Современное общество требует от специалистов умения интегрировать знания из разных областей наук, работать в команде, самостоятельно разрабатывать план реализации проекта.
Под учебно-исследовательским проектом будем понимать деятельность студентов по планированию исследования, главной целью которого является развитие личности; в приобретении исследовательских навыков, развитии исследовательского типа мышления.
При организации учебно – исследовательского проекта «Вступительные экзамены по математике в Оксфорд» студентам необходимо было решить следующие вопросы, представленные в виде плана работы:
-
Определить выбор темы проекта, количество участников проекта и первокурсников в время необходимое для выполнения данного проекта. Выбор темы проекта, обусловлен повышенным интересом студентов том, как их сверстники за границей проходят вступительные испытания, какими будут результаты среди одногруппников, сравнить данные результаты с результатами ЕГЭ по математике. Над данным проектом работала команда из 2-х человек в течение недели.
-
Выяснить проблемы, с которыми могут столкнуться при выполнении данного проекта. Студенты при выполнении данного проекта выделили следующие предполагаемые проблемы, каким образом эффективно организовать поиск информации, как осуществить перевод текста, как решить задания.
-
Распределение обязанностей при самостоятельной работе над проектом. В данном случае возможны следующие варианты: часть группы занимается переводом, а другая часть над решением задач; текст делиться на две части и каждая группа занимается переводом и решением задач.
-
Промежуточное консультирование в течение выполнения всего проекта, может быть реализовано как при личной беседе, так и с использованием Интернет технологий.
-
Обобщение результатов работы каждой подгруппы проекта. Создание презентации проекта с выделением общих моментов и отличий по организации вступительных экзаменов в Англии и России.
-
Проведение тестирования среди одногруппников и сравнение результатов с результатами ЕГЭ по математике, а также выяснить количество студентов которые имеют наивысший балл, которые могли пройти вступительные испытания в Оксфорд. Провести статистическую оценку результатов тестирования.
-
Оценивание данной работы. Подведение итогов.
В данном проекте рассматривали задания прошлых лет вступительного теста по математике в Оксфорд на технические специальности. Вступительный экзамен на инженерные и физические специальности на степень бакалавра сдаются в одном бланке и включают две части: часть A – 11 заданий по математике и часть В-14 заданий по физике, каждая из которых оценивается по 50 марок. Задачи оформляются в бланке заданий и вписываются ответы. Экзамен длиться 1 час. Оригинал вступительного теста и форму экзаменационного бланка на английском языке можно найти на сайте Оксфордского университета [1]
-
Если и , то значения выражения равно… [3 марки]
Решение. Используя формулы сокращенного умножения раскрываем скобки, приведем подобные, подставим искомые значения.
.
2. Найти множество действительных чисел λ, для которых квадратное уравнение (1) имеет действительные корни х. [4 марки]
Решение. Дискриминант уравнения (1) равен.
Корни уравнения . Корни уравнения (1) будут действительными, если ;
Решим уравнение. (2)
Раскроем скобки и упростим выражение, получим . Корни уравнения (2): .
На числовой оси (рис.1) отметим данные точки и определим знак функции на каждом интервале.
Из рисунка видно, что если илиискомое квадратное уравнение (1) имеет действительные корни.
-
(I) Нарисовать графики функций sinх и sin2x в интервале -2π <x<2π.
[2 марки]
Решение. На рисунке 2а, изображен график функции sinх, на рисунке 2б график функции sin2x.
(II) Объясните, почему, для интервала от 0 <х < π/2, sinх <tgх. [2 марки]
Решение. Используя соотношения в прямоугольном треугольнике (рис. 3), получим , а . По теореме Пифагора с2=а2+в2, а из этого следует, что с>b. Значит, sinх< tgx.
(III) Используя равенство или иным образом, переведите cos4φ в cos(2φ) и cos(4φ). [3 марки]
Решение.
4. Покажите, что точки (3, 4), (-4, 0) и (0, -2) являются вершинами прямоугольного треугольника, и найти его площадь. [5 марок]
Решение. Изобразим на координатной плоскости (рис.4) искомые точки и убедимся, что они являются вершинами прямоугольного треугольника.
Определим длины сторон треугольника из формулы расстояния между двумя точками: а2=32+(4+2)2=45; b2=42+22=20; с2=(4+3)2+42=65. По теореме Пифагора: с2=а2+в2. Легко можно убедиться, что для сторон данного треугольника, выполняется теорема Пифагора, а значит он прямоугольный. Площадь треугольника: S=0,5ab=15(ед2).
5. Найдите все значения х в следующих равенствах
(I) log2x = 2, [1 марка]
Решение. По определению логарифма х=22=4.
(II) logx2 = 2, [1 марка]
Решение. По определению логарифма х2=2,
(III) log22 = х. [1 марка]
Решение. По определению логарифма х=1.
6. Оцените значение числа (2,002) 6 с точностью до 4 знаков после запятой. [4 марки]
Решение. Преобразуем данное число (2,002) 6=26(1+0,001)6.
Используя разложение функции в ряд Маклорена
преобразуем выражение (2,002) 6= 64(1+0,001)6=64(1+0,006+15·10-6+…)= 64,38496.
7. Мяч падает вертикально с высоты h на плоскую поверхность. После n
отскоков он поднимается на высоту h/(3n). Найти общее расстояние, пройденное шаром. [4 марки]
Решение. .
8. (I) Изобразите кривую в области -1 х
1 [2 марки]
Решение. На рисунке 5 представлен график искомой функции.
(II) Найти площадь между кривой и кривыми х=-1, х=1
и осью х. [2 марки]
Решение. На рисунке 6, представлена плоская фигура, образованная пересечением указанных линий.
При пересечении искомых кривых получаем 2 одинаковые трапеции. Найдем площадь фигуры .
9. Брошены две игральные кости, один за другим. Каковы вероятности того, что
(I) сумма чисел на игральных костях равна 6. [2 марки]
Решение. Рассмотрим, какие комбинации чисел соответствуют данному условию: Число всевозможных комбинаций . Определим вероятность данной ситуации .
(II) второе число больше, чем первое? [4 марки]
Решение. В таблице 1 выделили клетки, которые реализуют второе условие. Всего 15 возможных случаев, удовлетворяющих данному условию. Число всевозможных комбинаций . Определим вероятность данной ситуации .
Таблица 1-Наглядное представление данного условия, для оценки вероятности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |
10. Геометрическая и арифметическая прогрессии имеют одинаковые первые члены. Второй и третий члены геометрической прогрессии равны третьим и четвертым членам арифметической прогрессии соответственно.
(I) Найти знаменатель геометрической прогрессии. [2 марки]
Решение. Общий член арифметической прогрессии находится по формуле аn=a1+(n-1)d, а общий член геометрической прогрессии по формуле bn=b1+q(n-1).
По условию: b1=a1; b2=a3; b3=a4. Распишем подробнее данное условие: b2=a3 или a1+2d=b1q. Отсюда, d=(b1q-a1)/2. Распишем условие: b3=a4 или a1+3d=b1q2. Подставим d, в полученное выражение, получим 2q2-3q+1=0. Действительные корни уравнения q=1/2; 1. При q=1, d=0, что противоречит условию, следовательно, знаменатель геометрической прогрессии равен q=1/2.
(II) покажите, что пятый член арифметической прогрессии равен нулю.
[3 марки]
Решение. Пятый член арифметической прогрессии определим из соотношения аn=a1+(n-1)d, или а5=a1+4d. При q=1/2, разность арифметической прогрессии равна d=(b1q- a1)/2=-а/4. Пятый член арифметической прогрессии а5=a1+4d=0.
11. Найти наибольшие и наименьшие значения функции на отрезке от -3 до 5. [5 марок]
Решение. Найдем экстремумы функции:. Корни уравнения . Найдем значения функции на границе интервала и в экстремальных точках: ;;;.
Следовательно, , .
При выполнении данного проекта выделили следующие отличия и схожесть вступительных тестов по математике в России и Англии:
-
рассогласованность школьных учебных программ по математике. При сдаче экзаменов в Оксфорд российский школьник может обнаружить у себя недостаток знаний по таким разделам математики как алгебра и математический анализ, тригонометрия, аналитическая геометрия, комбинаторика, теория вероятностей, статистика и анализ данных. К примеру, российскому школьнику будет затруднительно выполнить задания 6 и 7;
-
время сдачи вступительного теста в вузы России июль-август, а в Оксфорд октябрь-ноябрь;
-
данный тест проходит, централизовано, как и в России.
В ходе выполнения данного проекта преподаватель решает следующие учебные задачи:
-
обучение поисковым приемам исследовательского мышления;
-
обучение процессу и культуре коллективного обсуждения;
-
формирование культуры самооценки и оценки других участников проекта;
-
формирование культуры публичного выступления, защиты полученных результатов.
Данный учебно-исследовательский проект можно организовать как среди студентов первокурсников, изучающих математику, так и среди будущих абитуриентов. Роль педагога при обучении вспомогательная, координирующая деятельность обучающихся.
Библиографический список
- Вариант вступительного теста на по физике и математике для поступающих на инженерные и физические специальности //http://www2.physics.ox.ac.uk/sites/default/files/Sample-Paper_0.pdf.