КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПОДАРКА И ПРОЦЕССА ДАРЕНИЯ

Попова Лариса Владимировна1, Стефурак Кристина Никитовна1
1Южный федеральный университет

Аннотация
В статье проводится культурно-исторический анализ феномена подарка и процесса дарения. Автор отслеживает эволюцию подарка с древнейших времен до наших дней. Рассматривает отношение к подарку и ритуалы процесса дарения в различных культурах. А также проводит дифференциальный анализ феноменов подарка и взятки.

Ключевые слова: взятка, история развития, культурные особенности, подарок, процесс дарения


CULTURAL-HISTORICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON AND THE PROCESS OF GIFT GIVING

Popova Larisa Vladimirovna1, Stefurak Christina Nikitovna1
1Southern federal university

Abstract
In the article the cultural-historical analysis of the phenomenon and the process of gift giving. The author traces the evolution of the gift from ancient times to the present day. Considers relevant to the present process of giving and rituals in different cultures. As well as conducting a differential analysis of the phenomena of gift and a bribe.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Попова Л.В., Стефурак К.Н. Культурно-исторический анализ феномена подарка и процесса дарения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27826 (дата обращения: 08.12.2024).

Дарите исподволь – и цену дар удвоит:

То, как вы дарите, самих подарков стоит.

Один проигрывает в карты, а другой

Колечко снятое забудет взять с собой.

Невежа если щедр, то одаряет даму.

Так, словно милостыню ей дает, и сраму

Ему не избежать, и он старался зря:

Хотел понравиться – и оскорбил, даря.

Корнель Пьер.

Вопрос подарка и процесса дарения является важным и актуальным в наше время, так как он сопровождает различные аспекты нашей жизни. Подарок является еще достаточно не изученным средством социальной коммуникации, который требует большого внимания и несет в себе достаточно глубокий смысл. Данный вывод подкрепляется различными работами в таких областях, как психология, социология, история, экономика и т. д.

Исходя из вышесказанного, целью нашей статьи будет проведение теоретического анализа исследований процесса дарения и феномена подарка в процессе истории и культуры.

Большинство исследователей при изучение данного феномена обращают внимание не столько на сам предмет дарения, сколько на его процесс и взаимоотношения людей в связи с ним.

Ученые из разных областей наук изучали и изучают феномен подарка и процесса дарения (В. Ильин, М. Мосс, Л. Перлз, А. Фенько и  др.).

В. Ильи считает, что интерес к изучению подарка появился впервые в рамках антропологии, которая изучала примитивное общество. По его мнению, подарок является формой инвестиции для поддержания социальных сетей (семья, друзья, коллеги).

М. Мосс в своей книге рассматривает подарок с различных аспектов. Он считает, что подарок – это символ социальной жизни. Также Мосс в своей книге демонстрирует жизнь различных общин и их отношение к дарам.

Л. Перлз был первым среди психологом, заговорившим о подарке в «Психологических заметках». О писал: «Подарок – это не жертва, а то, что дают легко не ожидая ничего взамен… Подарок восстанавливает целостность как дающего, так и принимающего».

А. Фенько исследовала подарок с точки зрения его экономической составляющей.

Важный шаг в сторону изучения феномена подарка в современном российском обществе был сделан В.Г. Самохваловым. Он является организатором такого сайта, как «Академия подарка» (www.acapod.ru).

Интересно проследить эволюцию подарка с древнейших времен до наших дней. Ведь история феномена подарка уходит корнями далеко в прошлое.

Понятие «подарок» появилось, когда человек еще только учился быть человеком. Выстраивая отношения с себе подобными, он открывал смысл доброты, радушия, испытывал признательность за чужую заботу и отзывчивость. Способом выразить эти чувства становился подарок. Само это слово заставляет человека улыбнуться и  вспомнить радость, которую дарит нам не только факт преподнесения подарка, но и ожидание его. Традиция  дарить подарки  появилась  очень давно.  Это один из самых древних обычаев в мире. Человечество обладает опытом обмена подарками и  дарами, который накапливался на протяжении многих тысячелетий.

В словаре Даля подарить – это значит отдать что-то «вовсе, бесплатно и бесповоротно, безмездно, даром» [12].

В русском языке у этого слова есть еще и брат-близнец: «гостинец» от слова «гость». Это значит, что по обычаю человек входил в дом с подарком и его готовы были в этом доме отдарить [25]. С древних времен на Руси важным считалась не столько цена подарка, сколько само внимание. Считалось, что предмет,  подаренный от души и с любовью, приносит удачу и счастье в дом, а может и навредить, если преподносили его с тайной неприязнью.

А. Фенько в своей статье писала о том, что подарок легко может потерять свою ценность, если человек сильно озабочен его ценой. Ведь подарок – это превращение денег в предметы, которые несут особое значение и смысл [24].

В древнегреческой мифологии тема подарка всплывает с завидной регулярностью, и в большинстве случаев речь идет о подарках Богам. Зачастую такими подарками становятся предметы, обладающие чудесными свойствами [13].

Чтобы снискать благосклонность высших сил и обеспечить себе безопасность, а также привлечь удачу, проводился акт жертвоприношения – дара богам. Дары были самыми разными: целебные травы, цветы, жертвы животных. Позже дары, стали преподносить не только богам, но и просто лидерам, подчеркивая тем самым покорность и уважительное отношение.

Проанализировав  статью В. Черемухиной про античную мифологию можно сделать вывод, что в Древней Греции  подарки делились на два вида:

1) подарок, благодаря которому человек развивался  и мог самостоятельно добиться желаемой цели (Бог Дионис подарил чтившему его смертному по имени Икарий виноградную лозу);

2) подарок, являющийся результатом желаемого (Пелею Боги дарят чудесный меч, который делает его непобедимым) [16].

Таким образом, выбор подарка для человека оборачивался выбором судьбы. Как писал французский драматург Расин Жан: «Нередко дар Богов бывает божьей карой». Эта цитата как раз и демонстрирует феномен дарения подарков в античное время [19].

В статье «Подарок – незаменимый атрибут нашей жизни» автор пишет, что каждый предмет дарения имел свой символический смысл, служил одновременно и способом выразить расположение к человеку, и неким посылом. У многих народов бытовало мнение, что вместе с подношением дара люди передают друг другу часть своей силы, определенные качества души и умения. Обереги, заговоренные талисманы и ритуальные предметы были раньше лучшими презентами [18].

В большинстве случаев подарки дарили добровольно, хотя были в истории и другие случаи. Многие правители прикладывали достаточно усилий для того, чтобы получать достойные подношения, большинство подарков казалась им недостаточными. Примером служит Римский император Калигула, который имел обыкновение при всех людно осмеивать дары, которые казались ему несоответствующими его положению и статусу.

В древние времена индивидуальный подарок был большой редкостью. Распространенным фактом являлось преподношение подарка целым племенам, семьям, кланам, что подразумевает вступление в какие-либо отношения.

С самого раннего этапа развития человечества процесс дарения  являлся особым ритуалом и достаточно сложной системой. Так, например, соблюдение всех существующих свадебных ритуалов гарантировало счастливую семейную жизнь молодым.

С развитием судоходства подарки начали использовать как предметы, также они стали своеобразной валютой между народами. Шло время, менялась жизнь, формировались государства,  но суть и ценность подношений практически не претерпели изменений.

Основные изучения феномена подарка осветил Морсель Мосс. В своей книге «Эссе о даре» он пишет о принципе «взаимности», который является основой древнейшего обычая обмена подарками [17].

Домогатская Екатерина в своей статье указывает на то, что с помощью даров «роднились» и «замирялись» между собой не только семьи, но и целые роды, племена, а позднее – и государства. Кроме того, преподнесение даров часто обозначало желание создать военно-оборонительный союз [13].

С появлением первых развитых религий возник еще один способ ритуального преподнесения даров – дары от человека или коллектива людей Богам. Первоначально эти подношения носили характер жертвы, затем переросли в пожертвования. В дальнейшем они  превратились в дары церквям или жрецам, которые стали посредниками между людьми и Богами.

Однако процесс становления личности шел вперед. Стали появляться различные функции подарка. Одна из которых – это способ получения удовольствия. Как гласит старинная французская пословица: «Кто умеет дарить – тот умеет жить» [1].

Чем ближе к нашему времени, тем больше подарок ценится не за его материальную стоимость, а за память, внимание, воспоминания, с которыми он связан. Домогатская Екатерина обращает в своей статье внимание на формулу «мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь», все точнее выражая суть отношений, связывающих дарящего и одариваемого [13].

Процесс дарения – очень важная и серьезная задача, ведь преподнося подарок человеку, мы демонстрируем свое отношение к нему, поэтому  нужно очень постараться дарить такие вещи, которые будут вызывать положительные эмоции у получателей и укреплять ваши с ними отношения. Подарок выражает уважение, почтение, любовь. По мнению Артемьевой, современный подарок – это культурный символ внимания, радости дарения, средство сохранить и укрепить дружбу. Обмен дарами имеет, прежде всего, символическое значение: вещь как бы заменяет слова, выражающие стремление к поддержанию добрых отношений [2].

По подарку можно судить о дарящем человеке, о его отношении к тому, кому предназначен подарок, о стиле жизни дарящего, его интеллекте, бескорыстии, воспитании, степени юмора.

Все современное общество держится на человеческих отношениях, а эти отношения поддерживаются в значительной степени  актами дарения подарков.

В истории цивилизованного мира подарки утратили свой магический смысл и превратились в привычный  атрибут жизни всех семей и народов. Но как бы не менялся мир и традиции вокруг нас, ритуал преподношения подарка прочно обосновался в нашем мире и стал его частью.

Таким образом, основываясь на проанализированной литературе, можно сделать вывод, что подарок сопровождает человечество на протяжение всей его истории. Подарок – это неотъемлемый атрибут нашей современной культуры, который несет в себе социальную функцию. Подарок и процесс дарения являются традиционным способом установление и поддержание отношений и связей между людьми с древнейших времен и по сей день. 

Эпиграф к нашей статье таит в себе всю суть процесса дарения. Ведь ритуал дарения достаточно прочно основался в каждой культуры. Каждая страна имеет свои особенности, которые касаются ритуала дарения и выборы самого подарка. Но также немало традиций, относящихся к нескольким культурам. Всегда нужно быть осторожным при выборе подарка.

Традиция преподносить подарки друг другу по торжественным случаям широко распространилась во всем мире. Но в каждой культуре существуют свои собственные представления о том, каким должен быть хороший подарок.

Роль подарка довольно высока в наше время, какую бы культуру мы не рассматривали. Всегда люди стремились сделать приятное другому человеку, будь то друг, коллега или родственник. Этикет и традиции процесса дарения довольно-таки сильно отличаются во всех странах мира. Перед тем, как преподносить дар человеку из другой страны, необходимо ознакомиться с культурой дарения в ней. В настоящее время достаточно литературы по этому поводу, которая поможет осветить что можно, а что нежелательно дарить человеку другой религии, национальности и так далее.

Наиболее щепетильно из всех стран к преподнесению подарков относятся в восточной культуре. У них сложилась особая культура дарения, в которой важную роль играет символизм. Каждая деталь подарка (цвет, сам предмет, способ дарения, этикет принятия и т. д.) наделяется своим смыслом и имеет свое значение. В Китае подарок рассматривается принимающим как подкуп, поэтому отказ от подарка не считается неправильным. Каждый раз, когда Вам отказали принять подарок, Вам нужно вежливо предложить подарок ещё раз, а после того, как человек примет Ваш подарок выразить, что Вы рады этому. В связи с этим дарить китайцу деньги в качестве подарка не стоит. Ценность подарка должна соответствовать должности и статусу принимающего. В Китае и многих странах, испытавших влияние китайской культуры, человек, которому вручают подарок, должен трижды отказаться от него, прежде чем принять [5]. Значение чисел и цветов имеет большое значение для любой китайской семьи. Красный цвет приносит удачу, розовый и желтый символизируют счастье. Черный, белый и синий цвета – смерть и похороны. Восемь – самое счастливое китайское число, а вот четыре – имеет негативные корни, может символизировать смерть.

Еще одна страна, которая со всей восточной серьезностью относится к культуре дарения подарка – это Япония. Очень важную роль японцы уделяют ритуалу упаковывания, вручения, принятия подарка. Дарение японцы считают особым видом искусства, которое несет в себе благодарность и уважение к человеку, которому преподносишь свой дар. Упаковка так же важна, как и сам подарок, она должна быть качественная и красивая. Подношение подарка – означает надежду на теплые и крепкие отношения, поэтому японцы держат его двумя и руками и кланяются дарящему. Хорошим подарком они считают сладости, кондитерские изделия, фрукты. Нежелательными, так же как и у китайцев, являются острые предметы [16].

В Корее также есть свои особые традиции. На шестнадцатилетние и свадьбы здесь принято дарить денежные презенты. Цветы, алкоголь и сладости являются теми презентами, с которыми следует приходить в гости.

В арабских странах следует большое внимание уделить выбору самого подарка, т. к. не стоит забывать, что на некоторые подарки представителю мусульманской религии накладывает запрет Коран. Например: употребление алкоголя (следовательно, спиртные напитки и другие спиртосодержащие подарки, в том числе и духи, запрещено дарить), изделия из свиной кожи, перьев, подарки с изображение обнаженного человеческого тела, нижнее белье, а также подарки, являющиеся носителями другой религии (католические иконы).

Индуистская культура дарения подарков очень похожа на мусульманскую. У них священным животным считается корова, следовательно, подарки из кожи дарить не следует. Подарок также не вручается только левой рукой, т.к. она считается нечистой [20].

Европейская культура дарения подарков не является столько категоричной как в странах востока, но, тем не менее, тоже имеет свои нюансы. Оборачивать подарок не следует в черную или пурпурную бумагу, т. к. они напоминают о похоронах. Следует избегать вручать подарки, содержащие в себе число 13 (например, их количество). Нежелательными подарками также являются острые предметы, носки. Ценятся подарки, демонстрирующие хороший вкус дарителя и его фантазию. Подарок следует разворачивать сразу, иначе дарящий имеет право обидеться на вас. Если праздничным подарком вы выбрали цветы, то к их выбору следует отнестись внимательно. Символике цветов европейцы придают особое значение. Во многих европейских странах гвоздика является символом похорон и поминок.

Ирландия – набожная страна, детям принято дарить религиозные подарки. Ирландцы практически не дарят подарки взрослым. Принято приносить с собой закуску и выпивку.

В Великобритании в гости с пустыми руками приходить не принято, подарки могут быть недорогими.

У немцев распространённым подарком является книга или деньги. Оформление подарков в этой стране является настоящим искусством. Денежные банкноты немцы  могут свернуть в виде бантика или цветка, можно оформить деньгами букет цветов или горшечное растение.

Австрийцы любят сладкое и считают его лучшим подарком. Среди членов семьи принято дарить необходимые в обиходе вещи, распространенным примером является одежда. Приглашение на праздничный вечер в Венской опере – это глубокий и ценный подарок для любого австрийца.

В Дании самый распространённый подарок – это цветы и свечи. Датчане буквально почитают свет горящей свечи.

В Португалии самым ценным презентом является подарок, сделанный своими руками. Это может быть расшитая скатерть, подделка из дерева, самостоятельно изготовленная рамка для фотографий и т.д.

Итальянцы – перфекционисты. На подарок для близких они потратятся на все 100%, если это будет вино, то только коллекционное [16].

Таким образом, на основе проанализированной литературы мы пришли к выводу, что разные страны предпочитают дарить разные подарки. Но есть одно правило, которое объединяет представителей всех народностей: каким бы ни был подарок, он должен быть, бескорыстным, преподноситься только с искренними намерениями и добрыми пожеланиями. Подарок – это прекрасный способ создать приятную обстановку, проявить заботу о дорогом человеке, выразить ему свое уважение и свою симпатию.

Нельзя рассматривать феномен подарка без того, чтобы не провести дифференциальный анализ с феноменом взятки.

Если обратиться к словарю В. Даля, то слова «взятка» он употребляет как «срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пишкеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело» [12].

Я.А. Вязгина считает, что с процессом становления общества и появлением первых сводов законов необходимость разграничения взятки и «обычного подарка» очевидна. Принципиальное отличие подарка и взятки, вопреки расхожему мнению, определяется вовсе не количеством денег [8].

Относительно подарков должностным лицам закон был весьма строг еще в царской России. При Петре I в России начала расцветать коррупция, но правитель постоянно с ней боролся. Так, Петром I был издан указ «О воспрещении взяток и посулов». В период царствования семьи Романовых коррупция оставалась частью дохода многих государственных служащих. В 1726 г. из-за отсутствия в казне денег Екатерина I постановила, что жалование отныне будет выплачиваться только президентам коллегий (министрам), «а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперед того им жалованья не бывало, а пропитание и без жалованья имели». Александр I «воспрещал приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам», Николай I наложил запрет принимать «приношения от общества». Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 г. предусматривало уголовную ответственность чиновника и иного гражданского служащего, который примет «подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином». Данное деяние тогда называлось мздоимством [4]. Это и положило начало становлению такого сложно вопроса, как подарок и взятка в России.

Взятка, независимо от ее размера и способа передачи, не является ни «обычным подарком», ни подарком вообще. Ведь подарок – это то, что дарится безвозмездно, без каких-либо договоренностях и обязательств не одной из сторон. Когда речь идет о процессе дарения, то о взятке и говорить не стоит. Но тогда тут появляется другой аспект, который требует тщательного внимания – это преподнесение подарка должностному лицу.

Согласно ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей [11].

По мнению Е. Борисовой, Кодекс не оговаривает каких-либо иных условий правомерности такого подарка, кроме его размера. Указанный закон не распространяется на подарки, полученные в связи с служебными командировками и официальными мероприятиями. Такие подарки признаются собственностью Российской Федерации, региона или муниципалитета, и принявший их служащий обязан подарки сдать в орган, в котором работает. При этом если подарок окажется дороже 3 тыс. руб., чиновник будет вправе его выкупить, а если дешевле – он автоматически возвращается получившему его лицу [4].

Различие между подарком и взяткой состоит, прежде всего, не в стоимости передаваемого имущества, а в целях и мотивах совершения таких действий. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между суммой и мотивами к действию.

Действия по передаче и приёму взятки во многих странах, в том числе и в России, противозаконны и регулируются помимо Гражданского кодекса еще и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Не считается даром или вознаграждением, переданное должностному лицу в качестве подкупа, определившее его соответствующее служебное поведение, а также вознаграждение, врученное должностному лицу как благодарность за совершенное им незаконное действие или бездействие.

По мнению Голосенко, подкуп и  взяточничество было прочной традицией российского государственного быта, по крайней мере, несколько последних столетий. Формы взятки менялись – брали съестным, мехами, крепостными, деньгами, услугами, но суть ее как формы злоупотребления властью, как служебного преступления – сохранялась [10].

Таким образом, анализирую литературу по теме подарка и взятки, можно сделать заключение, что «обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, принявшего подарок, так и для вручившего его лица, должен отличаться от взятки, в первую очередь, своим размером. Также эти два социальных явления отличаются друг от друга намерениями. Взятка, в отличие от искреннего подарка, предполагает извлечение выгоды и обязательное встречное предоставление каких-либо обязательств от принимающего. Взятка должна совершаться в тайне. Если речь идет о подарке, то преподношение его в тайне не является существенно важным. Стоимость подарка не оговаривается и негде не регламентируется, он делается бескорыстно и не предполагает ответных действий.

 

Подводя итог, проделанной работе, можно сделать вывод, что данная тема является не достаточно изученной на данный момент, такое явление, как подарок не стало еще предметом изучения, как психологов, так и социологов.

На основе проделанного анализа, мы пришла к выводу, что подарок – это многогранное явление, который включает в себя процесс дарения и выбора подарка. Ритуал дарения можно разбить на такие составляющие, как упаковка, слова и пожелания, которые сопровождают подарок и атмосфера сюрприза. При выборе самого подарка необходимо учитывать пожелания и необходимость данного презента в жизни принимающего.

Подарок можно отнести именно к социальному инструменту, потому что он является одним из аспектов поддержания отношений между людьми в обществе. Процесс дарение – это взаимодействие, в котором принимают участие минимум два человека.

В результате анализа литературы по данной теме, мы согласны с Л.В. Щербаковой, которая выделила следующие социально-психологические характеристики подарка и процесса дарения.

  1. «Как подарок, так и его процедура дарения являются традиционным способом установления отношений и связей между людьми или группами.
  2. Подарок выполняет функцию социальной коммуникации , являясь при этом знаком, который несет в себе информацию о дарителе, принимающем подарок и о ситуации дарения в целом.
  3. Подарок – это средство самопрезентации.
  4. Подарок также выполняет регулятивные функции: определяет и развивает отношения, взаимоотношения и поведения дарители и получателя.
  5. Подарок является средством удовлетворения социальных потребностей каждого, как получателя, так и дарителя. Мотивами дарения могут выступать такие аспекты, как любовь, долг, выгода, стремление к власти, и т. д.
  6. Главным фактором, который определяет социально-психологические характеристики подарка, являются статусно-ролевые отношения между дарителем и получателем» [26].

Библиографический список
  1. Абдрахманова А. Кто умеет дарить, тот умеет жить // ВипКазань. – URL: http://www.vipkazan.ru/reviews/celebrates/id2779/ (дата посещения 20.05.2013).
  2. Артемьева Н. Символическое содержание подарка // Мой Берег. – URL: http://moy-bereg.ru/content/view/482/90/ (дата посещения 20.05.2013).
  3. Афоризмы о дарах и подарках // Афоризмы, цитаты, высказывания, мысли, фразы, пословицы, поговорки, приметы, скороговорки. – URL: http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_174_1.shtml (дата посещения 10.05.2013).
  4. Борисова Е.В. чем разница между взяткой и подарком?// Аргументы и факты – URL:  http://www.aif.ru/society/dontknow/11517 (дата посещения 20.04.2013).
  5. Валентина Этикет в Китае // Правила хорошего тона. – URL: http://www.knigge.ru/national_rules_chine.html         (дата посещения 14.05.2013).
  6. Выбор подарка // Мир Этикета. – URL: http://www.etiquette.ru/modern/guest/108.shtml (дата посещения 10.05.2013).
  7. Выбор подарка // Язык подарка. – URL: http://www.ogift.ru/choise.html (дата посещения 17.05.2013)
  8. Вязгина Я.А. Обычный подарок или взятка? // Дело и Сервис. – URL: http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=26367 (дата посещения 20.05.2013).
  9. Гештальттерапия. Теория и практика. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с.
  10. Голосенко И.А. Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. – 2(3).
  11.  Гражданский Кодекс РФ, ст. 575 // Кодексы и законы РФ. – URL: http://www.zakonrf.info/gk/575/ (дата посещения 17.05.2013).
  12.  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка // Толковый словарь Даля онлайн. – URL: http://slovardalja.net/ (дата посещения 20.04.2013).
  13.  Домогатская Е. Эволюция подарка // Академия подарка. – URL: http://www.acapod.ru/1048.html?printable=Y (дата посещения 17.04.2013).
  14.  Егорова М. Подарок самому себе // Академия подарка. – URL: http://www.acapod.ru/1243.html?printable=y (дата посещения 18.05.2013).
  15.  Ильин В. Подарок как социальный феномен // Академия подарка. – URL: http://www.acapod.ru/2067.html?printable=Y (дата посещения 18.05.2013).
  16.  Культура дарения в разных странах // Кондитерский дом «Белочка». – URL: http://www.konditerka.com/stati_k_novomu_godu/1279/ (дата посещения 24.04.2013).
  17.  Мосс Марсель. Эссе о даре. – СПб: Евразия, 2000.
  18.  Подарок – незаменимый атрибут нашей жизни // Подарки Практичные. – URL: http://www.podarok-vprok.ru/istoriya_podarka.phtml (дата посещения 20.04.2013).
  19. Расин Жан. Федра // Библиотека Максима Мошкова. – URL: http://lib.ru/INOOLD/RASIN/rasin1_05.txt (дата посещения 10.05.2013).
  20.  Традиции дарения в разных странах // Подарки и сувениры из Европы. – URL: http://www.eurosuvenir.ru (дата посещения 20.04.2013).
  21.  Уголовный Кодекс (УК РФ), ст. 290 // Кодексы и законы РФ. – URL: http://www.zakonrf.info/uk/290/ (дата посещения 17.05.2013).
  22.  Уголовный Кодекс (УК РФ), ст. 291 // Кодексы и законы РФ. – URL: http://www.zakonrf.info/uk/291/ (дата посещения 17.05.2013).
  23.  Фенько А.Б. Ирациональность подарка // Академия подарка – URL: http://www.acapod.ru/390.html?printable=y (дата посещения 18.05.2013).
  24.  Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психол. журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 50–62.
  25.  Черемухина В. Мифология подарка: Античность // Академия подарка. – URL: http://www.acapod.ru/3973.html?printable=Y (дата посещения 17.04.2013).
  26. Щербакова Л.В. Социально-психологические характеристики феномена подарка // Северо-Кавказский Психологический Вестник. – 2003. – С. 86–89.


Все статьи автора «Погонцевва Дарья»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: