АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Балаховцева Мария Алексеевна
ФГБОУ ВПО Тюменский Государственный университет. Финансово-экономический Институт
магистрант

Аннотация
Целью данной статьи является сравнение основных действующих подходов к оценке стоимости, предоставление краткой характеристику и обозначение рекомендаций относительно выбора определенного подхода оценки стоимости компании.

Ключевые слова: анализ, доходный подход, затратный подход, недостатки подходов, оценка предприятия, подходы оценки, преимущества подходов, сравнительный подход


ANALYSIS METHODS TO ASSESS THE ENTERPRISE. ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF ENTERPRISE VALUATION APPROACHES

Balachovceva Maria Alekseevna
FGBOU VPO Tyumen State university. Financial and economic Institute
postgraduate

Abstract
The purpose of this article is comparison of the main operating approaches to a value assessment, provision short the characteristic and designation of recommendations concerning a choice of a certain approach of a value assessment of the company.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Балаховцева М.А. Анализ методов оценки предприятия. Достоинства и недостатки подходов оценки предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/29122 (дата обращения: 18.04.2024).

Принимая во внимание стандарты оценки, вычислить стоимость объекта собственности возможно с применением 3 следующих подходов: сравнительного, затратного, доходного. Рассмотрим каждый из них более детально.

При применении затратного подхода к оценке компании определяется совокупностью методов оценки стоимости, основанной на определении затрат, необходимых для замещения либо восстановления объекта оценки, с учетом его амортизации.

Данный подход выбирается для объектов специального назначения, фондоемких и материалоемких производств, а также в целях страхования. Данный подход к оценке предприятия требуется в 2 случаях:

  1. Он незаменим при оценке не котирующихся компаний, чаще всего имеющих регистрацию в форме ЗАО, ОАО, ООО которые, как правило, имеют непрозрачные финансовые потоки;
  2. При использовании затратного и доходного подходов, есть возможность принять более эффективные инвестиционные решения.

Затратный подход реализуется 2 методами:

1. Первым методом является  метод стоимости чистых активов

2. Второй метод носит название – метод ликвидационной стоимости компании.

Выбор метода зависит от положения предприятия, а точнее, действует ли оно или находится в кризисном положении, когда целесообразнее раздельная продажа активов.

Метод стоимости чистых активов основан на анализе активов предприятия. Применение этого метода при оценке действующего предприятия, владеющего значительными материальными и финансовыми активами, дает более точные результаты, Основной особенностью метода является то, что активы и обязательства предприятия оцениваются по рыночной или иной стоимости.

Второй метод – метод ликвидационной стоимости – применяется если  компания близка к банкротству или имеются сомнения в способности фирмы оставаться действующим и/или приносить собственнику приемлемый доход.

Отличительная особенность этого метода –факт того, что вынужденная продажа оказывает сильное влияние на величину определяемой стоимости, что ведет к раздельной продаже активов. Из-за этого, ликвидационная стоимость оказывается гораздо ниже рыночной стоимости.

К положительным чертам затратного подхода оценки компании относится следующее:

  • Учет влияния производ­ственно-хозяйственных фак­торов на изменение стоимо­сти активов.
  • Оценка уровня развития технологии с учетом амортизации активов.
  • При расчетах, упор делается на учетные и финансовые документы, что ведет к более обоснованной оценке.

К недочетам этого подхода можно отнести:

  • Отражение прошлой стоимости;
  • Не принимает во внимание сложившуюся рыночную ситуацию на дату проведения оценки;
  • Не учитываются перспективы развития компании
  • Не учитываются возможные риски
  • Статичность.
  • Невозможность установить связь между сегодняшними и будущими результа­тами деятельности компании.

К сравнительному подходу оценки деятельности компании относится  совокупность трех методов оценки стоимости, основанных на сопоставлении оцениваемого объекта с подобными, в плане которых есть данные о ценах совершаемых сделок.

Данный подход опирается на рыночные данные, и принимает во внимание действия покупателей и продавцов. Данный метод основан на принципе замещения, а это значит, что  покупатель не будет вкладывать деньги в объект недвижимости, пока стоимость данного объекта будет выше вложенных затрат на приобретение подобного объекта, обладающего такими же свойствами.

Рассматриваемый подход оценки деятельности предприятия предполагает использование 3 методов, на выбор из которых влияют цели объекта и конкретные условия оценки. Данные методы следующие: [1, с. 38]

1.         Метод компании-аналога (метод рынка капитала)

2.         Метод сделок.

3.         Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений)

В первом методе акцент делается на применении цен, которые формируют открытые фондовые рынки. Данными для сравнения являются стоимость 1 акции вида ОАО. Из этого можно сделать вывод, что на прямую  метод рынка капитала берется для оценивания пакетов акций.

Второй метод основан на цене покупки компании в целом или ее контрольного пакета акций, что позволяет определить более оптимальную сферу применения метода — оценка 100%-гокапитала или контрольного пакета акций.

Последний метод применяется при использовании рекомендуемых соотношений между определенными финансовыми параметрами и ценой.

К положительным качествам сравнительного подхода оценки компании относится следующее:

  • Базирование на реальных рыночных данных.
  • Происходит отражение существующей практики покупок и продаж.
  • Идет учет влияния отрасле­вых  факторов на цену акций компании.

Недостатками данного подхода оценки компании можно назвать:

  • Нечеткую характе­ристику особенностей органи­зационной, технической, финансовой подготовки компании.
  • Принятие во внимание только ретроспективной информации.
  • Требование коррекции анализируемой информации.
  • Не учитываются будущие ожидания инвесторов.

При применении доходного подхода к оценке компании, применяется с помощью совокупности методов оценки стоимости, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки и их сопоставлении с текущими затратами с учетом факторов времени и риска. [2, с. 85]

При применении данного подхода выделяется 2 метода:

  • К первому относится метод капитализации прибыли (денежного потока)
  • Ко второму – метод дисконтированных будущих денежных потоков.

Применение первого возможно в случае использования оценки,  при условии  полноты данных для исчисления нормализованного денежного потока, текущий денежный поток примерно равен будущим денежным потокам, ожидаемые темпы роста умеренны или предсказуемы, денежный поток достаточно значительная положительная величина.

Его удобно применять к компаниям, приносящим прибыль, со стабильными суммами доходов и расходов.

Метод дисконтирования берется, если по прогнозам будущие уровни денежных потоков сильно отличаются от текущих и являются положительными величинами для большинства прогнозных лет, при условии, что денежный поток в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной. Таким образом, он применяется к компаниям приносящим нестабильные доходы и расходы. [3]

К положительным чертам доходного подхода оценки компании относится следующее:

  • Учет будущих измене­ния доходов, расходов.
  • Учет  уровеня риска (через ставку дисконта).
  • Учет интересов инвесторов.

К недочетам данного подхода оценки предприятия относится:

  • Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат.
  • Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения.
  • Не учитывает конъюнктуру рынка.

После проведения исследования и анализа положительных и отрицательных качеств подходов и методов рассмотренных выше, можно сделать заключение, что ни один не подходит в  качестве базового. При операциях с оценкой компании имеют место различные случаи, которым  соответствуют свои подходы и методы. Для этого следует предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, и т.д. При условии обращения множества подобных объектов, лучше всего использовать сравнительный подход, а при оценивании сложных и уникальных объектов -затратный подход.

В условиях несовершенного рынка, конечный результат подходов отличается друг от друга, что вводит в заблуждение как продавцов, так и покупателей.

Из этого можно сделать вывод, что появляется острая нужда в разработке комплексной методики оценки рыночной стоимости компании, которая позволит использовать преимущества уже имеющихся методик и сведет на минимум их недостатки.


Библиографический список
  1. Есипов В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса. Учебник. С.П.: – Питер, 2001.-416с.
  2. Соколов В.Н. Методы оценки предприятия. СПб.:СПБГИЭУ, 2009.-258с.
  3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» № 208 –ФЗ от 26.12.95 (с последующими изменениями и дополнениями)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Maria4707»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация