АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Величкина Анна Владимировна
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Аннотация
Статья посвящена анализу реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области в сфере туризма. Проведена оценка проекта Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы».

Ключевые слова: Вологодская область, реализация долгосрочных целевых программ, туризм


ANALYSIS OF LONG-TERM PROGRAMS IN THE SPHERE OF TOURISM IN VOLOGDA REGION

Velichkina Anna Vladimirovna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS

Abstract
This article analyzes the implementation of long-term programs of the Vologda region in the field of tourism. The draft State Program "Development of tourism cluster of the Vologda region for 2014-2018 years" is assessed.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Величкина А.В. Анализ долгосрочных целевых программ в сфере туризма в Вологодской области // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/26017 (дата обращения: 24.09.2024).

В настоящее время туризм является динамично развивающейся межотраслевой сферой экономики. Эффективное функционирование туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей.

Важную роль в развитии туризма играет региональная политика, направленная на создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на рынке. Грамотная политика в данной сфере позволяет осуществить комплексный системный подход к решению многих проблем сдерживающих развитие сферы туризма.

В данной статье мы рассмотрим реализацию основных программ Вологодской области в сфере туризма.

В настоящее время в Вологодской области реализуются следующие долгосрочные целевые программы в сфере туризма: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)», «Великий Устюг – Родина деда мороза» на 2011 – 2014 годы.

На их реализацию из областного бюджета выделено 37 млн. руб., что на 88% ниже первоначального финансирования (табл. 1). Такое резкое сокращение бюджета свидетельствует о низкой эффективности финансового планирования, а также не позволяет реализовать программы в полной мере, что в дальнейшем отразится на плановых показателях и снизит их эффективность.

Таблица 1

Финансирование долгосрочных целевых программ в сфере туризма

Целевая программа

Общий объем финансирования программы, тыс. руб.

базовый

уточненный (по состоянию на 01.06.2013 г.)

1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы»,

198 585

7 930

2. «Великий Устюг – Родина деда мороза» на 2011 – 2014 годы

32 220

24 827

3. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)»

14 963

4 507

 

В 2012 году завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы. В целом можно отметить, что большинство показателей программы были достигнуты в этот период, а эффективность реализации программы достаточно высокая. Результаты реализации Программы в 2009 – 2012 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты достигнутые в рамках реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы

Наименование

показателей

Ед. изме-рения

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

План Факт
Количество посетителей, всего по области

тыс. чел.

1360 1480 1800 1940 1981
Объем туристских услуг в % к предыдущему году в действующих ценах

%

112,8 109,3 110 112,7 102,2
Количество коллективных средств

размещения

единиц

120 125 132 135 169
Количество туристских организаций в

области

единиц

150 170 220 238 238
Среднегодовая численность занятых в

сфере туризма

тыс. чел.

16,5 17,3 17,3 19,1 19,1

 

Вместе с тем существует ряд замечаний к отчетности по программе. Во-первых, отчет содержит недостаточное количество информации о реализации мероприятий программы по направления, во-вторых, отчет отражает не все плановые показатели, содержащиеся в программе (так отсутствует информация о средней продолжительности пребывания туристов, объеме частных инвестиций в сферу туризма, пополнении бюджетов всех уровней, коэффициенте доступности  туристских услуг и др.), в-третьих, представленная в отчете информация о количестве коллективных средств размещения не соответствует данным официально статистики (так по данным Вологдастата число КСР в Вологодской области в 2009 г. составило 107 ед., 2010 г. – 129 ед., 2011 г. – 123 ед.).

Таким образом, для более полной оценки эффективности реализации программы необходимо провести анализ всех ее индикаторов. Информация, предоставленная Департаментом международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, не позволяет провести такой анализ.

Долгосрочная целевая программа «Великий Устюг – родина Деда Мороза» на 2011 - 2014 годы.

Планируемые результаты реализации Программы и их фактическое значение в 2011 – 2012 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты достигнутые в рамках реализации программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза» на 2011-2014 годы

Наименование

показателей

2011 год

2012 год

2013 год 2014 год
План Факт План Факт
Количество посетителей, всего по району, тыс. чел.

241

151

261

145

284

307

Средняя продолжительность пребывания туристов, дней

2,5

2,5

3

3

3

3,5

Вместимость коллективных средств размещения, мест

2815

2857

2995

3213

3185

3385

Среднегодовая численность занятых в сфере туризма, тыс. чел.

2,6

3,1

2,8

2,8

2,9

3

Общий совокупный доход от проекта, млн. рублей

(прямое и косвенное воздействие)

1188

1100

1290

1200

1402

1522

Доля проекта в валовом региональном продукте, %

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

Объем частных инвестиций в проект, млн. руб.

150

75

175

55,5

200

225

Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области обосновывает снижение показателя следующими причинами: ограничением потока туристов в период новогодних каникул, увеличением продолжительности пребывания туристов, ограничением пропускной способности предприятий общественного питания, ужесточением правил автобусных перевозок в ночное время. Однако считаем нецелесообразным ссылаться на данные причины. Снижение показателя свидетельствует  о том, что прогнозные значения недостаточно обоснованы и не имеют аналитического обоснования, а эффективность мероприятий по увеличению туристского потока  низкая.
За двух летний период реализации Программы не были достигнуты все планируемые показатели. Так, в 2011 – 2012 гг. ожидалось увеличение количества просителей Великоустюгского района до 241 и 261 тыс. чел. (на 15 и 25% в сравнении с базовым значение показателя на начало реализации программы). Вместе с тем значение данного показателя на конец 2012 г. уменьшилось на 30 % и составило 145 тыс. чел.  при финансировании мероприятий по развитию различных направлений туризма и организационных мероприятий (информационное обеспечение программы, развитие межрегионального и международного сотрудничества) в 2012 г. в размере 7 240 тыс. руб. 

Также следует отметить, что в отчете о реализации содержатся не все показатели Программы. Так отсутствует информация об объеме частных инвестиций в проект. При этом состояние данного показателя в 2011 г. было в 2 раза ниже планируемого, а в 2012 г. в 3 раза и составило 75 и 55,5 млн. руб. соответственно.

Вместе с тем отчет содержит информацию о профессиональной подготовке и повышении квалификации специалистов сферы туризма. На реализацию данного направления в 2011 – 2012 гг. заложено по 500 тыс. руб. в год. При одинаковом финансировании количество человек прошедших курсы по переподготовке и повышению квалификации отличается в 3 раза: 59 – в 2011 г. и 21 – в 2012 г.

В целом отчет департамента о ходе реализации программы, не отражает объективно проблематику проекта: учитывает лишь внешние факторы в качестве обоснования недостигнутых плановых показателей, не учитывает внутренние факторы неэффективности программы (некачественное выполнение программных мероприятий, несоответствие механизмов реализации программы ее цели и задачам и т.д.), не содержит корректировок программного курса на будущие годы.

Анализ хода реализации Программы в 2011 – 2012 гг. позволяет говорит, о том, что проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» остановился в своем развитии и требует поиска новых подходов, направленных на его продвижение. Для этого целесообразно пересмотреть и скорректировать мероприятия реализуемой программы.

Долгосрочная целевая программа «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012-2014 годы» направлена на достижение долгосрочной цели – сохранение, возрождение и развитие конкурентоспособных народных художественных промыслов (далее также – НХП) как части самобытной культуры Вологодской области.

Таблица 4

Результаты достигнутые в рамках реализации программы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012-2014 годы»

Наименование

показателей

Ед. изме-рения

Годы

2012 год

2013

 

2014

 

План

Факт

Действующих предприятий народных художественных промыслов

единиц

7

7

-*

-*

Численность работающих в организациях НХП и ремесел

человек

761

765

799

855

Объемы реализации продукции организаций НХП

млн. руб

350

345

367,5

385,8

Повышение уровня квалификации художников и мастеров НХП и ремесел

человек

15

-

15

15

Количество образцов изделий, утвержденных художественно-экспертным советом по НХП в Вологодской области

единиц

150

150

150

150

Количество образцов изделий НХП, отвечающих современным эстетическим требованиям

шт.

142

145

150

150

Численность мастеров, имеющих статус мастера

народных художественных промыслов

человек

112

116

-*

-*

Объемы реализации кружевных изделий

млн. руб.

26,8

25

29,5

32,5

Численность работающих в кружевном промысле

человек

500

500

550

600

Количество новых образцов кружевных изделий, отвечающих современным требованиям

штук

40

5

45

50

Повышение уровня квалификации художников и мастеров кружевоплетения

человек

35

-

35

35

*-  данный показатель содержится в отчете, но отсутствует в программе в качестве индикатора.

В 2012 году в рамках программы по причине отсутствия финансирования мероприятий программы не были достигнуты следующие показатели: повышение уровня квалификации художников и мастеров НХП и ремесел; повышение уровня квалификации художников и мастеров кружевоплетения; количество новых образцов кружевных изделий, отвечающих современным требованиям.

Второй причиной невыполнения таких показателей как – объем реализации кружевных изделий и продукции организаций НХП – стало снижение потребительского спроса и рост цен на кружевные изделия (по мнению Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области). Однако считаем не совсем правильным обосновать данные индикаторы только этими причинами. Так в отрасли существует проблема позиционирования и продвижения продукции организаций народно-художественного промысла. Что же касается кружевных изделий, то они в большинстве своем не соответствуют современной моде и приобретаются чаще всего в качестве сувенирной продукции. Также сыграло роль невыполнение планового показателя по разработке новых образцов кружевных изделий, а как следствие снижение выпуска на рынок продукции, отвечающей современным стандартам.

В целом в отчете недостает информативности и содержательности в плане реализации мероприятий. Из одиннадцати индикаторов программы не были достигнуты пять показателей, что говорит о низкой эффективности реализации программы в 2012 году.

В 2012 году региональными властями было принято решение о переориентации сферы туризма на кластерный подход. Данное преобразование основывается на федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», в основе которой лежит создание туристско-рекреационных кластеров, предполагающих сосредоточение в рамках ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

В мае 2013 года Департаментом международных, межрегиональных связей и туризма области был подготовлен проект Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» [1].

В рамках государственной программы будут реализованы следующие подпрограммы: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области», «Обеспечение реализации государственной программы на 2014-2018 годы». Планируемый объем финансирования государственной программы на 2014-2018 годы составляет 572 760,0 тыс. рублей (табл. 5) [1].

Таблица 5

Финансирование государственной программы

Подпрограммы

Планируемый объем финансирования

 (тыс. руб.)

1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области»

233 700

2. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области»

30 097

3. «Обеспечение организации реализации Государственной программы на 2014-2018 годы»

308 963

 

В целом проект Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» соответствует задачам социально-экономического развития Вологодской области. Проект учитывает современные реалии, тенденции развития индустрии туризма, а также его место в экономической политике региона. Разработанная государственная программа будет способствовать переориентации сферы туризма региона на кластерный подход.

Вместе с тем в проекте выявлены следующие недостатки.

Во-первых, возникает вопрос об эффективности регионального стратегического планирования: принятая в сентябре 2012 года программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2013-2018 годы» будет отменена с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу данного проекта Государственной программы. Органам власти целесообразно было изначально разработать данный проект.

Во-вторых, в данном нормативно-правовом акте отсутствует понятийный аппарат, отражающий основные дефиниции настоящего проекта, а именно: туристский кластер, формирование туристского кластера, участники туристского кластера, туристские ресурсы и др. Отсутствие данного понятийного аппарата приведет к противоречивости толкования стратегического документа, возникновению проблем правоприменения, а также ставит под вопрос реализацию кластерной организации туристского сектора экономики.

В-третьих, государственная программа сводится к развитию туристского кластера, однако анализ текущего состояния сферы туризма позволяет говорить об отсутствии такового в регионе, в его классическом понимании. Таким образом, программа должна в первую очередь содержать положения, направленные на формирование, а затем уже на развитие туристского кластера.

В-четвертых, в регионе уже существует пять обособленных туристских дестинаций, для объединения их в единый туристский кластер необходимо установить партнерские связи внутри кластера, сформулировать направления развития каждой дестинации, закрепить их в качестве программных мероприятий, не упуская при этом из виду целей и задач туристского кластера. При этом целесообразно оценивать эффективность реализации программы не только в общем виде, но и отслеживать развитие каждой дестинации, входящей в кластер, в отдельности. Для реализации данной задачи необходимо разработать единую систему оценки развития туристских дестинаций, целевые индикаторы реализации программы. Считаем, что отсутствие данных индикаторов ставит под сомнение вопрос о возможности объективной оценки эффективности реализации данной программы.

В-пятых, оценивая возможность достижения индикаторов программы, следует отметить отсутствие амбициозных целей разработанного проекта. Например, в подпрограмме «Развитие внутреннего и въездного туризма Вологодской области» планируется достижение следующих показателей: увеличение объема инвестиций в 1,2 раза,  объема туристских и гостиничных услуг в 1,9 раза. Для сравнения в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» планируется увеличение привлеченных инвестиций в 2,3 раза, объема туристских и гостиничных услуг – в 4 раза. Таким образом, планируемые показатели в проекте необоснованно занижены.

Вызывают сомнения индикаторы подпрограммы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области». На реализацию программы планируется выделить 30 млн. руб., при этом численность работающих в сфере НХП увеличится к 2018 году в 1,4 раза, а прирост объема произведенной продукции составит лишь 0,4%, прирост объема производства кружевных изделий – 13%. Таким образом, имеет место утверждение о несоответствии затрат планируемому экономическому эффекту.

В-шестых, существенным недостатком программы, по нашему мнению, является отсутствие механизма реализации государственно-частного партнерства в туристской сфере региона.  Эффективное управление туристским кластером невозможно осуществить только за счет средств регионального бюджета. Процесс формирования туристского кластера предполагает создание совета кластера (управляющей компании), в состав которого могут войти представители участников туристского кластера – администрации, предпринимательского сектора, общественных организаций и т.д.

В-седьмых, в программе недостаточно внимания уделяется развитию туристской инфраструктуры Вологодской области. Реализация поставленных в программе целей и задач невозможна без активного развития и совершенствования туристской инфраструктуры региона. На наш взгляд, целесообразно закрепить данную задачу в качество одного из основных мероприятий реализации программы.

В-восьмых, в программе недостаточно полно раскрываются основные ее мероприятия: в большинстве своем они носят обобщенных характер. Однако следует отметить, что осуществление таких задач, как развитие туристских брендов, продвижение и популяризация туристского продукта, повышение туристской привлекательности и т.д., требуют системности реализации. Таким образом, целесообразно уйти от формальных формулировок мероприятий программы. По нашему мнению, следует более подробно раскрыть содержание конкретных мероприятий программы, представить их поэтапную реализацию во взаимосвязи с поставленными задачами.

В целом проект Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» соответствует задачам социально-экономического развития Вологодской области, учитывает современные реалии, тенденции развития индустрии туризма, а также его место в экономической политике региона.

Устранение указанных замечаний, на наш взгляд, позволит подойти более обоснованно к разработке Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», направленной на создание базовых условий для динамичного развития индустрии отдыха и туризма в регионе, сформировать на территории области туристский кластер.


Библиографический список
  1. Проект постановления Правительства области «Об утверждении государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», опубликован 24.05.2013 г. [Электронный ресурс]: Официальный портал Правительства Вологодской области. URL: http://vologda-blast.ru/ru/documents/database/?id_15=15456oblast.ru/ru/documents/database/?id_15=15456.
  2. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области. URL: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.


Все статьи автора «Величкина Анна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: