В настоящее время туризм является динамично развивающейся межотраслевой сферой экономики. Эффективное функционирование туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей.
Важную роль в развитии туризма играет региональная политика, направленная на создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на рынке. Грамотная политика в данной сфере позволяет осуществить комплексный системный подход к решению многих проблем сдерживающих развитие сферы туризма.
В данной статье мы рассмотрим реализацию основных программ Вологодской области в сфере туризма.
В настоящее время в Вологодской области реализуются следующие долгосрочные целевые программы в сфере туризма: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)», «Великий Устюг – Родина деда мороза» на 2011 – 2014 годы.
На их реализацию из областного бюджета выделено 37 млн. руб., что на 88% ниже первоначального финансирования (табл. 1). Такое резкое сокращение бюджета свидетельствует о низкой эффективности финансового планирования, а также не позволяет реализовать программы в полной мере, что в дальнейшем отразится на плановых показателях и снизит их эффективность.
Таблица 1
Финансирование долгосрочных целевых программ в сфере туризма
Целевая программа |
Общий объем финансирования программы, тыс. руб. |
|
базовый |
уточненный (по состоянию на 01.06.2013 г.) |
|
1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы», |
198 585 |
7 930 |
2. «Великий Устюг – Родина деда мороза» на 2011 – 2014 годы |
32 220 |
24 827 |
3. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)» |
14 963 |
4 507 |
В 2012 году завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы. В целом можно отметить, что большинство показателей программы были достигнуты в этот период, а эффективность реализации программы достаточно высокая. Результаты реализации Программы в 2009 – 2012 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты достигнутые в рамках реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы
Наименование показателей |
Ед. изме-рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
План | Факт | |||||
Количество посетителей, всего по области |
тыс. чел. |
1360 | 1480 | 1800 | 1940 | 1981 |
Объем туристских услуг в % к предыдущему году в действующих ценах |
% |
112,8 | 109,3 | 110 | 112,7 | 102,2 |
Количество коллективных средств
размещения |
единиц |
120 | 125 | 132 | 135 | 169 |
Количество туристских организаций в
области |
единиц |
150 | 170 | 220 | 238 | 238 |
Среднегодовая численность занятых в
сфере туризма |
тыс. чел. |
16,5 | 17,3 | 17,3 | 19,1 | 19,1 |
Вместе с тем существует ряд замечаний к отчетности по программе. Во-первых, отчет содержит недостаточное количество информации о реализации мероприятий программы по направления, во-вторых, отчет отражает не все плановые показатели, содержащиеся в программе (так отсутствует информация о средней продолжительности пребывания туристов, объеме частных инвестиций в сферу туризма, пополнении бюджетов всех уровней, коэффициенте доступности туристских услуг и др.), в-третьих, представленная в отчете информация о количестве коллективных средств размещения не соответствует данным официально статистики (так по данным Вологдастата число КСР в Вологодской области в 2009 г. составило 107 ед., 2010 г. – 129 ед., 2011 г. – 123 ед.).
Таким образом, для более полной оценки эффективности реализации программы необходимо провести анализ всех ее индикаторов. Информация, предоставленная Департаментом международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, не позволяет провести такой анализ.
Долгосрочная целевая программа «Великий Устюг – родина Деда Мороза» на 2011 - 2014 годы.
Планируемые результаты реализации Программы и их фактическое значение в 2011 – 2012 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты достигнутые в рамках реализации программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза» на 2011-2014 годы
Наименование показателей |
2011 год |
2012 год |
2013 год | 2014 год | ||
План | Факт | План | Факт | |||
Количество посетителей, всего по району, тыс. чел. |
241 |
151 |
261 |
145 |
284 |
307 |
Средняя продолжительность пребывания туристов, дней |
2,5 |
2,5 |
3 |
3 |
3 |
3,5 |
Вместимость коллективных средств размещения, мест |
2815 |
2857 |
2995 |
3213 |
3185 |
3385 |
Среднегодовая численность занятых в сфере туризма, тыс. чел. |
2,6 |
3,1 |
2,8 |
2,8 |
2,9 |
3 |
Общий совокупный доход от проекта, млн. рублей
(прямое и косвенное воздействие) |
1188 |
1100 |
1290 |
1200 |
1402 |
1522 |
Доля проекта в валовом региональном продукте, % |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Объем частных инвестиций в проект, млн. руб. |
150 |
75 |
175 |
55,5 |
200 |
225 |
Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области обосновывает снижение показателя следующими причинами: ограничением потока туристов в период новогодних каникул, увеличением продолжительности пребывания туристов, ограничением пропускной способности предприятий общественного питания, ужесточением правил автобусных перевозок в ночное время. Однако считаем нецелесообразным ссылаться на данные причины. Снижение показателя свидетельствует о том, что прогнозные значения недостаточно обоснованы и не имеют аналитического обоснования, а эффективность мероприятий по увеличению туристского потока низкая.
За двух летний период реализации Программы не были достигнуты все планируемые показатели. Так, в 2011 – 2012 гг. ожидалось увеличение количества просителей Великоустюгского района до 241 и 261 тыс. чел. (на 15 и 25% в сравнении с базовым значение показателя на начало реализации программы). Вместе с тем значение данного показателя на конец 2012 г. уменьшилось на 30 % и составило 145 тыс. чел. при финансировании мероприятий по развитию различных направлений туризма и организационных мероприятий (информационное обеспечение программы, развитие межрегионального и международного сотрудничества) в 2012 г. в размере 7 240 тыс. руб.
Также следует отметить, что в отчете о реализации содержатся не все показатели Программы. Так отсутствует информация об объеме частных инвестиций в проект. При этом состояние данного показателя в 2011 г. было в 2 раза ниже планируемого, а в 2012 г. в 3 раза и составило 75 и 55,5 млн. руб. соответственно.
Вместе с тем отчет содержит информацию о профессиональной подготовке и повышении квалификации специалистов сферы туризма. На реализацию данного направления в 2011 – 2012 гг. заложено по 500 тыс. руб. в год. При одинаковом финансировании количество человек прошедших курсы по переподготовке и повышению квалификации отличается в 3 раза: 59 – в 2011 г. и 21 – в 2012 г.
В целом отчет департамента о ходе реализации программы, не отражает объективно проблематику проекта: учитывает лишь внешние факторы в качестве обоснования недостигнутых плановых показателей, не учитывает внутренние факторы неэффективности программы (некачественное выполнение программных мероприятий, несоответствие механизмов реализации программы ее цели и задачам и т.д.), не содержит корректировок программного курса на будущие годы.
Анализ хода реализации Программы в 2011 – 2012 гг. позволяет говорит, о том, что проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» остановился в своем развитии и требует поиска новых подходов, направленных на его продвижение. Для этого целесообразно пересмотреть и скорректировать мероприятия реализуемой программы.
Долгосрочная целевая программа «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012-2014 годы» направлена на достижение долгосрочной цели – сохранение, возрождение и развитие конкурентоспособных народных художественных промыслов (далее также – НХП) как части самобытной культуры Вологодской области.
Таблица 4
Результаты достигнутые в рамках реализации программы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012-2014 годы»
Наименование показателей |
Ед. изме-рения |
Годы |
|||
2012 год |
2013
|
2014
|
|||
План |
Факт |
||||
Действующих предприятий народных художественных промыслов |
единиц |
7 |
7 |
-* |
-* |
Численность работающих в организациях НХП и ремесел |
человек |
761 |
765 |
799 |
855 |
Объемы реализации продукции организаций НХП |
млн. руб |
350 |
345 |
367,5 |
385,8 |
Повышение уровня квалификации художников и мастеров НХП и ремесел |
человек |
15 |
- |
15 |
15 |
Количество образцов изделий, утвержденных художественно-экспертным советом по НХП в Вологодской области |
единиц |
150 |
150 |
150 |
150 |
Количество образцов изделий НХП, отвечающих современным эстетическим требованиям |
шт. |
142 |
145 |
150 |
150 |
Численность мастеров, имеющих статус мастера
народных художественных промыслов |
человек |
112 |
116 |
-* |
-* |
Объемы реализации кружевных изделий |
млн. руб. |
26,8 |
25 |
29,5 |
32,5 |
Численность работающих в кружевном промысле |
человек |
500 |
500 |
550 |
600 |
Количество новых образцов кружевных изделий, отвечающих современным требованиям |
штук |
40 |
5 |
45 |
50 |
Повышение уровня квалификации художников и мастеров кружевоплетения |
человек |
35 |
- |
35 |
35 |
*- данный показатель содержится в отчете, но отсутствует в программе в качестве индикатора.
В 2012 году в рамках программы по причине отсутствия финансирования мероприятий программы не были достигнуты следующие показатели: повышение уровня квалификации художников и мастеров НХП и ремесел; повышение уровня квалификации художников и мастеров кружевоплетения; количество новых образцов кружевных изделий, отвечающих современным требованиям.
Второй причиной невыполнения таких показателей как – объем реализации кружевных изделий и продукции организаций НХП – стало снижение потребительского спроса и рост цен на кружевные изделия (по мнению Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области). Однако считаем не совсем правильным обосновать данные индикаторы только этими причинами. Так в отрасли существует проблема позиционирования и продвижения продукции организаций народно-художественного промысла. Что же касается кружевных изделий, то они в большинстве своем не соответствуют современной моде и приобретаются чаще всего в качестве сувенирной продукции. Также сыграло роль невыполнение планового показателя по разработке новых образцов кружевных изделий, а как следствие снижение выпуска на рынок продукции, отвечающей современным стандартам.
В целом в отчете недостает информативности и содержательности в плане реализации мероприятий. Из одиннадцати индикаторов программы не были достигнуты пять показателей, что говорит о низкой эффективности реализации программы в 2012 году.
В 2012 году региональными властями было принято решение о переориентации сферы туризма на кластерный подход. Данное преобразование основывается на федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», в основе которой лежит создание туристско-рекреационных кластеров, предполагающих сосредоточение в рамках ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
В мае 2013 года Департаментом международных, межрегиональных связей и туризма области был подготовлен проект Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» [1].
В рамках государственной программы будут реализованы следующие подпрограммы: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области», «Обеспечение реализации государственной программы на 2014-2018 годы». Планируемый объем финансирования государственной программы на 2014-2018 годы составляет 572 760,0 тыс. рублей (табл. 5) [1].
Таблица 5
Финансирование государственной программы
Подпрограммы |
Планируемый объем финансирования (тыс. руб.) |
1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» |
233 700 |
2. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области» |
30 097 |
3. «Обеспечение организации реализации Государственной программы на 2014-2018 годы» |
308 963 |
В целом проект Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» соответствует задачам социально-экономического развития Вологодской области. Проект учитывает современные реалии, тенденции развития индустрии туризма, а также его место в экономической политике региона. Разработанная государственная программа будет способствовать переориентации сферы туризма региона на кластерный подход.
Вместе с тем в проекте выявлены следующие недостатки.
Во-первых, возникает вопрос об эффективности регионального стратегического планирования: принятая в сентябре 2012 года программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2013-2018 годы» будет отменена с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу данного проекта Государственной программы. Органам власти целесообразно было изначально разработать данный проект.
Во-вторых, в данном нормативно-правовом акте отсутствует понятийный аппарат, отражающий основные дефиниции настоящего проекта, а именно: туристский кластер, формирование туристского кластера, участники туристского кластера, туристские ресурсы и др. Отсутствие данного понятийного аппарата приведет к противоречивости толкования стратегического документа, возникновению проблем правоприменения, а также ставит под вопрос реализацию кластерной организации туристского сектора экономики.
В-третьих, государственная программа сводится к развитию туристского кластера, однако анализ текущего состояния сферы туризма позволяет говорить об отсутствии такового в регионе, в его классическом понимании. Таким образом, программа должна в первую очередь содержать положения, направленные на формирование, а затем уже на развитие туристского кластера.
В-четвертых, в регионе уже существует пять обособленных туристских дестинаций, для объединения их в единый туристский кластер необходимо установить партнерские связи внутри кластера, сформулировать направления развития каждой дестинации, закрепить их в качестве программных мероприятий, не упуская при этом из виду целей и задач туристского кластера. При этом целесообразно оценивать эффективность реализации программы не только в общем виде, но и отслеживать развитие каждой дестинации, входящей в кластер, в отдельности. Для реализации данной задачи необходимо разработать единую систему оценки развития туристских дестинаций, целевые индикаторы реализации программы. Считаем, что отсутствие данных индикаторов ставит под сомнение вопрос о возможности объективной оценки эффективности реализации данной программы.
В-пятых, оценивая возможность достижения индикаторов программы, следует отметить отсутствие амбициозных целей разработанного проекта. Например, в подпрограмме «Развитие внутреннего и въездного туризма Вологодской области» планируется достижение следующих показателей: увеличение объема инвестиций в 1,2 раза, объема туристских и гостиничных услуг в 1,9 раза. Для сравнения в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» планируется увеличение привлеченных инвестиций в 2,3 раза, объема туристских и гостиничных услуг – в 4 раза. Таким образом, планируемые показатели в проекте необоснованно занижены.
Вызывают сомнения индикаторы подпрограммы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области». На реализацию программы планируется выделить 30 млн. руб., при этом численность работающих в сфере НХП увеличится к 2018 году в 1,4 раза, а прирост объема произведенной продукции составит лишь 0,4%, прирост объема производства кружевных изделий – 13%. Таким образом, имеет место утверждение о несоответствии затрат планируемому экономическому эффекту.
В-шестых, существенным недостатком программы, по нашему мнению, является отсутствие механизма реализации государственно-частного партнерства в туристской сфере региона. Эффективное управление туристским кластером невозможно осуществить только за счет средств регионального бюджета. Процесс формирования туристского кластера предполагает создание совета кластера (управляющей компании), в состав которого могут войти представители участников туристского кластера – администрации, предпринимательского сектора, общественных организаций и т.д.
В-седьмых, в программе недостаточно внимания уделяется развитию туристской инфраструктуры Вологодской области. Реализация поставленных в программе целей и задач невозможна без активного развития и совершенствования туристской инфраструктуры региона. На наш взгляд, целесообразно закрепить данную задачу в качество одного из основных мероприятий реализации программы.
В-восьмых, в программе недостаточно полно раскрываются основные ее мероприятия: в большинстве своем они носят обобщенных характер. Однако следует отметить, что осуществление таких задач, как развитие туристских брендов, продвижение и популяризация туристского продукта, повышение туристской привлекательности и т.д., требуют системности реализации. Таким образом, целесообразно уйти от формальных формулировок мероприятий программы. По нашему мнению, следует более подробно раскрыть содержание конкретных мероприятий программы, представить их поэтапную реализацию во взаимосвязи с поставленными задачами.
В целом проект Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» соответствует задачам социально-экономического развития Вологодской области, учитывает современные реалии, тенденции развития индустрии туризма, а также его место в экономической политике региона.
Устранение указанных замечаний, на наш взгляд, позволит подойти более обоснованно к разработке Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», направленной на создание базовых условий для динамичного развития индустрии отдыха и туризма в регионе, сформировать на территории области туристский кластер.
Библиографический список
- Проект постановления Правительства области «Об утверждении государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», опубликован 24.05.2013 г. [Электронный ресурс]: Официальный портал Правительства Вологодской области. URL: http://vologda-blast.ru/ru/documents/database/?id_15=15456oblast.ru/ru/documents/database/?id_15=15456.
- Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области. URL: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.