В настоящее время качество образования в высшей школе – один из показателей эффективности работы вуза. Совершенствование образования требует глубокого анализа современной педагогической реальности, критического осмысления накопленного опыта в системе управления вузом. Необходимо определить, что сохраняет свое значение, а что должно быть изменено или обновлено под влиянием современных тенденций и процессов информатизации; выявить субъективные и объективные факторы и причины, обусловливающие отставание подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования от реальных потребностей общества в условиях рыночных отношений, развития вузовской и внешней информационной среды.
Важнейшая методологическая и управленческая проблема оценки качества образования – вопрос о целях и критериях оценки. От его решения зависит во многом «система сравнения» и «система оценки». При данном подходе квалиметрия образования выдвигается на уровень образовательной политики. Оценка качества образования предполагает так называемое «внутренние» и «внешние» аспекты оценки качества, т.е. включает как утилитарное измерение, так и измерение, связанное с интеллектом, компетентностью и творческим потенциалом. [6, с. 108]
Для оценки качества образования необходимо ввести определенные показатели качества образования, на основе которых можно судить о функционировании образовательной системы. Эти показатели можно разделить на три группы: показатели характеризующие затраты на образование и его обеспечение; показатели качества учебного процесса и показатели результатов обучения.
Целесообразно выделение следующих признаков, представляющих качество образования:
- качество «исходного материала» – уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
- качество учебных программ, учебников, методических пособий – качество учебно-методического сопровождения (обеспечения);
- степень и качество материально-технического оснащения учебного процесса;
- качество обучающего – профессиональная квалификация преподавателя;
- качество организации и управления вузовской деятельностью;
- дефицит рабочих мест, переизбыток трудовых ресурсов, ситуация необходимости «выживания» на рынке труда, саморекламы, самопрезентации, самовостребованности;
- спрос, востребованность, «социальный заказ» со стороны общества на специалистов определенного профиля;
- финансовые расходы на подготовку специалиста или зависимость качества профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации от уровня сложившихся цен;
- соответствие качества подготовки мировым стандартам.
Качественное обучение предполагает:
- глубокое проникновение в предметную область путем выявления способов «погружения» в знание;
- формирование механизма внутренней потребности и нарастающего интереса к познанию неведомого;
- изучение мотивации к творческому характеру преподавания и обучения;
- определение стимулов, формирующих навыки и умения самостоятельной работы студентов;
- выделение факторов, от которых зависит качество профессиональной подготовки специалистов.
Как объект управления информатизацией, образовательная среда отражает уровень возможностей вуза исходя из условий контекста потенциального обеспечивать своим выпускникам результативное выстраивание и развитие профессиональной биографии на основе приобретения информационной культуры.
Составляющие информационной образовательной среды:
- образовательный процесс, обеспечивающий готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности на основе НИТ;
- профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава, сочетающего высокий уровень научной квалификации с педагогическим мастерством и владеющего НИТО;
- взаимодействие вуза с органами управления и учреждениями образования, с другими социальными партнерами по развитию внутренней и внешней информационной среды.
Организация процессов управления – одна из важнейших задач в жизни вуза. Современные информационные технологии позволяют реализовать и значительно усовершенствовать существующие способы и приемы работы с информацией, а также методику управленческой деятельности. Интеграция информационных ресурсов позволяет использовать современные методы анализа состояния учебного процесса; планировать и эффективно управлять образовательной, научной и хозяйственной деятельностью высшего учебного заведения.[2, с. 10]
Факторы, объективно влияющие на схему реализации информационно-измерительной системы (ИИС):
1) наличие большого объема информации общего характера (метаинформации);
2) необходимость интегрирования различных внутренних информационных ресурсов вуза в один общий административно-информационный ресурс, доступный руководителям подразделений и отделов вуза для стратегического анализа и всесторонней оценки текущего положения дел;
3) потребность в оперативном и обоснованном принятии различных управленческих решений;
4) потребность в постоянном информационном взаимодействии между различными подразделениями и отделами высшего учебного заведения;
5) потребность в непрерывной корректировке внутренних информационных ресурсов, их оперативная взаимоувязка с изменениями во внешних информационных ресурсах;
6) потребность в информировании заинтересованных лиц общества об имеющихся научных, образовательных, материальных, информационных, культмассовых и других ресурсов вуза и т.п.
Подсистема управления приоритетами обслуживания запросов к информационным ресурсам вуза является составной частью ИИС вуза в целом. Решение задач анализа и синтеза механизма управления приоритетами усложняется рядом особенностей, среди которых:
- сложная опосредованная связь показателей качества управления приоритетами с показателями качества работы ИИС вуза;
- необходимость учета большого количества требований приоритетности АДИ (аналитической диспетчеризации информации) с целью их оценки и выбора рационального варианта;
- преимущественно качественный характер требований, учитываемый при анализе и синтезе управления приоритетами АДИ;
- трудность получения исходных данных, необходимых для решения задач и синтеза АДИ.
Указанные особенности делают затруднительным применение традиционных математических методов оптимизации для решения прикладных задач анализа синтеза управления приоритетами информации в ИИС.
Усиление роли информации, знаний в общественном развитии, постепенное превращение их в основной «капитал» личности и общества принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира. [1, с. 58]
При широком взгляде на предметы учебного плана инженерных специальностей, обучение которых может производится на информационной основе, можно отнести те из учебных курсов, которые в той или иной форме допускает частичную или полную автоматизацию обработки информации. К таким, можно отнести практически все учебные курсы технических специальностей позволяющие использовать средства информационных технологий, от вычислительных алгоритмов, компьютерных расчётов в естественнонаучных дисциплинах до автоматизации моделирования и проектирования в общетехнических и специальных дисциплинах, включая курсовые и дипломные проекты. Поэтому, как модель подготовки будущих инженеров может рассматриваться иерархическая структура обучения на основе комплексной информационно-образовательной базы, в которой содержание дисциплин различных циклов формируется «локальными» и «корпоративными» содержательными линиями «алгоритм», «модель», «проект».
Библиографический список
- Жужжалов В.Е., Баранова О.А. Специфика обучения в условиях информатизации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009. №18. С. 58-60
- Баранова О.А., Самойленко П.И., Жужжалов В.Е. Построение методической системы обучения студентов Втузов информатике // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С. 8-10.
- Жужжалов В.Е. Совершенствование содержания обучения программированию на основе интеграции парадигм программирования// автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук/ Российская академия образования, Москва, 2004. С.45
- Жужжалов В.Е., Баранова О.А. Системный анализ процесса информатизации инженерного образования в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010. № 10. С. 44-46.
- Жужжалов В.Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики // монография / Российская академия образования, Ин-т содерж. и методов обучения, Москва, 2004. С. 127
- Жужжалов В.Е., Коваленко И.Л., Сапрыкина И.Д., Ганин Д.Д. Принципы выработки управляющих решений в АСУ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 2. С. 106-111