Воспитанники детского дома имеют определенные особенности в эмоциональном и психическом развитии. С самого рождения человек, лишенный материнской любви, родительского внимания и благоприятной обстановки в семье, вынужден соответствовать окружающей действительности. Ребенок, оказавшийся в учреждении для детей-сирот в возрасте 6-8 месяцев, утрачивает возможность к развитию, становится апатичным и малоподвижным, так как нехватка внимания и постоянное нахождение в одном помещении не позволяет развиваться духовно и физически. Недостаток общения в младенчестве отрицательно сказывается на дальнейшей судьбе. В раннем детстве малыш получает первый опыт делового общения (воспитатель, няня), начинает копировать поведение взрослых и оказывать помощь в бытовых делах. Требуя повышенного внимания от педагогов, старается во всем помочь и проявить себя образцовым помощником, чтобы взамен получить немного «родительского тепла».
В школьном возрасте (4-5 класс) прослеживается активное подражание старшим воспитанникам. Общение происходит с одной и той же группой сверстников, по принципу родственных связей , поскольку появляется комплекс неуверенности, незащищенности и неполноценности в социальном плане. Возникает потребность в поддержке выдуманных братьев и сестер для поддержки и стабильности в трудной ситуации. Проявляется защитная позиция от педагогов с постоянным вопросом: «Почему я, а не кто-то другой? Я ничего никому ни должен!».
В 6-7 классе появляется отторжение предложенного, агрессия к окружающим и противостояние требованиям учреждения. Обязанности являются раздражителем и причиной для конфликтов. Ориентируясь на одноклассников, сверстников, проживающих в семье с нормальным достатком, возникает зависть и злость в отношении окружающих, что впоследствии становится причиной девиантного поведения. Формируется специфическое самосознание, которое не может адекватно дать оценку происходящему, из-за отсутствия мотивации к получению образования и представления своего будущего.
В подростковом возрасте увеличивается потребительское отношение, сформировано понимание собственной социальной роли – «сирота». Привычка все время что-то получать, брать, использовать, требовать, а взамен ничего не отдавать, приводит к увеличению материальных потребностей и к иждивенческой позиции. Все обязанности воспитанника в детском доме перекрывают личные права, возможности, вседозволенность, а главная причина данных проблем в отсутствии грамотной системы наказания и поощрения. Преимущественно в учреждениях для детей сирот педагоги интуитивно справляются со сложившейся положительной или отрицательной ситуацией, воздействуя на ребенка словом. Но вопрос о том, является ли педагогическое слово действенным и авторитетным, для детей со сложной судьбой, остаётся дискуссионным. Поскольку, исходя из идеалов и принципов гуманизма, детей нельзя ругать и наказывать, а ситуация успеха вызывает волнение и переживание… Но по факту, состояние воспитанника-выпускника характеризуется как растерянность и испуг перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие открывающих перспектив, они испытывают трудности при рациональном выборе возможностей и льгот.
В детском доме у ребенка-сироты было беззаботное существование, о нем заботились и обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения он испытывает культурный шок, ведь теперь он сам должен: думать, решать, предпринимать, а самое главное – обеспечивать себя для нормального существования. В связи с этим предстоит организовать своё жизненное пространство, что вызывает трудности, так как они привыкли рассчитывать на государство, общество, детский дом, где не было наглядного примера и опыта «взрослой жизни».
Анализ проблем детей, воспитывающихся в стенах детского дома, показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений. Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и пр.