Одним из основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочной основе является повышение уровня и качества жизни граждан. Достойное пенсионное обеспечение граждан свидетельствует не только об уровне социально-экономического развития страны, но и демонстрирует состояние правовой и нравственно-культурной составляющей государства.
За последнее десятилетие РФ достигла ряда позитивных результатов, к которым можно отнести наличие гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ; увеличение среднего размера трудовой пенсии, создание ряда предпосылок формирования пенсионных прав в соответствии с мировыми нормами. С 2002 г. по 2012 г. трудовая пенсия по старости была увеличена 6,5 раз в номинальном размере и в 2,8 раза в реальном выражении [1]. Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера 2002 году составляло 108,4%, в 2007 году – 110,4%, в 2012 году выросло до 179,8%.[1].
Несмотря на ряд позитивных изменений, остаются нерешенными проблемы существующей в большом объеме теневой занятости, высокий уровень смертности трудоспособного населения, ухудшение демографической ситуации [1].
К основным целям совершенствования системы пенсионного страхования граждан следует отнести финансовую устойчивость пенсионной системы на долгосрочной основе и обеспечение приемлемого уровня пенсионных начислений. Предлагается внедрение трехуровневой модели пенсионной системы в РФ. Первый уровень формируется за счет страховых взносов и средств федерального бюджета, данные средства направляются на обеспечение выплат трудовых пенсий в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Второй уровень будет сформирован работодателями на основании индивидуального трудового либо коллективного договоров, возможно существование отраслевого тарифного соглашения. Третий уровень формируется самим физическим лицом [1].
Совершенствование тарифной политики пенсионной системы направлено на формирование безусловной обязательности уплаты страховых взносов и установление единых тарифов страховых взносов для всех категорий работодателей, изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан.
Необходимость реформирования существующего подхода в рамках досрочных пенсионных выплат продиктована тем, что финансирование данных выплат производится за счет совокупных доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. Работодатель не заинтересован в улучшении условий труда, поскольку не осуществляет выплату дополнительных страховых взносов в связи с вредными и опасными условиями труда на предприятии, и совокупные издержки несут сами пенсионеры. Вследствие этого, необходимо внедрение дополнительных тарифов с их поэтапным увеличением по годам.
Совершенствование накопительной пенсии предполагает ее выделение в самостоятельный вид, так как произойдет изменение в формировании трудовой пенсии по старости с образованием двух составляющих: страховой пенсии и накопительной пенсии. Накопительная пенсия формируется при следующих условиях: достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет – для женщин; наличии страхового стажа не менее 15 лет; наличии пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счета застрахованного субъекта либо на пенсионном счете накопительной пенсии [2]. Расчет размера накопительной пенсии производится следующим образом: совокупная сумма пенсионных накоплений застрахованного лица равномерно распределяется на количество месяцев ожидаемого периода пенсионных выплат, минимальное значение в 2015 году составляет 162 месяца (13,5 лет), в 2016 г. – 168 месяцев (14 лет). С учетом результатов инвестирования совокупных средств, направляемых на пенсионные выплаты, размер накопительной пенсии корректируется ежегодно с 1 августа [2]. Для граждан, обратившихся за назначением пенсий в более поздние сроки в сравнении с общеустановленными, , предусмотрены льготные условия формирования размера накопительной пенсии. Регламентируется порядок выплат пенсионных накоплений умершего застрахованного лица родственникам, а также порядок выплат в случае выезда застрахованного субъекта на постоянное место жительства за пределы РФ.
Изменения коснулись условий назначения страховых пенсий по старости. При неизменности возрастного порога ( 60 и 55 лет соответственно), необходимо также наличие минимального трудового стажа – 15 лет и достижение минимального индивидуального пенсионного коэффициента – 30 [3]. Предусмотрен переходный период, увеличение пенсионного стажа на год будет производиться ежегодно, начиная с января 2015 г. Размер страховой пенсии напрямую связан с индивидуальными пенсионными коэффициентами. Расчет индивидуальных пенсионных коэффициентов за определенный год страхового стажа основан на соотношении фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их норматива, исчисляемого исходя из максимальной годовой зарплатной базы. Вводится прямая зависимость существующей заработной платы и будущей пенсии. Планируется введение повышающих коэффициентов для граждан, выходящих на пенсию в более поздние сроки . Также в случае более позднего выхода на пенсию устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц [3].
В рамках расчета страховой пенсии предполагается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. На сегодняшний день данный период составляет 19 лет или 228 месяцев , к 2015 году этот период увеличивается до 21 года (252 месяца). Изменения связаны с ростом продолжительности жизни. С 2016 года планируется установление длительности ожидаемого периода выплат трудовых пенсий, основываясь на статистических показателях, характеризующих продолжительность жизни.
Стратегия развития пенсионной системы РФ будет реализована в три этапа. Первый этап рассчитан на период 2013 -2015 гг.; второй этап продлится с 2016г. по 2020 г., третий этап будет реализован в период с 2021 г. по 2030 г. [3].
Итогом проводимой пенсионной реформы будет являться достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при достижение нормативного страхового стажа и среднего уровня заработной платы, реализация принципа социальной справедливости, создание справедливой и прозрачной пенсионной системы [1].
Библиографический список
- Проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/10/01/pensii-site-dok.html (дата обращения: 20.10.2013)
- Проект Федерального закона « О накопительных пенсиях». Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/12/nakopit-pens-site-dok.html (дата обращения: 22.10.2013)
- Проект Федерального закона « О страховых пенсиях». Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/500731/ (дата обращения: 23.10.2013)