В настоящее время в условиях ускорения НТП ежедневно происходит небывалое интенсивное пополнение научных знаний, накопленных веками. По утверждениям ученых-науковедов, объём мировой информации возрастает на 200 миллионов слов в час, что соответствует 500 страниц машинописного текста, в то время как человек может усвоить за час только 0,5 страницы научного текста [1]. Из этих данных следует, что учащиеся, естественно, не могут усвоить всю информацию мирового масштаба. Именно по этой причине в последние годы наблюдается падение интереса учащихся к дополнительной научной литературе и ограничивание знаниями, полученными в основном в аудиториях. Поэтому неотложной задачей современного преподавания является создание необходимых условий для овладения учащимися основ сегодняшней науки [2,3,4]. Развитие науки, техники и производства сегодня, единство теории и практики в преподавании, а также интеграция образования с производством требуют разработок, основанных на самостоятельно осуществляемой учащимися эффективной и осмысленной работы, оценке их творческой деятельности, расширении кругозора, творческого мышления, экономящих время и облегчающих усвоение знаний современных технологий обучения и внедрения их в учебный процесс[6]. В этом контексте важное место занимают индивидуальные (самостоятельные) информационные работы. Исследования показывают, что под термином «инновационные индивидуальные (самостоятельные) информационные работы» подразумевается такая учебная деятельность, которая вместе с усвоением знаний одновременно обеспечивает самостоятельную организацию формирования навыков, что на практике осуществляется в 4-х типах самостоятельных работ, связанных специальными дидактическими задачами.
Цель первого типа индивидуальной дидактической самостоятельной работы заключается в алгоритмических сведениях деятельности, условий заданий, формировании первичных знаний (первого этапа получения знаний) и определении на этом основании требуемой от студентов квалификации.
Целью второго типа индивидуально – дидактической самостоятельной работы является формирование знаний при повторной обработке в памяти освоенного материала, а также знаний, состоящих из типических заданий, то есть выполнение второго этапа освоения знаний. В процессе решения задач, согласно этой цели, студенты могут либо с предельной ясностью комментировать по выбранным фактам объекты или случаи, либо через обоснование и определение причин изменения в изучаемых объектах или случаях решать их. В обоих случаях студенты должны выполнить работу на основании правильного выбора и интенсификации использования ранее полученных знаний. Умственная деятельность студента состоит из проработки смысла и формы ранее усвоенного информационного материала, его повторного перепланирования и обновления. Подобные действия по перепланированию и освоению приводят к необходимости выбора методов решения возникающих задач описания изучаемого объекта, выполнения различными способами отражаемых в них заданий, а также определения в них самых правильных или логически верных последовательностей. Общее определение всех видов входящих во второй тип инновационных индивидуальных работ состоит в том, что в этих работах объявляется идея решения заданий, а от студентов требуется развить эти идеи и разработать способы и методы применения их в конкретных условиях.
Цель третьего типа индивидуально – дидактической инновационной самостоятельный работы состоит в получении знаний, сформированных на третьем этапе в процессе выполнения нетипичных заданий. Достижение этой цели может быть осуществлено в процессе решения студентами практических задач, требующих формирования алгоритмических оснований причин изменений, проходящих на изучаемых объектах. В целом же, учебная деятельность при выполнении третьего типа самостоятельных работ заключается в накоплении практического опыта и использовании его в новой деятельности на основании приобретенного ранее, усвоенного и приведенного в определенные рамки (опыт действия определенного алгоритма) путём переноса знаний, квалификации, навыков. Значение заданий в работах этого типа состоит в осуществлении поисков и определения обозначения идей решений. Опыт, заключенный в эти рамки, постоянно расширяется, разнообразит процесс развития мышления студентов заданиями по ранее усвоенной учебной информации и новой точке зрения на неё.
Цель индивидуально дидактических работ четвертого типа выражается в создании факторов творческой деятельности учащихся. Умственная деятельность студентов при выполнении подобных работ состоит в том, что студенты глубоко изучают значение обсуждаемого объекта, установление новых связей и взаимоотношений, необходимых для нахождения новых, ранее неизвестных идей и создания предпосылок для возникновения новой информации. Студенты на каждом этапе выполнения этих работ будут вынуждены крепко поломать голову над значением создаваемого ими самими нового для них действия, характером той или иной информации.
В педагогической литературе отмечены следующие виды инновационных самостоятельных работ:
- Индивидуальные работы по образцам;
- Реконструктивно – вариативные;
- Эвристические (частичные, творческие);
- Творческие исследования [2,4,7].
Самостоятельные работы по образцам, заключаются в выполнении типичных заданий, различных упражнений на основе каких-либо образцов. Они являются фактором усвоения материала, но не способствуют творческой деятельности студентов.
Реконструктивно-вариативные индивидуальные работы предусматривают не только практические знания, но и имеют в виду возможности формирования системы новых знаний, привлечения уже полученных знаний для решения возникших проблем[5,6]. Эвристические самостоятельные работы связаны с решением проблем, возникающих во время лекций, лабораторных практических и семинарских занятий. Индивидуальные исследовательские работы ставят перед собой цель видения исследуемой проблемы, самостоятельного определения её, вынесения гипотезы, разработки плана и решения. Творческие самостоятельные работы заключаются в создании условий предписывающих возникновение проблемной ситуации и её решении. В этой деятельности студент, свободный от готовых шаблонов, проводит поиск и исследование проблемы. В перечень творческих работ входят задания по проведению экспериментов, проектированию и т.п.
Таким образом, самостоятельные работы, как один из важнейших методов инновационного обучения, в процессе подготовки к занятиям, закреплении полученных знаний, умений и навыков повышают эффективность индивидуальной деятельности студентов.
Библиографический список
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995, с. 25
- Бордовская Н. В. Педагогика:[для вузов]. – Издательский дом” Питер”, 2013.
- Киреева О. А., Игнатова В. С. Педагогические условия организации инновационной среды в региональном вузе //Высшее образование в России. – 2012. – №. 2. – С. 84-89.
- Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы совершенствования методики преподавания бизнес дисциплин в высшем образовательном учреждении // Гуманитарные научные исследования. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/4050 (дата обращения: 07.11.2013).
- Курпаяниди К.И. Вопросы совершенствования методики преподавания бизнес дисциплин //Психология. Социология. Педагогика. – 2013.-№10.
- Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов //Волгоград: Учитель. – 2007. – Т. 91. – С. 7.
- Freire P. Pedagogy of Indignation. – Paradigm Publishers, PO Box 605, Herndon, VA 20172-0605, 2005.