В условиях формирования рыночной экономики, как на общегосударственном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований широко используется программно-целевой метод.
В основу программно-целевого метода как инструмента проведения администрацией муниципального образования целенаправленной политики по решению проблем социально-экономической направленности, удовлетворению потребностей населения, повышения уровня жизни положена система программ социально-экономического развития территории [2, с. 275].
Программа социально-экономического развития муниципального образования (далее – муниципальная целевая программа) – это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), обеспечивающих в рамках реализации ключевых муниципальных функций достижение приоритетов и целей политики в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования.
Специфика муниципальных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне района, города, поселения, и обусловлены общегосударственными и территориальными интересами.
Своеобразие российского муниципального программирования состоит в том, что оно происходит в условиях, когда основные институциональные преобразования на муниципальном уровне полностью еще не состоялись. Не созданы полная правовая и организационная среда; экономические механизмы, регулирующие рынки земли, имущества, жилья; не отрегулированы финансово-бюджетные отношения и т.д.
Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
- соответствия долгосрочным целям, установленным муниципалитетом, и показателям (индикаторам) их достижения;
- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования;
- установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации;
- наличия у участников реализации муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
- проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
Муниципальная целевая программа включает в себя программно-целевые инструменты – муниципальные бюджетные программы (подпрограммы) и отдельные мероприятия муниципальной программы в установленной сфере деятельности, не включенные в подпрограммы.
Муниципальная целевая программа по сути – это правовой документ, содержащий принципы, цели, задачи и мероприятия по социально-экономическому развитию муниципального образования.
Процедура разработки программ социально-экономического развития опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий:
- анализ социально-экономической ситуации на территории, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;
- формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
- выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;
- поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
- детализация и уточнение отобранных альтернатив;
- разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
- разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы [2, с. 276] .
При отборе проблем для программной разработки и ее реализации следует исходить:
- из особой их значимости для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
- из сжатости сроков решения этих проблем и необходимости концентрации ресурсов;
- из взаимосвязанности соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств [3, с. 59].
Приоритетность проблемы делает ее предметом будущей программы, а конкретность цели определяет всю последующую процедуру разработки и утверждения программы.
Также при постановке проблем и выделении приоритетных направлений социально-экономического развития территории необходимо учитывать особенности муниципального образования.
Так, например, расположение муниципального образования вблизи Северного полярного круга накладывает определенные ограничения на возможности развития экономики муниципального образования – с одной стороны, суровые климатические условия Крайнего Севера, особенно в зимний период, вызывают дополнительные расходы местного бюджета, с другой стороны – сезонный характер деятельности, и, в том числе, инвестиций (большинство строительных проектов может выполняться только летом, тогда же необходимо создавать запасы продовольствия, топлива и других материалов, необходимых для районов Крайнего Севера).
Таким образом, данные факторы приводят к тому, что развитие территории происходит в условиях ограниченности ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и др.), что делает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Поэтому необходимо распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы сконцентрировать их на наиболее значимых участках и направлениях развития муниципального образования. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных. В этом и заключается необходимость выделения приоритетов.
Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются поэтапно:
1. разработка проекта концепции целевой программы;
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ в ст. 1 определяет, что концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
Выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития муниципального образования на расчетную перспективу, с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед муниципалитетом хозяйственных задач, позволяют анализ социально – экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда, которые дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства муниципального образования, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала.
2. принятие решения о разработке проекта целевой программы и утверждение концепции целевой программы;
3. разработка проекта целевой программы:
- составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели и участники программы, лимиты ресурсов, другая необходимая информация;
- уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Основная цель программы, как правило, распределяется по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы;
- исходя из построенной иерархии целей, формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательных этапов ее выполнения;
- рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обеспечение и полные затраты на него. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект;
4. осуществляются оформление программных документов, рассмотрение, согласование и утверждение программы.
Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:
1. Паспорт муниципальной программы, который должен содержать краткие сведения о программе и её основные параметры: наименование, основание для разработки, механизм реализации программы, цели и задачи, срок реализации программы, ресурсное обеспечение программы, организация управления программой и контроль хода ее реализации;
2. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования. В данном разделе должны быть выявлены потенциал развития анализируемой сферы и существующих проблем в сфере реализации муниципальной программы;
3. Перечень мероприятий муниципальной программы с распределением финансовых ресурсов по ответственным исполнителям и соисполнителям, бюджетным подпрограммам и другим мероприятиям, а также по годам реализации муниципальной программы;
4. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с распределением плановых значений по годам ее реализации. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы должны количественно и качественно характеризовать ход ее реализации, достижение целей и решение задач муниципальной программы;
5. Методика оценки эффективности муниципальной программы, которая представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию;
6. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы.
Программы социально-экономического развития муниципального образования должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их положения в годовых планах, реалистично учитывать возможности муниципального образования и давать возможность на основе анализа хода выполнения программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при текущем планировании.
Библиографический список
- Федеральный закон РФ от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) “О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации”// Собрание законодательства РФ от 24.07.1995 г. N 30 – Режим доступа: [Консультант плюс]
- Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА – М, 2006. 416с.
- Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. М: Финансы и статистика, 2002. 584 с.