АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Курмаев Петр Юрьевич
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и право»

Аннотация
В статье обобщены основные факторы, которые влияют на процесс регулирования социально-экономического развития на региональном уровне. Анализируется зарубежная практика регулирования социально-экономического развития на региональном уровне. Рассматриваются основные принципы региональной политики Европейского Союза.

Ключевые слова: органы государственной власти, региональный уровень, регулирование, социально-экономическое развитие, территория, экология


THE ANALYSIS OF FOREIGN PRACTICE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT REGULATION AT THE REGIONAL LEVEL

Kurmaiev Petro Yrievich
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University
doctor of economical sciences, professor of the chair «Economic theory and law»

Abstract
The paper summarizes the main factors that influence the process of regulation of social and economic development at the regional level. Analyzes the foreign practice of regulation of social and economic development at the regional level. The basic principles of the EU regional policy are considered.

Keywords: environment, government, regulation, socio-economic development, territory, the regional level


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курмаев П.Ю. Анализ зарубежной практики регулирования социально-экономического развития на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/09/26380 (дата обращения: 25.09.2024).

Современный этап развития цивилизации характеризуется концентрацией процессов глобализации общественных отношений на субнациональном уровне.

Возрастает роль регионов как экономических агентов международного уровня, непосредственных субъектов международного разделения труда. Соответственно, возрастает роль региональных органов власти в управлении административно-территориальными единицами. Именно поэтому, вопросы регулирования социально-экономического развития на региональном уровне являются актуальными в большинстве стран мира. Вышеуказанное предопределяет необходимость построения принципиально новой модели взаимоотношений между центром и регионами.

Это, в свою очередь, требует усовершенствования инструментария региональной политики, его правового закрепления, формирования принципов разграничения полномочий различных уровней управления.

Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на процесс регулирования социально-экономического развития на региональном уровне [2, C. 17-19].

1. Диспропорциональность регионального социально-экономического развития. Диспропорциональность социально-экономического развития характерна для всех стран с субнациональным уровнем административно- территориального устройства.

Предпосылками его возникновения является неравномерность территориального размещения ресурсов, различия в географическом расположении.

Диспропорциональность развития регионов приобретает более выраженный характер в развивающихся странах, чем в экономически развитых.

Так, например, только в трех из восьми федеральных округах Российской Федерации наблюдается рост внутреннего регионального продукта в расчете на душу населения темпами, превышающие среднероссийские.

Таблица 1 – Отдельные показатели экономического развития федеральных округов Российской Федерации

Округа

Показатели

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. Поступление налогов на душу населения, тыс. руб.* Отношение средне-месячной зар. платы и стоимости фиксирован-ного набора товаров, услуг Уровень безработицы, % Численность населения, млн. чел.
Центральный

50,4

19,7

2,6

1,9

37,1

Северо-Западный

68,0

17,2

2,5

2,3

13,4

Южный

41,2

4,3

1,8

2,0

22,9

Дальневосточный

131,0

14,6

2,3

3,6

6,4

Северокавказский

-

2,8

1,5

11,3

9,1

Приволжский

41,6

13,6

1,9

2,9

30,1

Уральский

104,9

54,1

2,7

3,2

12.2

Сибирский

42,6

11,7

2,2

3,3

19,5

* – данные за 1 квартал 2012 года

Источник: составлено автором на основе [3; 4]

Региональная дифференциация по объему инвестиций на душу населения (табл. 1) составляет 3,1 раза (наибольшее значение показателя в Дальневосточном федеральном округе, наименьшее – в Южном), по уровню зарегистрированных безработных – 5,9 раза (наибольшее значение показателя в Северокавказском федеральном округе, наименьшее – в Центральном) [4].

Максимальное значение обеспеченности регионального бюджета за счет собственных доходов по отношению к среднему показателю по стране составило 6,85, минимальное – 0,56.

В 69 регионах значение этого показателя было меньше среднего по РФ. Обеспеченность бюджета четырех регионов-лидеров в 26 раз превышала соответствующие показатели четырех регионов-аутсайдеров [3; 5, С.45].

Другим примером наличия существенных диспропорций регионального развития является Бразилия. Так, ВВП на душу населения в Северо-Восточном регионе составляет 47% среднего показателя по стране, Южном – 62%, в то же время в Юго-Восточном – 13,3%, Центрально-Западном – 125% [6].

Диспропорциональность социально-экономического развития регионов характерна и для Украины.

Среди экономически развитых стран существенная асимметрия регионального развития наблюдается в Канаде, странах Скандинавии, Италии.

Вместе с тем, необходимо отметить, что проблема заключается не в наличии региональных диспропорций как таковых, а в устойчивой тенденции их дальнейшего увеличения. При определенных условиях, их темпы роста могут достичь критических значений, за чертой которых региональные диспропорции перестают быть предметом экономического анализа и превращаются в вызовы национальной безопасности [5].

2. Социально-культурные аспекты. Общественная целостность, социальная солидарность, сплоченность граждан является не только ресурсом развития, но и важным фактором влияния на конкурентоспособность государства. Игнорирование интересов (в т. ч. экономических) регионального сообщества, местных общин, ограничение государством прав, компетенций, ресурсной базы местного самоуправления может привести к нарушению социальной солидарности и, как следствие, – потери гражданами доверия к власти, поддержки ее действий и намерений [1, С.4]. Такая ситуация имеет место в Канаде – проблема Квебека, в Бельгии – Фламандия и Валлония, в Испании – автономная область Баскония, в Великобритании – Ольстер, в Турции – Курдистан и т. п.

3. Экология. Не эффективное функционирование природно-территориальных комплексов привело к возникновению экологических проблем. Экологическая компонента региональной политики присутствует почти в каждой стране. Ее наличие, в контексте регулирования социально-экономического развития регионов, способствует реализации проектов снижения негативного воздействия на соответствующие экосистемы (Бразилия – леса Амазонки, Канада – озера Виннипег, Гурон, Румыния – устье реки Дунай, РФ – о. Сахалин). Именно поэтому, экологическая составляющая в концепции развития государства приобрела статус экономической категории.

Кроме того, учитывая рост влияния экологических факторов на жизнедеятельность людей, есть все основания рассматривать экосистему в более широком, универсальном смысле, который охватывает региональное сообщество как социальную экосистему.

Учитывая то, что стратегической целью внешнеполитического курса нашей страны является углубление партнерских отношений с Европейским Союзом, изучение практики регулирования социально-экономического развития на региональном уровне стран-членов ЕС и ее адаптации к отечественным условиям приобретает особую актуальность [2; 7].

Еще до образования первых политико-экономических интеграционных объединений, европейские страны уделяли значительное внимание вопросам регулирования социально-экономического развития на региональном уровне.

Так, в Великобритании в 1919 году был принят Закон “О поощрении предпринимательства”, отдельные статьи которого содержали нормы по регулированию регионального развития. Начиная с 1928 года, систематически реализовывались мероприятия по улучшению экономической ситуации на проблемных территориях (Ирландия, северные районы Шотландии).

В 1945 и 1947 годах, соответственно, были приняты Законы “О государственном контроле за размещением промышленности” и “О городском и сельском планировании” [8, С.69], которые изменили довоенное законодательство о специальных территориях и стали основой для реализации региональной политики на последующие годы.

Региональная политика Франции была сосредоточена на управлении миграционными процессами и решении вопросов территориального размещения производства, развитии инфраструктуры. С целью предотвращения увеличения асимметричности регионального развития, правительством Франции поощрялось создание на региональном уровне комитетов по вопросам экономической активности.

Также была введена система субсидий и налоговых льгот с целью стимулирования размещения производств за пределами Парижского региона.

В 1960 году территория Франции была разделена на 20 программных регионов, не имевших статуса административно-территориальных единиц.

В свою очередь, экономико-плановые регионы были сгруппированы в семь экономических районов: Парижский, Северный, Восточный, Лионский, Западный, Юго-Западный, Средиземноморский, что позволило повысить эффективность регулирования их социально-экономического развития.

Реализация мероприятий в рамках региональной политики Италии началась в 1950 году с определения плановых заданий по ускорению социально-экономического развития южных регионов, включая наиболее проблемные – Сицилию и Сардинию. При этом политические, экономические и социальные направления активизации развития проблемных территорий были сформулированы на общегосударственном уровне.

Предпосылки для реализации совместных, согласованных мероприятий региональной политики были заложены в Парижском договоре 1952 года об учреждении Европейского сообщества угля и стали.

На сегодняшний день выделяют следующие основные принципы региональной политики ЕС [9, С.53]:

- субсидиарность;

- децентрализация;

- партнерство;

- программирование;

- концентрация.

Субсидиарность. Это общественно-политический принцип, согласно которому органы власти высшего уровня имеют право и должны решать только те проблемы, на выполнение которых нижестоящие органы не имеют полномочий и/или ресурсов. Согласно ст. 3 Маастрихтского соглашения, принцип субсидиарности является базовым для ЕС.

Приоритетность данного принципа закреплена и в ст. 9 Декларации о регионализме в Европе [2, C. 20].

Децентрализация. Вопрос перераспределения властных полномочий и, как результат, бюджетных ресурсов, предоставления дотаций из общего бюджета и фондов Евросоюза в пользу менее развитых регионов с целью выравнивания экономического развития и достижения политической стабильности занимает важное место в региональной политике ЕС. Сущность принципа децентрализации заключается в перераспределении и делегировании полномочий на региональный уровень с целью их наиболее эффективного использования.

Партнерство. Фактически, партнерство – это равноправное сотрудничество между субъектами различных уровней (Евросоюз, государство, регион) территориально-административных единиц, результатом которого является решение общих задач и достижение определенных целей [9, С.54].

Вертикальный сегмент этого сотрудничества отражает также специфику взаимосвязей, а именно – Евросоюз, государства – члены совместно с региональными элитами должны определить цели и разработать стратегические планы развития административно-территориальных единиц. Сотрудничество в плоскости регион-регион также является важным сегментом вертикального сотрудничества [9, С.54].

Программирование означает разработку стратегий развития, которые учитывают приоритетные долгосрочные и краткосрочные цели. В региональной политике Европейского Союза принцип партнерства определяет, например, приоритет инвестирования не отдельных локальных проектов, а тех, которые оказывают существенное влияние на развитие всего региона. Стратегия территориального программирования базируется на четко разработанной системе целей, поскольку необходимо учитывать, как интересы регионов, так и общеевропейские приоритеты [9, С.54].

Концентрация. Реализация принципа концентрации означает, что финансовые ресурсы, которые ЕС предоставляет отдельным государствам-членам или субъектам регионального развития должны быть дополнены за счет местных источников финансирования. Это способствует кооперированию, поиску и развитию собственных источников финансирования программ регионального развития.

В большинстве стран ЕС существует полное или частичное разделение государственного и местных бюджетов.

Наличие собственных источников финансовых поступлений в региональные бюджеты, как правило, закрепляется в нормативно-правовой базе, а в федеративных государствах также и законодательстве субъектов федерации.

Заключение. На сегодняшний день Европейский Союз имеет ряд инструментов реализации региональной политики: Европейский фонд регионального развития (ERDF), Европейский социальный фонд (ESF), Европейский фонд ориентации и гарантий в сфере сельского хозяйства (EAGGF), Европейский фонд рыболовства (FIFG). Кроме того, Фонд сплочения (CF) поддерживает проекты в сфере экологии и транспорта в тех странах, где ВВП ниже 90% от среднего показателя по ЕС. Новым странам-членам, которые вступили в ЕС в 2004-2006 гг., оказывалась помощь через два новых фонда: структурной политики для подготовки к вступлению (ISPA) и специальной программы для сельского хозяйства и развития села (SAPARD).


Библиографический список
  1. Конкурентоспособность регионов Украины: состояние и проблемы //Национальная безопасность и оборона. 2008. №4. С. 2–31.
  2. Курмаев П.Ю. Исследование зарубежного опыта управления социально-экономическим развитием на региональном уровне //Экономическое пространство. 2009. №25. C. 17–21.
  3. Социально-экономическое положение федеральных округов URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641
  4. Статистические данные по федеральным округам РФ URL: http://www.minregion.ru/
  5. Постникова Е.А. Особенности сбалансированности российских регионов //Регион: экономика и социология. 2009. №2. С. 46
  6. Тассо Жерейссати Региональная политика в Бразилии //Стратегии регионального развития: совместный семинар России и Всемирного банка, 31.03 2008: тезисы доклада. М., 2008.
  7. Курмаев П.Ю. Основные направления повышения эффективности управления социально-экономическим развитием на региональном уровне //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 19–22.
  8. Балабанов Г. Опыт стран Западной Европы в области региональной политики и возможности его использования в Украине //Регион: экономика и социология. 1998. №1. С. 69–72.
  9. Региональная политика в странах Европы: уроки для Украины. К.: Логос, 2000.


Все статьи автора «Курмаев Петр Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: