СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Нигматзянова Гульнур Халимовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
магистр

Аннотация
В статье автором раскрыты такие понятия как «компетенция» и «компетентность». Под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью — выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция


THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «COMPETENCE» AND «COMPETENCY»

Nigmatzyanova Gulnur Halimovna
Kazan (Volga region) Federal University
master

Abstract
In the article the author disclosed concepts such as "competence" and "competency". Under the appropriate expertise to understand the unity of knowledge and experience, and competence under - expressed a person's ability to apply them to address the professional, social and personal problems.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нигматзянова Г.Х. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/28698 (дата обращения: 18.04.2024).

В сфере высшего профессионального  образования происходят масштабные изменения. Мы наблюдаем переход от традиционной системы к  личностной парадигме обучения. Если раньше учащийся выступал объектом образовательного процесса, то сейчас он полноправный субъект.  Данный процесс отражен в ФГОС ВПО третьего поколения, а именно речь идет о формировании компетентного  специалиста.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность».

В «Словаре иностранных слов» представлены два  варианта толкования термина «компетенция»: 1. круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2. круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом. Тоже относится к термину «компетентность»: 1. обладающий компетенцией; 2. обладание знаниями, позволяющими судить  о чем либо в определенной области [7:301].

Зарубежные исследователи давно оперируют понятиями «компетенции» и «компетентность».  Так специалисты Центра профессио­нального образования и подготовки к тру­довой деятельности Университета штата Огайо под  компетентностью понимают  конкретные, легко измеряемые знания, умения, навыки (ЗУНы), необхо­димые для  дальнейшей продуктивной деятельности в выбранной области [9:27]. Данное определение  в некоторой степени  сужает понятие, так как учитывает только область ЗУНов и исключает способности человека, его личностные и социальные качества.

Американский исследователь Р. Мейерс под компетентностью понимает не только соответствие  заранее заданным профессиональным критериям, но и демонстра­цию выполнения поведенческих задач на практике [9:15]. Таким образом,    данное определение включает также и деятельностный компонент, что  в свою очередь расширяет гра­ницы ее применения.

С. Велде дифференцировала понятия: компетентность – это  личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции – некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы. [11:15].

Британский психолог Дж. Равен  под компетентностью понимает специфическую способность,  необходимую для выполнения определенного действия  в  определенной предметной области  и включающую узкоспециальные  знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также  осознание ответственности за свои действия. Быть компетентным – значит иметь набор компетенций разного уровня [5:44].

Обратимся к трудам отечественных исследователей, так, по мнению  И.С. Сергеева,  компетенции – это сочетание таких элементов как  умение, знание и опыт, обеспечивающее в своей совокупности способность решать поставленные практические задания в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Наиболее важными компетенциями для личности являются общекультурная, коммуникативная,  методологическая, а также  компетенции в сфере самостоятельной,  познавательной и культурно-досуговой деятельности [6:44].

Э.Ф. Зеер  под компетентностью понимает содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений,  а также  обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности [3:31].

Н.Л. Гончарова разделяет рассматриваемые понятия и определяет компетенцию как комплексную структуру,  состоящую из разнообразных элементов. Исследователь определяет компетентность как понятие другого смыслового ряда,  считая ее реальной,  характерной конкретной личности и зависящей от субъекта. Н.Л. Гончарова отмечает, что если в обобщенном виде компетенцию можно определить как свойство,  то компетентность – это обладание этим свойством, которое проявляется в практической деятельности [2:23].

А.А.   Вербицкий   в качестве разделения понятий «компетенции» и «компетентности» предлагает  выбрать объективность и субъективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Объективные   условия он определяет как компетенции и понимает их как сферу деятельности специалиста, его права, обязанности и сферы ответственности, определенные в   различного рода официальных документах:  законах, постановлениях,  указах,  приказах, положениях, инструкциях и тд. В качестве  субъективных условий, т.е.  компетентностей выступают при этом сложившаяся на данный момент система ответственных отношений  и установок  к миру, другим людям и к самому себе, профессиональные мотивы,  профессионально важные качества личности специалиста, его психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки  и др. [1:113].

По мнению А.В. Хуторского  компетенция – это отчужденное, заранее определенное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – это совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [8:62].
Тщательный     анализ   положений, принципов и места компетентностного  подхода в  российском образовании осуществила  И.А. Зимняя.  Компетенции, согласно ее трактовке, – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые компетенция затем выявляются в компетентностях человека, как  актуальных, деятельностных проявлениях [4:10-11].

Как показывают исследования от качества сформированности общекультурных компетенций зависит дальнейшее трудоустройство специалиста. Так около 50 % компаний используют для отбора работников метод оценки по компетенциям, а не по знаниям, а 34 % организаций планируют взять этот метод на вооружение. Опросы мнений потенциальных  работодателей практически сходились к единому мнению – 75 % ответили, что приоритетным критерием выбора претендента являются личностные компетенции кандидата, которые включают общекультурную компетенцию второе место занимает качество образования (63 %).

Таким образом, под компетенцией целесообразно по­нимать единство знаний и опыта, а под компетентностью — выраженную способ­ность личности применять их для реше­ния профессиональных, социальных и личностных проблем. Компетентностный подход в высшем образовании предполага­ет особую организацию образовательного процесса вуза. При этом усиливается его проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполне­нием проектов, ориентированных на за­просы работодателей.


Библиографический список
  1. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном  подходе //  Высшее образование в России. -2006, №11. (39-46)
  2. Гончарова Н.Л.  Категория  «компетентность»  и  «компетенция»  в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. –  № 5
  3. Зеер Э.Ф.  Компетентностный подход к образованию// Образование и наука – 2005. – № 3 (33)
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. – № 5.
  5. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Когито-Центр; М.; 2002.
  6. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие /  И.С.Сергеев. ——СПб.:Питер, 2004.-316 c.
  7. Современный словарь иностранных слов. Толкование, употребление, словообразование, этимология.  - М.: Феникс, 2009.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как ком­понент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64
  9. Development  and implementing local  educational standards /  Ed. by  Meyers R. ERIS Clearing House on Assessment  and Evaluation, 1998.
  10. Occupational standards: International perspectives /  Ed. By Oliveira J. Columbus, OH:  Center on Education and Training for Employment, theOhioStateUniversity, 1995.
  11. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Proceedings of the XXVII Annual SCUTREA Conference. 1997. P. 27–35.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «gulnur»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация