Развитие общества на современном этапе, характеризуемый созданием и внедрением новых технологий, открывает широкие перспективы развития новой системы образования. Сегодня высшие учебные заведения должны предоставлять учащимся больше возможностей для формирования научного понимания мира, обеспечивать новое информационное содержание образования, больше внимания уделять информационным технологиям.
Учебные планы университетов все более наполняется интегрированными курсами, отражающими симбиоз естественнонаучных и технологических знаний. Важной посылкой появления в высшей школе интерактивных форм обучения явилась концепция современного образования, ориентированная, прежде всего, на личность студента и развитие его индивидуальности. Интерактивное обучение для экономических специальностей создает реальные возможности, а также создание необходимой среды для развития и учета личностных качеств, учитывая способности каждого студента благодаря своему содержанию, вариативной структуре, опоре на новые технологии обучения, большой доле самостоятельной учебной деятельности обучаемых.
Согласно изменившейся концепции образования, современные подходы к обучению в высшей школе должны быть ориентированы на достижение целей, направленных исключительно на личность каждого обучаемого. Индивидуализированная подготовка, гарантирующая достижение поставленных целей, обязана решить следующие задачи:
– развить способности и интересы учащихся;
– сформировать конкретные знания, практические умения и навыки работы экономического профиля;
– повысить самостоятельность в процессе подготовки;
– закрепить в практической деятельности знания, полученные при изучении основ гуманитарных наук;
– выявить скрытые (потенциальные) возможности отстающих студентов и создать условия для развития их способностей;
– выявить наиболее способных студентов, которые в будущем составят резерв одаренных выпускников вуза экономического профиля.
Для оценки эффективности индивидуализированного обучения необходимо выделить критерии успешности индивидуализации. О степени соответствия критериям можно судить по показателям. Под показателем принято понимать конкретный измеритель критерия, из чего следует, что один критерий может иметь несколько показателей.
Критерии, показатели и методы их измерения, представлены в таблице 1. Указанные критерии после оценки, в какой степени тот или иной обучаемый соответствует показателям, позволяют определить, насколько эффективно и успешно проходит процесс индивидуализации обучения и, в случае необходимости, скорректировать процесс обучения.
Таблица 1. Критерии эффективности индивидуализации подготовки студентов экономических специальностей
Критерий | Показатели | Методы измерения |
Обученности | –сформированность экономических знаний, практических умений и навыков;
–успеваемость; –качество усвоения учебного материала; –умение применять на практике полученные знания |
–наблюдение;
–беседа; –методы математической статистики (коэффициент усвоения, успеваемость, коэффициент прочности усвоения материала) |
Мотивационности | –статус предмета;
–самообразование; –создание личной библиотеки |
–наблюдение;
–ранжирование; –анкетирование; –беседа |
Эмоционально-личностный | -сформированность общечеловеческих ценностей и качеств;
–уверенность в собственных силах; –эмоциональное состояние учащихся на занятиях |
–наблюдение;
–беседа; –анкетирование |
Когнитивный | –способность принимать самостоятельные решения;
–решение практических задач; –самостоятельность в технологической подготовке |
–наблюдение;
–анализ конечных результатов деятельности учащихся |
Отправной точкой подхода к индивидуализации, может служить концепция умственного развития. На ее базе в последние годы были выполнены многочисленные исследования, посвященные различным личностным аспектам образовательного процесса в высшей школе. Среди них работа В.Е. Жужжалова по совершенствованию содержания обучения программированию на основе интеграции парадигм программирования. Анализ результатов исследований данного автора, позволяет наметить конкретный подход к проблеме индивидуализации экономического образования.
Следует выделить значимые для индивидуализированного обучения положения:
- В случае если индивидуализированное обучение адаптировано к начальному уровню развития каждого студента, то оно является развивающим.
- Исходя из достигнутого уровня развития студента, имеет место одновременное выявление этого уровня. Диагностику индивидуальных особенностей учащихся целесообразно рассматривать как первоначальный этап индивидуализированного обучения.
- Индивидуализированное обучение конкретному образовательному предмету должно быть направлено на расширение тех способностей учащихся, от которых в большей степени зависит успешность обучения.
- Использование специальных обучающих средств позволяет максимально индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся и несомненно повышает качество обучения. [2, с.38]
В первую очередь, интерактивное обучение основано на учете индивидуальных особенностей студентов, однако достаточно сложно учесть все разнообразие этих особенностей. Достаточно выявить доминирующие в учебной подготовке особенности для того, чтобы в обучении акцент делался, прежде всего, на их учете и развитии.
Известной особенностью интеллекта являются представления о пространственных соотношениях, связях в предмете и между предметами. Специальные исследования подтверждают важную роль пространственных представлений в решении различных экономических и технических задач, а также указывают на связь между такими компонентами способностей, как техническое мышление и пространственные представления.
Следовательно, к доминирующим индивидуальным особенностям учащихся, требующим учета в подготовке высококвалифицированных специалистов экономического профиля, в первую очередь относятся техническое мышление и пространственные представления индивида.
Кроме описанных особенностей, дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как пути расширения содержательной базы системы учебных курсов, создание и корректировка учебных программ, совершенствование методики преподавания, а также дальнейшая разработка учебно-программного комплекса. [3, с. 45]
Библиографический список
- Баранова О.А., Самойленко П.И., Жужжалов В.Е. Построение методической системы обучения студентов Втузов информатике // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С. 8-10.
- Жужжалов В.Е. Совершенствование содержания обучения программированию на основе интеграции парадигм программирования// автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук/ Российская академия образования, Москва, 2004. С.45
- Жужжалов В.Е., Баранова О.А. Системный анализ процесса информатизации инженерного образования в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010. № 10. С. 44-46.
- Жужжалов В.Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики // монография / Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения, Москва, 2004. С. 127
- Сапегина М.В., Аношина Ю.Ф. Развитие продовольственного рынка: оценка и регулирование//Монография, Компания Спутник+, М.:2007, С. 178