Каждое государство нуждается в разработке собственной модели оценки и анализа результативности и эффективности социально-экономического развития, направленной на повышение качества и уровня жизни населения, с учетом национальных особенностей и исторического развития. [1] Актуальность данной проблемы обосновывается важностью теоретических знаний, которая выросла в условиях постиндустриального общества, в экономике которого на первый план вышло производство услуг, взамен проведению исследований, а также организации системы образования и повышению уровня и качества жизни. Все это, в свою очередь, предопределило уход от традиционного механистического подхода к поиску новых теоретических моделей и практических методик реализации эффективной экономической политики. На данном этапе существует множество различных методик оценки эффективности политики, в частности экономической, но нужно отметить, что оценка является весьма затруднительной многогранной.
В системе социально-экономического управления анализ результатов должен осуществляться, по крайней мере, относительно:
- целей, которые практически осуществляются в экономической политике, в увязке с целями, которые сформированы общественными потребностями;
- целей, реализуемых в экономических процессах и результатах, которые получены при осуществлении политического воздействия
- общественных затрат на разработку и реализацию экономической политики в сравнении с объективными результатами, которые были получены вследствие управления;
- возможностей, заложенных в экономическом потенциале, и степени их реального использования.
Выбор методики оценки зависит от целей и задач экономической политики, социально-политических условий,сложившихся в стране,либо анализируемом регионе,а также наличия необходимых ресурсов и многого другого.
Весь комплекс исследований, направленных на оценку эффективности экономической политики, можно представить через пару составляющих:
- традиционные формы оценки;
- научные исследования.
Научные исследования, в свою очередь, осуществляются при помощи различных научных методологий и методик исследования социальных, экономических, политических процессов. Использование такого рода исследований приносит значимые теоретические и практические результаты, однако требует значительных финансовых издержек.
В связи с многогранностью объектов экономического управления при оценке эффективности управленческих решений, широко применяются методы многомерного статистического анализа, которые позволяют не только формировывать объекты наблюдения в группы, подгруппы и классы, а также рассматривать их в процессе развития, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для мониторинга изменений, которые отражают изменения, происходящие в результате принятия управленческих решений. При этом особое внимание оказывается анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы, проводимые в той или иной сфере.
Наиболее популярный метод, используемый для оценки эффективности управления, – метод сравнений. При таком методе используются многовариантные анализы: сравнение с поставвленными плановыми показателями, с прошлыми, с наилучшими или средними за определенный период. К примеру, при оценке эффективности в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, которые содержатся в годовом прогнозе.
Рассмотренные методы имеют свои положительные и отрицательные стороны, но до сих пор в экономической политике не существует единого подхода или же показателя оценки результативности и эффективности экономической деятельности государства.
Библиографический список
- Якунин А.С. Эффективность управления и качество жизни в регионах ЦФО в условиях преодоления последствий кризиса: отчет по результатам комплексного исследования. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2009