Переориентация отечественной системы высшего образования на социокультурные факторы как детерминанты развития образования в стране — процесс довольно сложный. Существует значительное разнообразие взглядов на оправданность такой ориентации. Вместе с тем у высшей школы России за последние полтора десятилетия сложился определенный опыт работы в условиях отсутствия государственной стратегии развития, когда эволюция вузовской системы происходила как адаптация системы образования к изменившимся условиям функционирования и новым требованиям рынка труда, социокультурным потребностям учащихся и их родителей. Данный процесс проявился, с одной стороны, в развитии многоканального финансирования, расширении сферы платных образовательных услуг и услуг, связанных с получением образования, с другой стороны, в изменении содержания образования, в стремлении разнообразить спектр образовательных услуг и привести их в соответствие с требованиями потребителя — работодателей и учащихся (или их родителей), перейти от узкоспециальной подготовки к обучению, обеспечивающему профессиональную мобильность [1].
Для осуществления стратегии адаптации, прежде всего, необходим был перелом в основополагающих мотивациях молодежи. Как показывают опросы общественного мнения периода начала радикальных реформ, роль получения образования вообще и высшего в частности упала довольно низко. Так, например, поданным социологических исследований, ценность образования среди молодежи с 1991 г. неуклонно понижается, если в 1991 г. 63 респондента из 100 отмечали образование как ценность, то в 1995 г. этот показатель составлял только 57 человек [2].
Это, в свою очередь, не замедлило отразиться на таких показателях развития высшей школы, как снижение конкурса в вузы, а также на общем количестве студенчества в Российской Федерации и в республиках Среднего Поволжья в первые годы реформ.
В этих условиях высшая школа не могла ориентироваться на потребности нового заказчика, которым должен был выступить непосредственный потребитель образовательных услуг, в силу их несформированости. Кроме того, ориентация системы образования на расширение платных услуг развивалась в этот период быстрее роста платежеспособности молодежи и их родителей [3]. Именно поэтому в первой половине 1990-х гг. вузам республик Среднего Поволжья присуща негативная динамика развития численных показателей.
Во второй половине 1990-х гг. сформировались некоторые предпосылки для перелома негативных тенденций в области высшего образования. Однако общий социокультурный фон в России и республиках Среднего Поволжья во второй половине 1990-х гг. никак нельзя охарактеризовать как положительный. По целому ряду направлений социокультурного развития к концу 1990-х гг. сложилась кризисная ситуация: обострились так называемые социальные болезни — для России это, прежде всего, алкоголизм и наркомания; сложилась критическая демографическая ситуация.
Данные факторы, наряду с обнищанием населения, сложной обстановкой по безработице, моральной деградации значительной части общества, составляли социокультурный фон преобразований.
Однако и в это сложное во всех отношениях время население республик начинает уделять значительное внимание образованию. Об этом свидетельствует неуклонное увеличение количества студентов в вузах республик с 1996 г. Для этого сложились некоторые предпосылки в социальном развитии.
Так, невостребованность выпускников-специалистов стала до некоторой степени сглаживаться С развитием в России альтернативных форм хозяйствования. Руководители государственных и коммерческих структур предпочитали иметь в качестве служащих людей, имеющих высшее образование.
Пониманию факта необходимости получения высшего образования и его отражению в образовательных стратегиях молодежи во второй половине 90-х гг. способствовало становление определенной системы престижа, которая, сохраняя дивергентность жизненных стилей, возвратила высшему образованию роль обязательного атрибута высокого статуса.
И хотя в социокультурной ситуации 1990-х гг. высшее образование уже не оценивается как фактор, безусловно обеспечивающий высокое социальное положение или продвижение по социальной лестнице, в жизненных стратегиях молодежи после значительного спада начала 90-х гг. ценность получения высшего образования занимает значительное место. Высшее образование оценивается уже с новых позиций, в частности, как инструмент достижения экономического успеха и как инструмент доступа к разнообразным и новым жизненным формам и стилям.
Данные процессы, наряду с благоприятной демографической ситуацией, для высшего образования (имеется в виду увеличение рождаемости в стране в начале 1980-х гг.), способствовали развитию численных показателей системы высшего образования на территории республик и подготовили почву для интенсивного развития коммерческого сектора высшей школы. Также исследователями к концу 90-х гг. в структуре мотивации к сбережениям отмечается то, что накопления с целью «дать детям хорошее образование» занимают первое место [4].
1990-е гг. в развитии системы высшего образования, помимо всего прочего, связаны со значительным увеличением восприимчивости отечественной культуры к проявлениям процессов глобализации и проникновения элементов информационной культуры Запада.
Начало активной экспансии социокультурных установок глобальной культуры в России можно отнести еще к началу 1990-х гг. Первые годы реформ в России, как известно, были связаны со значительным увеличением открытости культурной программы страны иностранным влияниям, преимущественно западного происхождения, что обозначается в литературе термином «вестернизация». Спецификой данного процесса в России начала 90-х гг. являлось неопосредованное заимствование норм и ценностей массовой культуры Запада через культурные фильтры. Учитывая тот факт, что данные процессы происходили наряду со значительной дезорганизацией внутреннего социокультурного пространства России, можно заключить, что на первом этапе социокультурные влияния глобального характера не оказывали существенного влияния на высшее образование.
Однако со второй половины 1990-х гг. и ближе к концу XX в. влияние глобальных процессов на направления развития высшего образования как в мире, так и в России стали носить более системный характер. В рамках процесса глобализации российское общество оказалось перед вызовами глобальной экономики, политики и культуры.
В рамках данного процесса происходит пересмотр места образования по оси «безусловное социальное благо — платная услуга» в современной культуре.
Одной из детерминант данного процесса является то, что отличительной чертой глобального общества является возросшая дифференциация, которая проявляется в демократизации общества, расширении возможностей политического и социального выбора. В свою очередь, это приводит к неустойчивости прежних систем определения социальной структуры общества, ее «размытости». В процессе развития данных тенденций «люди становятся свободными от социальных форм индустриального общества — от класса, слоя, семьи, от обусловленного полом положения мужчины и женщины» [5]. Данные изменения предполагают переоценку роли социальных институтов. Система высшего образования также переживает кризис переоценки роли и места в обществе. Считается, что человек должен во всем преследовать свой личный интерес. Все социальные институты, в том числе и высшее образование, испытывающие в последнее время сильное общественное давление, служат лишь для того, чтобы быть полезными для человека.
В свою очередь, динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность у каждого отдельного человека в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, росте своей профессиональной мобильности. Современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, поэтому он предъявляет все возрастающие и более конкретные требования к системе высшего образования.
«Если в предшествующие столетия университет рассматривался как цивилизационный институт общества, вклад которого не имел конкретно планируемой цели (экономической, социальной и т.д.), то сегодня университет все более считают институтом общественной службы с вполне определенными задачами в жизни как общества в целом, так и отдельных регионов» [6]. Глобализация «корректирует функции и цели образования, меняет профессионально-квалификационную модель, стержнем которой становятся принципы экономоцентризма и утилитаризма» [7].
Рассматриваемая с данной точки зрения глобализация выступает как экономический вызов российской системе образования. В обществах с рыночной экономикой образование, как правило, оценивается с точки зрения его роли в повышении конкурентоспособности на рынке труда.
Однако эти интересы зачастую не совпадают с потребностями культурного развития. Так, конец XX в. предстает в работах многих исследователей культуры как первая фаза глобальной катастрофы, проявляющаяся в виде глобальных духовной и информационной катастроф, знаменующих собой переход человечества в новые условия своего существования.
Данный поворот выдвигает необходимость сохранения глобального экологического равновесия на основе качественного изменения производительных сил и потребления, гуманистической переориентации научного и технологического прогресса, «вся система знаний о мире и человеке должна быть кардинальным образом пересмотрена» [8].
Основу нового содержания образования должно составить содержание, отражающее направления развития и сущность современной культуры «В сфере образования идет напряженный поиск и моделирование нового образа культуры, которая уже давно стала реальностью, бурлящей за стенами учебных заведений» [9].
Соответствие логике развития культуры определит образ новой «педагогической архитектуры» [10]. В ее основу, по мнению большинства исследователей, лягут следующие изменения в культуре:
современная культура выдвигает на первый план «принцип личности». И поэтому «так резко возрастает сегодня интерес социального познания не к социально-массовым явлениям, а к явлениям личностно-индивидуальным, духовно-уникальным. Идея такого антропоцентризма выражается в признании приоритета интересов, нрав и свобод не науки, не государства, не группы, а суверенной человеческой личности» [11];
культурное развитие нашего времени идет под знаком все углубляющейся интеграции и разрушения всяких перегородок [12]. Современная культура — культура «мозаичная» (А.Моль), она складывается из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций (отраслей) фрагментов, где нет строгих границ между одним понятием и другим.
в современной культуре формируется новый тип рациональности. Новая рациональность противостоит рационализму просветительского типа. Классический рационализм сменяется сложной комбинацией рационального, иррационального и сверхрационального в современной культуре [13];
современная культура — это культура диалога, она неминуемо должна включать в себя многообразие личностно-ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е. через диалог.
В области образования данные изменения находят свое отражение в новых требованиях к содержанию образования. В условиях взаимодействия в культурном поле современного мира противоборствующих тенденций унификации и интернационализации для высшего образования во всем мире, как отмечает Э.Мори, «встраивание соответствующих содержания и образовательных стратегий в основной поток учебных планов остается самой насущной задачей» [14].
С учетом вышесказанного, образование — это не только особый способ воспроизводства знаний, но и способ воспроизводства культуры как совокупности культурных образцов ценностей и норм. Исходя из этого, общей целью образования и образовательных систем становится поддержание непрерывности культуры и единства культурно-образовательного пространства [15].
При этом многие исследователи склоняются к мнению, что в плане культуры «глобализация — это тупиковый путь развития человечества» [16] или, по крайней мере, что глобализация, понимаемая как исчезновение национальных государств и унификация культуры, «еще очень и очень далеко»[17].
В этих условиях сохранение единства культурно-образовательного пространства — это, прежде всего, национальная, а не глобальная проблема, которая стоит перед каждым государством, в том числе и перед Россией.
Библиографический список
- Белая книга российского образования.—Ч. I.—М.: Изд- во МЭСИ, 2000.—СЮ—24.
- Бобахо, В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений /В.А.Бобахо, С.И.Левикова // Общественные науки и современность. — 1996. — № 3.—С.56.
- Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ / Институт социологии РАН.—М., 2003.—С.389.
- Радаев, В.В. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения / В.В.Радаев // Вопросы социологии.—1998.—№ 8.—С.45.
- Beck Risikogesellshaft. Auf dem weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986.—S.15
- Реформа образования: благие намерения, обретения, потери // Высшее образование в России.—2004.—№ 12.—10
- Марков, А.П. Образовательные цели и агенты глобализации / А.П.Марков // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские научные чтения. — СПб.: СПбГУП, 2003.—С.83.
- Кинелёв, В. Образование и цивилизация / В.Кинелёв// Высшее образование в России.—1996.—№ 3.—С.8.
- Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры /В.Ф.Сидоренко // Техническая эстетика.—1989.—№ 12.—С.1—2.
- Конев, В.А. Культура и образование / В.А.Конев // Образование в условиях формирования нового типа куль туры: III Международные Лихачевские научные чтения. — СПб.: СПбГУП, 2003.—С.104.
- Бакиров, В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира / В.Бакиров // Общественные науки и современность.—1993.—№ 1—С.72.
- Конев, В.А. Культура и образование / В.А.Конев //Образование в условиях формирования нового типа куль туры: III Международные Лихачевские научные чтения. — СПб.: СПбГУП, 2003.—С.107.
- Шаповалов, В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века / В.Ф.Шаповалов.—М.:Флинта.—1998.—С.35.
- Мори, Э.И. Изменение учебных программ высшего образования в условиях мультикультурного мира / Э.И.Мори // Высшее образование в Европе.—2000.—№ 3.—С.42.
- Именно с таких позиций трактуется миссия образования в документах ЮНЕСКО.
- Майбуров, И.А. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в регионе / И.А.Майбу ров.— Екатеринбург: ГЩУ ВПО УГТУ—УПИ, 2003.—С.336.
- Галаган, А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций / А.И.Галаган // Социально-гуманитарные знания.—2002.—№ 5.—С.77.