СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РФ

Евдокимова Юлия Викторовна
Московская государственная академия делового администрирования
доцент кафедры финансов, финансового права, учета и прикладной экономики, кандидат философских наук

Аннотация
В данной статье проанализированы основные подходы к формированию государственных программ РФ. Рассмотрены положительные и отрицательные последствия осуществления процесса внедрения государственных программ.

Ключевые слова: государственные программы, методика оценки эффективности государственной программы, паспорт государственной программы, перечень государственных программ., принципы формирования государственных программ, эффективность бюджетного процесса


SPECIFICS OF FORMATION OF STATE PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Evdokimova Julia Viktorovna
Moscow state academy of business administration
associate professor finance, financial right, account and applied economy, Candidate of philosophical sciences

Abstract
In this article the main approaches to formation of state programs of the Russian Federation are analysed. Positive and negative consequences of implementation of process of introduction of state programs are considered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Специфика формирования государственных программ РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/25972 (дата обращения: 24.09.2024).

Главным фактором  успешности внедрения государственных программ является «жесткая, предельно иерархичная и максимально исключающая дублирование структура государственных программ» [4].  Введение универсальной методики  по разработке и реализации государственных программ в РФ способно увеличить эффективность  бюджетных процессов  за счет объединения в одном документе проблемы, требующей решения, с  целями,  задачами, способами и инструментами  их достижения; с четкими индикаторами достижения поставленной цели и, (как правило), поэтапным финансированием [4].

 

К принципам, на основе которых производится формирование государственных программ, относятся:

- создание государственных программ с учетом стратегических целей социально-экономического развития и наличия конкретных показателей достижения данных целей;

- широкий  охват сфер социально-экономического развития и бюджетных средств;

- персонификация  ответственного исполнителя государственной программы;

- формирование количественных и качественных результатов, ясно характеризующих степень достижения поставленных в рамках программы и подпрограмм, целей;

- интеграция правовых и финансовых позиций в рамках процесса;

- осуществление на регулярной основе оценки результативности деятельности соответствующих субъектов деятельности (в рамках конкретной государственной программы. содержится  перечень соисполнителей и участников государственной программы, координируемых ответственным исполнителем) [3].

Структурные подходы к формированию государственной программы в обязательном порядке предполагают наличие следующих составных частей: паспорта программы, текстовой части, приложений к текстовой части, подпрограмм государственной программы и федеральных целевых программ. Паспорт государственной программы раскрывает сведения об  объеме финансовых ресурсов, о подпрограммах в составе государственной программы и программно-целевом инструментарии, используемом для достижения поставленных целей. Текстовая часть государственной программы предполагает общую характеристику с постановкой проблемы, требующей решения, а также   характеризует цели, задачи, способы достижения целей, мероприятия программы, ожидаемые результаты и  меры государственного регулирования. Помимо этого,  обязательным является обоснование объема выделенных финансовых ресурсов, необходимости включения  подпрограмм  в составе программы. Также проводится анализ возможных рисков и степени их влияния на процессы, осуществляемые в рамках государственной программы. Предусмотрено описание методики оценки эффективности конкретной программы. Обязателен анализ текущего состояния сферы реализации программы и прогноз дальнейшего развития. Особое внимание должно уделяться постановке цели, которая должна обладать определенными свойствами, а именно, должна быть: специфичной, конкретной, достижимой, измеримой, релевантной. Необходимо формирование показателей, характеризующих достижение целей и решение задач. Показатели предполагают следующие характеристики: адекватность, объективность, точность, достоверность, однозначность, сопоставимость, экономичность, своевременность, регулярность. Методика оценки эффективности государственной программы основана  на регулярной (не реже раза в год) оценке   степени достижения целей, на сопоставлении плановых затрат и результативности процессов, на оценке степени реализации ведомственных программ. Степень достижения результатов рассчитывается на основе сопоставления фактических значений с плановыми. Каждая подпрограмма имеет паспорт, заполняемый по аналогии с паспортом государственной программы, и  текстовую часть [3].

Мониторинг процессов основан на наличии контрольных событий в четко установленные сроки, на данных о кассовом исполнении, на анализе плана-графика реализации программы. Предусмотрено ежеквартальное предоставление сведений участниками процесса. Обязательно представление ответственным исполнителем  в Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Минэкономразвития РФ детализированного годового отчета по четко установленным параметрам [3].

В соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития РФ, основными направлениями, в соответствии с которыми структурирован перечень государственных программ, являются:

Новое качество жизни (13 государственных программ);

Инновационное развитие и модернизация экономики (17 государственных программ);

Обеспечение национальной безопасности (2 государственные программы);

Сбалансированное региональное развитие (4 государственные программы);

Эффективное государство (5 государственных программ) [5].

Распределение государственных программ в 2013 году по доле бюджетных назначений выявило следующие лидирующие  в текущем году государственные программы: «Космическая деятельность России» (28,7%), «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» (7,6%), «Развитие авиационной промышленности» (7,1%), «Развитие науки и технологий» (6,6%), «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (6,5%). Наименьшая доля бюджетных назначений в текущем году приходится на следующие государственные программы: «Охрана окружающей среды» (0,2%), «Доступная среда на 2011-2015 гг.» (0,4%), «Развитие транспортной системы» (0,4%) [1].

Процесс внедрения государственных программ требует дальнейшей корректировки, так как, наряду с положительными моментами, остается ряд недоработанных позиций: отсутсвие согласованности государственных программ между собой, размытое распределение ответственности участников программы, временная задержка в размещении информации в Единой межведомственной информационно-статистической системе. Согласно экспертизе, проведенной РАНХиГС, проведенная экспертиза государственных программ выявила следующие ошибки при составлении программ: отсутствие общественной значимости данных проектов, описания конечного результата, взаимоувязки целевых показателей с конкретным результатом, «необязательность» расходов на программу, так как сама программа не относится  к расходным обязательствам [2].

Дальнейшее совершенствование процесса формирования государственных программ способно увеличить эффективность бюджетных расходов, в полном объеме реализовать принципы бюджетирования, ориентированные на результат, обеспечить связь бюджетного финансирования с конечными результатами, характеризующими достижение поставленных целей.


Библиографический список
  1. Госпрограммы в 2013 году. Официальный сайт Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://fcp.economy.gov.ru/cms/cgibin/cis/cms.cgi/CMS/Item/33?year=2013&params= (дата обращения: 02.07.2013)
  2. Государственные программы признаны «сырыми». Экспертный портал Высшей школы экономики [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://www.opec.ru/1454061.html (дата обращения: 04.07.2013)
  3. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Приложение к  приказу Минэкономразвития России от 26 декабря 2012 г. N 817 “Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/22/ukazaniya-dok.html(дата обращения: 03.07.2013)
  4. Переход на программный бюджет. Первый опыт Тверской области [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://bujet.ru/article/208275.php (дата обращения: 02.07.2013)
  5. Перечень государственных программ Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99749/ (дата обращения: 02.07.2013)


Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: