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В НОТАЦИИ BPMN В ХОДЕ АНАЛИЗА РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

Никулина Наталья Олеговна1, Бармина Олеся Владимировна2, Бармин Александр Александрович3
1Уфимский государственный авиационный технический университет, доцент кафедры автоматизированных систем управления
2Уфимский государственный авиационный технический университет, студент кафедры автоматизированных систем управления
3Уфимский государственный авиационный технический университет, аспирант кафедры автоматизированных систем управления

Аннотация
Предложена методика построения онтологических моделей предметной области на основе анализа административного регламента. Исследованы бизнес-процессы обработки и исполнения обращений граждан.

Ключевые слова: бизнес-процесс, внедрение СЭД, модель, модель предметной области, нотация BPMN, онтология, работа с документами, реинжиниринг бизнес-процессов, совершенствование бизнес-процессов


METHODOLOGY OF DEVELOPMENT ONTOLOGY DOCUMENT FLOW MODEL USING NOTATION BPMN IN PROGRESS OF ANALYSIS REGULATING DOCUMENTS

Nikulina Natalya Olegovna1, Barmina Olesya Vladimirovna2, Barmin Aleksandr Aleksandrovich3
1Ufa State Technical University, associate professor of the automated control and management system department
2Ufa State Technical University, student
3Ufa State Technical University, post-graduate student

Abstract
Proposed methdology of development ontology document flow model under analasys administrative document.

Keywords: business-process, business-process optimization, introduction ECM, notation BPMN, ontology, working with document flow


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никулина Н.О., Бармина О.В., Бармин А.А. Методика построения онтологической модели документооборота в нотации BPMN в ходе анализа регламентирующих документов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/30084 (дата обращения: 29.03.2024).

ВВЕДЕНИЕ

Последовательность действий по реализации функций государственного регулирования, обеспечивающая повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, работы их структурных подразделений и должностных лиц закрепляется административными регламентами.

СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, АКТУАЛЬНОСТЬ

Значительное количество обращений граждан требует организации эффективной работы с ними. В большинстве организаций исполнительной власти используются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике методы. Использование традиционных методов и технологий в работе с обращениями граждан не способствует эффективной организации управления. Для сбора и консолидации информации необходимо осуществлять автоматизированную обработку документов различных типов с использованием информационных технологий. На сегодняшний день широко распространено использование программных продуктов, таких как системы электронного документооборота (СЭД), системы управления содержимым (ECM), корпоративные порталы и системы управления взаимодействием, от различных вендоров, позволяющих выполнять автоматизированную обработку, регистрацию, исполнение и контроль исполнения обращений граждан на всех уровнях управления.

Использование таких программных продуктов может являться результатом повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений за счет получения своевременной, достоверной и оперативной информации о ходе исполнения документов.

Внедрение и разработка систем электронного документооборота в органах государственной власти являются направлением современных стратегических компьютерных технологий, имеющих инновационный характер. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, в подпрограмме «Электронное государство и эффективность государственного управления» относит развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид к числу приоритетных государственных задач до 2015 года.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью данной статьи является выявление достоинств и недостатков в организации работы с обращениями граждан на основании анализа административного регламента c использованием моделей онтологий предметной области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, таких как:

  • Рассмотрение понятия онтологий и онтологические модели
  • Разработка методологии построения онтологической модели с использованием нотации BPMN
  • Анализ организации обращения граждан в административном регламенте Министерства Финансов Нижегородской области;
  • Разработка рекомендаций по совершенствованию работы с обращениями граждан в Министерстве Финансов Нижегородской области.

ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИЙ И ОНТОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Под формальной моделью онтологии О часто понимают упорядоченную тройку вида O= <T, R, F >, где

T – термины прикладной области, которые определяют онтологию O;

R – конечное множество отношений между терминами заданной предметной области;

F -  конечное множество функций интерпретации, заданных на терминах и/или отношениях онтологии O [1].

Комплекс моделей предметной области может быть представлен в виде семантической сети онтологий и предназначен для установления горизонтальных и вертикальных связей между терминами предметной области. Вершинами сети являются различные модели предметной области, а ребрами – отношения детализации и декомпозиции моделей.

Комплекс моделей предметной области в виде семантической сети

Рисунок 1 – Комплекс моделей предметной области в виде семантической сети

Применение онтологического подхода к моделированию бизнес-процессов предприятия при определении основных понятий предметной области обладает следующими преимуществами:

  • Такая модель универсальна и способна описать различные аспекты предприятия – от системы стратегий и целей до организационной структуры и системы бизнес-процессов;
  • Модель применима на различных уровнях детализации – от верхнего уровня описания базовых понятий менеджмента, до уровня проектирования аналитических приложений;
  • Отдельные аспекты бизнес-процессов предприятия могут быть описаны на других языках моделирования, с использованием понятий, введенных в онтологической модели;
  • Комплекс онтологических моделей позволяют выстраивать взаимосвязи различных бизнес-процессов на разных уровнях детализации;
  • Модель интегрирует и систематизирует понятия различных аспектов взаимосвязанных бизнес-процессов.

Таким образом, конечная цель создания и использования онтологий – обеспечить поддержку деятельности по накоплению, разделению и повторному использованию знаний предприятия.

 МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В НОТАЦИИ BPMN

Методология построения онтологической модели базируется на определении:

  • конечного множества понятий предметной области;
  • конечного множества отношений между понятиями;
  • конечного множества функций (ролей) интерпретации.

На этапе определения конечного множества понятий должны быть описаны следующие составляющие процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг:

  • перечень участников процесса;
  • перечень административных процессов;
  • перечень входящих и исходящих документов, а также информационных сообщений.

При определении конечного множества отношений между понятиями должны быть описаны административные действия процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг.

В рамках определения конечного множества функций (ролей) интерпретации должны быть описаны все варианты состояния процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг.

ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Рассмотрим предлагаемую методику на примере анализа административного регламента Министерства Финансов Нижегородской области. Результатами анализа будут являться разработанные модели работы с обращениями граждан, поступивших в бумажном, электронном виде, а также в ходе личного приема уполномоченного лица:

  • модели “как есть”, описывающей бизнес-процесс работы с обращениями граждан на момент исследования, позволяющая выявить маршруты движения документов с позиции системного анализа, на основе верификации выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению бизнес-процесса;
  • модели “как должно быть”, интегрирующей перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющей сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия [2].

Переход от модели “как есть” к модели “как должно быть” может быть осуществлен с помощью автоматизации бизнес-процесса путем внедрения системы электронного документооборота.

На рисунке 2 представлена модель “как есть” бизнес-процесса исполнение обращения, выполненная в нотации BPMN.

Модель бизнес-процесса обработки обращения "как есть" в нотации BPMN

Рисунок 2 – Модель бизнес-процесса обработки обращения “как есть” в нотации BPMN

В ходе анализа модели “как есть” были  выявлены следующие недостатки административного регламента по организации работы с обращениями граждан:

  • использование бумажных носителей информации;
  • большое количество рутинных операций;
  • большие затраты времени на подготовку и согласование документов, как следствие – малая скорость обработки и информации, а значит, медленная  реакция  на новые воздействия;
  • дублирование функций в различных подразделениях;
  • длительная процедура принятия решений;
  • использование СЭД в качестве средства автоматизации одной функции – регистрации документов.

Основной рекомендацией по работе с обращениями граждан является  использование СЭД на всех стадиях жизненного цикла обращения граждан.

ВЫВОДЫ

В целом, решение проблем, направленных на совершенствование работы с обращениями граждан, требует комплексного подхода.

Организация эффективной работы с обращениями граждан – один из путей совершенствования управления государственного и общественного устройства. Эта работа требует применения системного подхода и при выборе процессов, подлежащих автоматизации, и при выборе средств моделирования процессов обработки документов, и при выборе системы электронного документооборота.


Библиографический список
  1. Соловьев В.Д., Добров Б.В., Иванов В.В., Лукашевич Н.В. Онтологии и тезаурусы: Учебное пособие. – Казань, Москва: Казанский государственный университет, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
  2. Калянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. – 3-е изд. – М.: Горячая линия-Телеком,2002. -320 с.: ил.
  3. Административный регламент министерства финансов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Организация приема и рассмотрения обращений граждан».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Olesya Barmina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация