Комплексный подход реализуется на различных уровнях: социально-педагогическом (взаимодействие учреждения, где воспитываются дети-сироты с семьей, учебно-производственными центрами и т.д.); педагогическом (взаимодействие педагога, родителей, психологов в воспитательном процессе); психолого-педагогическом (взаимодействие и единство интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической сферы личности детей-сирот).
В научной литературе существуют различные трактовки комплексного подхода. Так, З.И. Моносзон понимает под ним: а) наличие всех компонентов педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, организационные формы); б) взаимосвязанное взаимодействие и воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и действенно-практическую сферу личности; в) единство обучения, воспитания и развития [1, с. 14].
С позиции целостности педагогического процесса, единства и взаимодействия элементов образовательной системы рассматривает комплексный подход Л.И. Новикова [2, с. 19].
Сущность комплексного подхода к проблеме проектирования социально-педагогической поддержки детей-сирот в приемных семьях состоит, на наш взгляд, в целостности исследуемого педагогического процесса, в комплексном развитии личности ребенка, а особенностями данного подхода являются:
· развитость всех его компонентов;
· совместная продуктивная деятельность педагога, ребенка и родителей;
· наличие необходимых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие социально-педагогической поддержки;
· интеграция основных направлений воспитательного процесса.
При этом комплексный подход может быть реализован только на основе единства целей задач, содержания, форм, методов, технологий организации рассматриваемого процесса.
Необходимость комплексного подхода обусловлена следующим:
а) в педагогический процесс включается множество субъектов:
дети и педагоги, родители, представители общественности и др.,
различные источники информации. Естественно, что между ними
необходима координация действий, т.е. управление взаимодействием
субъектов педагогического процесса;
б) в педагогический процесс включается несколько систем и
подсистем, функционирующих на педагогическом, социально-педагогическом, психолого-педагогическом и психологическом уровне;
в) педагогический процесс включает в себя различные виды
деятельности как детей, так и родителей, педагогов: обучающая, игровая,
познавательная, предметно-практическая, трудовая, исследовательская и др.
Аксиологический подход предполагает социальное становление детей-сирот в патронатной семье как приобщения личности к совокупности социокультурных ценностей, т.к. в жизни ребенок постоянно находятся в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений по их реализации. Содержание их жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, познание, актуализацию и передачу общечеловеческих ценностей. По мнению А.И. Арнольдова, Ю.И. Ефимова, И.И. Громова, А.В. Кирьяковой, В.П. Тугаринова, Н.З. Чавчавадзе и др. сущность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, определяют роль деятельности человека, а значит, и обеспечивают его социальный статус.
Выбор целей и действий по их достижению ребенок осуществляет, ориентируясь не столько на сам предмет деятельности как таковой, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, в удовлетворении ее потребностей и интересов. Следовательно, значимость для ребенка социокультурных ценностей выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности изменять свой внутренний мир в соответствии с этими ценностями.
Философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира – аксиология (от греч. axia – ценность, logos – учение) – возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века, а в научный оборот понятие «аксиология» было введено в 1902 году французским философом П. Лапи [3, с.12]. Однако в истории философии не трудно обнаружить довольно сильную аксиологическую традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Как справедливо замечает М.С. Каган, обобщающего представления о ценности как таковой и соответственно о закономерности ее проявления в различных конкретных формах, в философии не было до середины XIX века [4, с. 9].
Позднее представления о ценностях и ценностных ориентациях складываются в мифологии мировых религий и связанных с ними культур. Так, в Ветхом Завете среди десяти заповедей четко сформированы запреты убийства, чревоугодия, воровства, лжесвидетельства и требования уважения к родителям [5, с.64].
Эти заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Нагорная проповедь, в свою очередь, содержит основные морально-этические нормы христианства. В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. От Платона до Гегеля прослеживается нерасчлененность онтологии и аксиологии, бытия и сознания.
Социальные ценности выступают как культурные ценности, поэтому их понимают как социально-культурные (социокультурные) ценности. А.И. Кравченко характеризует эти ценности как фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность общества, регулирующие отношения людей. О человеке мы судим по тому, на какие ценности он ориентируется. К этим ценностям он относит, прежде всего, этические ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей [6, с. 71].
Достаточно обоснованную целостную систему ценностей социального характера выделяет Б.И. Додонов:
- ценности цели и средства достижения цели социальной деятельности;
- ценности положительных эмоциональных состояний личности в процессе деятельности;
- исторические ценности, в форме национальной культуры, традиций, обычаев, на основе которых осуществляется взаимодействие людей [7, с. 113].
Есть и другие подходы, так Б.С. Ерасов выделяет три группы ценностей:
- доминирующие ценности, обеспечивающие регулирование межгрупповые, социальные и межгосударственные отношения;
- ценности, отражающие характерные особенности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы;
- ценности, характеризующие ценностные отношения на уровне межличностных отношений.
Исходя из приведенного Б.С. Ерасов выделяет систему социальных культурных ценностей:
- витальные ценности, связанные с физическим развитием человека;
- социальные ценности, включая положение личности в социуме, ее статус, трудолюбие, труд, профессию, патриотизм, семью, дисциплину, терпимость, предприимчивость, равенство социальное, личную независимость, общественную активность, ориентированность на общественные ценности;
- политические ценности, включая свободу слова, гражданские свободы, государство, законность, порядок, конституцию, гражданский мир;
- нравственные ценности, к которым относятся добро, благо, дружба, любовь, честь, честность, долг, верность, порядочность, справедливость, взаимопомощь, уважение старших, любовь к детям;
- эстетические ценности: красота, идеал, стиль, гармония, традиции культурные, культурная самобытность;
- религиозные ценности: Бог, вера, спасение, божественные законы, благодать, ритуал, церковь, Священное писание, Библия [8, с.23].
В процессе социально-педагогической поддержки детей-сирот в патронатных семьях необходимо ориентировать ребенка на указанные социокультурные ценности.
Комплексно-аксиологический подход к социально-педагогической поддержке детей-сирот в патронатных семьях предполагает взаимодействие родителей, педагогов и детей в процессе ориентации на социокультурные ценности как основы решения основных проблем детей – сирот в патронатной семье.
Библиографический список
- Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников / Э.И. Моносзон // М., 1978.- С. 14-21 .
- Новикова, Л. И. Система воспитания молодежи / Л. И. Новикова // Педагогика. – 1993. -№8. -С. 19-21.
- Лапи П. История буржуазной социологии первой половины XX в. /П. Лапи // М., 1979. –
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган // М., 1988. –
- Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2 т. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 325 с.
- Кравченко А. И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко// – М. : Академический проект, 2000. - 306 с.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность /Б.И. Додонов // М., Политиздат, 1978. 272 с.
- Ерасов Б. С. Российская культурология в контексте закрытия / Б. С. Ерасов// - Филос. науки. – 2000. – № 3.