Современная отечественная система высшего образования направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые эффективно используют в своей профессиональной деятельности полученные знания из разных областей наук, а также способны самостоятельно их получать, анализировать и применять в решении конкретной проблемы. В связи с этим возникает необходимость объективной оценки уровня формализма знаний, поскольку ее проявление в разной степени влияет на действенность и мобильность полученных знаний. Непреходящая актуальность проблематики преодоления формализма знаний учащихся подтверждается тем, что ее исследованию посвящены работы видных российских педагогов и психологов как М.Н.Скаткина, Л. И. Божович, И.Б.Горбуновой, А.К.Громцевой, И.Я.Ланиной идр.
Формализм в знаниях – недостаточно сформированный уровень знаний учащихся, носящий инертный характер, являющийся следствием не до конца продуманной организации учебно-воспитательного процесса. [1]
Опираясь на исследования В.П. Беспалько по определению уровней усвоения знаний [2], мы выделяем 5 уровней формализма в знаниях:
1. уровень (очень высокий) знания – знакомства, предполагает узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действии с ними.
2.уровень (высокий) знания – копии, предполагает репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.
3.уровень (средний) – эвристический, предполагает продуктивное действие по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.
4.уровень (низкий) – творческий, предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.
Система предлагаемых Беспалько уровней усвоения дополним 5 уровнем (очень низкий) исследовательским. Деятельность студента в данном случае направлена на выявление сущности изучаемых явлений или процессов, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
При диагностике уровня формализма знаний в процессе изучения учебного материала модулей наиболее целесообразно использовать метод тестирования. При составлении тестовых заданий, учитывались основные требования: адекватность (валидность), определенность (общепонятность), простота, однозначность, надежность.
Определение уровня формализма в знаниях студентов по результатам тестирования можно, введением коэффициента формализма знаний: Кф =m/n, где m- число неверно решенных заданий; n- число предложенных заданий. Если 0,9 Под надежностью теста понимается обеспечение устойчивости последовательных результатов при тестировании одного и того же обучающегося. Для проверки этого требования обучающийся тестируется несколько раз с помощью различных тестов данного вида.
Для оценки уровня формализма знаний мы используем задания с возрастающей трудностью, поэтому для подсчета коэффициента надежности данного гомогенного теста используем формулу Кьюдера – Ричардсона:
rн=n/n-1∙(1-∑pjqj/Sx2), где pj – доля правильных заданий на j ое задание; qj — доля неправильных ответов, qj = 1 – рj; S2х — дисперсия по распределению наблюдаемых баллов; n — число заданий теста.
Методика построения тестов состоит в следующем, студент может перейти на новый уровень, при условии, что он полностью прошел предыдущий.
Тесты 1 уровня используются, когда студент, усвоивший знания способен выбрать из нескольких ответов один, правильный. В данном случае выделим следующие группы заданий:
задания «узнавания»- выбор одного ответа из двух предложенных, или выбор ответа, опираясь на учебный материал;
задания «различия» – выбор одного ответа нескольких предложенных;
задания «упорядочение» – расставление по порядку возрастания или уменьшения какого либо признака;
задания «классификации»- выбор общих и различающих признаков в изучаемых объектах путем соотнесения характеристик, свойств или параметров;
Тесты 3 уровня для оценки уровня формализма знаний студентов технического вуза, содержат известные типовые задания, для решения которых необходимо
самостоятельно перенести известный алгоритм решения в конкретные условия
профессиональной деятельности или в новые условия. В данном случае выделим следующие группы заданий:
задания «дополнения», в которых необходимо студенту дополнить выражение, дополнить ответ, формулу, в новых для обучающихся заданиях
с техническим содержанием;
«не типовые» задания, предполагает, что студент способен использовать основные алгоритмы решения задач при решении задач с техническим содержанием.
Для выявления 4 и 5 уровня формализма знаний обучающихся, необходимо подобрать творческие задания с техническим содержанием: на конструирование, рационализацию, модернизацию и т.д. В данном случае создание таких заданий затруднено тем, что не всегда возможно смоделировать творческую деятельность.
Измерение уровня формализма знаний по физике студентов технического вуза при тестировании оценивается с помощью коэффициента формализма знаний (Кф). Опираясь на результаты исследований, можно утверждать, что при Кф < 0,7 высокий уровень формализма знаний.
С помощью таблицы 1 опишем методику определения уровней формализма знаний студентов технического вуза. Поскольку любая учебная деятельность студентов должна оценивается и в условиях рейтинговой системы обучения, то при прохождении определенного уровня знаний ставим соответствующий балл или оценку по пятибалльной шкале. Если Кф<0,7 (высокий уровень формализма), то считаем что данный уровень не пройден обучающимся, и необходимо пройти снова, для перехода на новый уровень. Каждый уровень студент может пройти повторно три раза и при этом ограничивается время.
Таблица 1. Методика определения уровня формализма знаний
Уровни формализма знаний |
Коэффициент формализма |
Количество заданий в |
Баллы |
Пятибалльная оценка |
Примечание |
||
1 уровень (очень |
0,9<Кф<1 0,8<Кф<0,9 0,7<Кф<0,8 0,6<Кф<0,7 0<Кф<0,6 |
4 |
0 – 1 2 3 4 |
Неудов. Удовл. Хорошо Отлично |
При |
||
2 уровень (высокий) |
0,9<Кф<1 0,8<Кф<0,9 0,7<Кф<0,8 0,6<Кф<0,7 0<Кф<0,6 |
4 |
0-2 3 6 8 |
Неудов. Удовл. Хорошо Отлично |
При коэффициенте |
||
3 уровень (средний) |
0,9<Кф<1 0,8<Кф<0,9 0,7<Кф<0,8 0,6<Кф<0,7 0<Кф<0,6 |
4 |
0-2 6 9 12 |
Неудов. Удовл. Хорошо Отлично |
При коэффициенте |
||
4 уровень (низкий) |
0,9<Кф<1 0,8<Кф<0,9 0,7<Кф<0,8 0,6<Кф<0,7 0<Кф<0,6 |
2 |
0 -1 4 6 8 |
Неудов. Удовл. Хорошо Отлично |
При |
||
5 уровень (очень |
0,9<Кф<1 0,8<Кф<0,9 0,7<Кф<0,8 0,6<Кф<0,7 0<Кф<0,6 |
2 |
0-2 5 7 10 |
Неудов. Удовл. Хорошо Отлично |
При |
Для оценки уровня формализма знаний студентов по физике первокурсников использовались задания из вариантов егэ, а также разработаны задания 4,5 уровней с техническим и профессиональным содержанием по разделу механика. В каждом тесте 15 заданий и максимальный балл 42б. Оценка «отлично» ставиться при условии, что студент набрал более 90% от всех предложенных баллов- 38б-42б; оценка «хорошо» при условии, что студент набрал от 76% до 90% предложенных баллов- 32б-38б; оценка удовлетворительно при условии, что студент набрал от 60% до 76%
предложенных баллов – 26б-32б; оценка неудовлетворительно при условии, что
студент набрал менее 60% предложенных баллов.
Библиографический список
- Преодоление формализма знаний студентов технического вуза через формирование инженерного мышления Известия ВолгГТУ. Серия “Новые образовательные системы и технологии обучения в
вузе”. Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – № 10. – C. 113-116 Мустафина Д. А.,Короткова Н. Н., Рахманкулова Г.А. - Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста.-М.1991.