ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТОРОН ДОГОВОРА ИНВЕСТИЦИОННОГО ТОВАРИЩЕСТВА

Белецкая Анастасия Анатольевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ассистент кафедры трудового и предпринимательского права Юридического института

Аннотация
Данная статья посвящена обзору норм отечественного законодательства, регулирующих правовое положение сторон договора инвестиционного товарищества. Проведенное исследование позволяет утверждать, что договор инвестиционного товарищества является разновидностью простого товарищества, но в силу субъектного состава участников, относится к формам коллективного инвестирования.

Ключевые слова: инвестирование, инвестиционное товарищество, инновации, совместная деятельность


THE LEGAL STATUS OF THE CONTRACTING PARTIES OF THE INVESTMENT PARTNERSHIP

Beletskaia Anastasiia Anatolievna
Belgorod State National Research University
Assistant Professor of Business Law and Labour Law Institute

Abstract
This article provides an overview of the rules of national law governing the legal status of the parties to the contract of the investment partnership . The study suggests that the investment partnership contract is a kind of a society , but because of the subject composition of participants, refers to forms of collective investment .

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белецкая А.А. Правовое положение сторон договора инвестиционного товарищества // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27829 (дата обращения: 14.03.2024).

Одной из форм ведения коллективной инвестиционной деятельности является договор инвестиционного товарищества. Проанализируем правовой статус сторон договора.

Согласно положениям Федерального закона от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть юридические лица (российские и иностранные) и физические лица в форме индивидуальных предпринимателей, а так же допускается участие некоммерческих юридических лиц.

В договоре инвестиционного товарищества существуют две группы участников: управляющие участники и обычные товарищи. Первые несут неограниченную солидарную ответственность по общим долгам, не могут передавать свои права и обязанности другим лицам, свободно выходить из товарищества. При этом их вклад в общее имущество выражается лишь управленческими и иными знаниями и навыками, а не реальным имуществом. Обычные товарищи вносят денежные вклады в имущество и не могут участвовать в ведении общих дел, но их ответственность по общим долгам ограничивается только суммой внесенных ими вкладов. При этом, они так же имеют возможность полной или частичной передачи другим товарищам и третьим лицам своих прав, которая, тем не менее, может быть ограничена преимущественным правом других товарищей на получение их доли либо необходимостью предварительного согласия управляющих товарищей на частичную уступку прав.

Необходимо подчеркнуть, что данное положение является новеллой в отечественном частном праве, ранее не предусматривалось ни в одном гражданско-правовом договоре, в том числе и в договоре простого товарищества (разновидностью которого является договор инвестиционного товарищества).

По мнению С.С. Алексеева, В.С. Белых, В.В. Витрянского, при общей оценке новаций, предложенных рассматриваемыми законопроектами, становится очевидным, что всеобъемлющее стремление к ограничению имущественного риска учредителей/участников корпораций и к свободной организации ими своего корпоративного бизнеса соответствует интересам лишь некоторой части участников имущественного оборота, тогда как цивилизованное гражданское (корпоративное) законодательство имеет общепризнанной фундаментальной задачей защиту интересов кредиторов (всех, а не избранных третьих лиц) и корпоративных миноритариев. Поэтому необходимыми становятся поиск и законодательное закрепление разумного компромисса, баланса между различными интересами [1, с. 167].

Эффективная реализация инновационного проекта в рамках венчурной компании во многом зависит от грамотного регулирования отношений между инвесторами и учеными (специалистами, носителями знаний и технологий), чьим трудом создается инновационный продукт [2, с. 253].

Согласно Закону об инвестиционном товариществе совместная инвестиционная деятельность предполагает приобретение и (или) отчуждение не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств.

Что касается уже образованной формы, то по своей сути и названию она должна быть отнесена к формам именно коллективного инвестирования [3, с. 37].

Весьма критичен в своих взглядах Я. С. Кошелев, считающий что совместная деятельность, как следует из определения, возможна только на основании договора инвестиционного товарищества. Закон об инвестиционном товариществе, определяя совместную инвестиционную деятельность, значительно сужает уже присутствующие в законодательстве дефиниции, в частности, в отношении объектов инвестирования [4].

По мнению А.А. Кандыба,   введение в оборот Законом об инвестиционном товариществе понятия «совместная деятельность» может иметь серьезные последствия с точки зрения системности изложения законодательства. Представляя собой договорную форму совместной деятельности как юридических, так и физических лиц (при условии, что последние являются индивидуальными предпринимателями), направленной на приобретение ценных бумаг и иных финансовых инструментов срочного рынка (ст. 2 названного Закона), инвестиционное товарищество вторгается в сферу специального регулирования в области коллективных схем инвестирования. При этом названный Закон не учитывает требования специального законодательства, регламентирующего порядок осуществления инвестирования средств в ценные бумаги и иные финансовые инструменты [2, с. 254].

По мнению К.И. Налетова, в том, что касается правового положения участников договора инвестиционного товарищества, их ответственности, жизненных циклов их прав и обязанностей, положения ФЗ «Об инвестиционном товариществе» субсидиарны относительно положений ГК РФ об обязательствах, о гражданско-правовых договорах и, наконец, относительно положений о договорах простого товарищества – то есть нормы ФЗ «Об инвестиционном товариществе» применимы лишь в случае «умолчания» положений ГК РФ [5, с. 69].

Практически любая конструкция, используемая участниками рынка, по своей сути является гражданско-правовой. Связывая равных между собой партнеров, договорные конструкции независимо от их сложности изначально являются гражданско-правовыми и, соответственно, к ним, так или иначе, применимы нормы Гражданского кодекса РФ.

В то же время правовые нормы, регулирующие отношения на рынке финансовых услуг, являются специальными применительно к нормам гражданского права, что обусловлено необходимостью обеспечить надлежащую защиту инвестору – лицу, которое передает денежные средства (или иное имущество, имеющее денежную оценку) для осуществления инвестирования.

Солидарна с мнением Е.А. Чефрановой, что приведенные положения могут давать основания рассматривать отношения, возникающие в соответствии с договором о совместной инвестиционной деятельности, в качестве отношений по коллективному инвестированию [6, с. 5].

Как известно, гражданскому праву присущи принципы свободы договора, равенства участников, беспрепятственного осуществления гражданских прав,  недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав. Все эти принципы в полной объеме применимы и к инвестору, являющемуся полноценным субъектом гражданских правоотношений.

Таим образом, необходимость совершенствования правовых норм, регулирующих правовое положение инвесторов, а так же источники привлечения инвестиций в инновационную сферу обусловлена:

- созданием условий для реализации инвестиционных проектов на российском и мировом рынках;

- закреплением правовых механизмов, регулирующих формирование связей во внешнеэкономической деятельности;

- обеспечением рекламы российских инноваций за рубежом, вхождением в международные информационные базы для обмена информацией по инновационным проектам;

- формированием условий для создания предприятий по выпуску инновационной продукции совместно с иностранными партнерами и реализации её на внешнем рынке.


Библиографический список
  1. Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике: Сборник статей, посвященный 70-летию С.А. Хохлова / С.С. Алексеев, В.С. Белых, В.В. Витрянский и др.; под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2011. 368 с.
  2. Кандыба А.А. Соглашение о неконкуренции между работником и работодателем: международный и отечественный опыт // Московский журнал международного права. 2005. № 4.
  3. Семилютина Н.Г. Проблема соотношения гражданского законодательства и специального законодательства о рынке финансовых услуг (на примере Федерального закона Об инвестиционном товариществе») // Журнал российского права. 2012 г. № 7.
  4. Кошелев Я.С., Договор инвестиционного товарищества – новый способ коллективного инвестирования // URL:  http://www.press-release.ru/branches/consalt/541c73819ab32/?print=yes). (дата обращения: 01.12.2012).
  5. Налетов, К.И. Хозяйственные партнерства и инвестиционные товарищества – новые институты гражданского законодательства // Гражданин и право. 2012 г. № 9.
  6. Чефранова Е.А. Методические материалы по теме «Новое в деятельности нотариуса в связи с принятием Федерального закона № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» и Федерального закона № 405-ФЗ». М., 2012.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анастасия Белецкая»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация