Главным фактором успешности внедрения государственных программ является «жесткая, предельно иерархичная и максимально исключающая дублирование структура государственных программ» [4]. Введение универсальной методики по разработке и реализации государственных программ в РФ способно увеличить эффективность бюджетных процессов за счет объединения в одном документе проблемы, требующей решения, с целями, задачами, способами и инструментами их достижения; с четкими индикаторами достижения поставленной цели и, (как правило), поэтапным финансированием [4].
К принципам, на основе которых производится формирование государственных программ, относятся:
- создание государственных программ с учетом стратегических целей социально-экономического развития и наличия конкретных показателей достижения данных целей;
- широкий охват сфер социально-экономического развития и бюджетных средств;
- персонификация ответственного исполнителя государственной программы;
- формирование количественных и качественных результатов, ясно характеризующих степень достижения поставленных в рамках программы и подпрограмм, целей;
- интеграция правовых и финансовых позиций в рамках процесса;
- осуществление на регулярной основе оценки результативности деятельности соответствующих субъектов деятельности (в рамках конкретной государственной программы. содержится перечень соисполнителей и участников государственной программы, координируемых ответственным исполнителем) [3].
Структурные подходы к формированию государственной программы в обязательном порядке предполагают наличие следующих составных частей: паспорта программы, текстовой части, приложений к текстовой части, подпрограмм государственной программы и федеральных целевых программ. Паспорт государственной программы раскрывает сведения об объеме финансовых ресурсов, о подпрограммах в составе государственной программы и программно-целевом инструментарии, используемом для достижения поставленных целей. Текстовая часть государственной программы предполагает общую характеристику с постановкой проблемы, требующей решения, а также характеризует цели, задачи, способы достижения целей, мероприятия программы, ожидаемые результаты и меры государственного регулирования. Помимо этого, обязательным является обоснование объема выделенных финансовых ресурсов, необходимости включения подпрограмм в составе программы. Также проводится анализ возможных рисков и степени их влияния на процессы, осуществляемые в рамках государственной программы. Предусмотрено описание методики оценки эффективности конкретной программы. Обязателен анализ текущего состояния сферы реализации программы и прогноз дальнейшего развития. Особое внимание должно уделяться постановке цели, которая должна обладать определенными свойствами, а именно, должна быть: специфичной, конкретной, достижимой, измеримой, релевантной. Необходимо формирование показателей, характеризующих достижение целей и решение задач. Показатели предполагают следующие характеристики: адекватность, объективность, точность, достоверность, однозначность, сопоставимость, экономичность, своевременность, регулярность. Методика оценки эффективности государственной программы основана на регулярной (не реже раза в год) оценке степени достижения целей, на сопоставлении плановых затрат и результативности процессов, на оценке степени реализации ведомственных программ. Степень достижения результатов рассчитывается на основе сопоставления фактических значений с плановыми. Каждая подпрограмма имеет паспорт, заполняемый по аналогии с паспортом государственной программы, и текстовую часть [3].
Мониторинг процессов основан на наличии контрольных событий в четко установленные сроки, на данных о кассовом исполнении, на анализе плана-графика реализации программы. Предусмотрено ежеквартальное предоставление сведений участниками процесса. Обязательно представление ответственным исполнителем в Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Минэкономразвития РФ детализированного годового отчета по четко установленным параметрам [3].
В соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития РФ, основными направлениями, в соответствии с которыми структурирован перечень государственных программ, являются:
Новое качество жизни (13 государственных программ);
Инновационное развитие и модернизация экономики (17 государственных программ);
Обеспечение национальной безопасности (2 государственные программы);
Сбалансированное региональное развитие (4 государственные программы);
Эффективное государство (5 государственных программ) [5].
Распределение государственных программ в 2013 году по доле бюджетных назначений выявило следующие лидирующие в текущем году государственные программы: «Космическая деятельность России» (28,7%), «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» (7,6%), «Развитие авиационной промышленности» (7,1%), «Развитие науки и технологий» (6,6%), «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (6,5%). Наименьшая доля бюджетных назначений в текущем году приходится на следующие государственные программы: «Охрана окружающей среды» (0,2%), «Доступная среда на 2011-2015 гг.» (0,4%), «Развитие транспортной системы» (0,4%) [1].
Процесс внедрения государственных программ требует дальнейшей корректировки, так как, наряду с положительными моментами, остается ряд недоработанных позиций: отсутсвие согласованности государственных программ между собой, размытое распределение ответственности участников программы, временная задержка в размещении информации в Единой межведомственной информационно-статистической системе. Согласно экспертизе, проведенной РАНХиГС, проведенная экспертиза государственных программ выявила следующие ошибки при составлении программ: отсутствие общественной значимости данных проектов, описания конечного результата, взаимоувязки целевых показателей с конкретным результатом, «необязательность» расходов на программу, так как сама программа не относится к расходным обязательствам [2].
Дальнейшее совершенствование процесса формирования государственных программ способно увеличить эффективность бюджетных расходов, в полном объеме реализовать принципы бюджетирования, ориентированные на результат, обеспечить связь бюджетного финансирования с конечными результатами, характеризующими достижение поставленных целей.
Библиографический список
- Госпрограммы в 2013 году. Официальный сайт Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cms/cgibin/cis/cms.cgi/CMS/Item/33?year=2013¶ms= (дата обращения: 02.07.2013)
- Государственные программы признаны «сырыми». Экспертный портал Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opec.ru/1454061.html (дата обращения: 04.07.2013)
- Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Приложение к приказу Минэкономразвития России от 26 декабря 2012 г. N 817 “Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/22/ukazaniya-dok.html(дата обращения: 03.07.2013)
- Переход на программный бюджет. Первый опыт Тверской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bujet.ru/article/208275.php (дата обращения: 02.07.2013)
- Перечень государственных программ Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99749/ (дата обращения: 02.07.2013)