Реформа российского образования динамично меняет ситуацию в отечественном образовании. Современные учреждения культуры нуждаются не столько в специалисте, который умеет играть, танцевать и петь, сколько в специалисте, который положительно мотивирован на успешную профессиональную деятельность.
По сути, речь идет о формировании у студентов ВУЗов культуры и искусства отношения к профессии, при котором профессиональный труд рассматривается не только как средство решения материальных проблем, но и в качестве основной жизненной ценности, т.е. как средства социальной самореализации. Достичь этой цели можно в рамках непрерывного профессионального образования, основанного на повышении профессиональной мотивации будущих специалистов [1] .
Как известно, мотивы – это побудители деятельности, которые складываются под влиянием внутренних и внешних факторов. Именно мотивы являются основой поведения и деятельности человека, являясь частью регулятивной функции психики личности. Как показал Б.Ф. Ломов, регулятивная функция психики личности позволяет ему ставить перед собой цели и задачи, находить мотивы, принимать решения (делать выбор) и обеспечивать способы поведения для достижения целей [2]. Конечно, регуляторы могут быть внешними (внешняя регуляция) и внутренними (саморегуляция). Различие внешних и внутренних факторов (стимулов, регуляторов) состоит в степени независимости или контроля, на которую влияет стимул. Внутренне мотивированное поведение, например, любовь к пению, полностью независимо, т.е. это поведение основано только на индивидуальных предпочтениях.
Вместе с тем, любая деятельность немыслима вне отношений, которые нуждаются в социальной (внешней) регуляции. Отношение к себе – это наиболее сложный тип отношений, ведь он требует превращения всех внешних регуляторов в личностные механизмы саморегуляции, т.е. во внутреннюю потребность и убежденность, в черту характера.
Внутренняя свобода человека должна рассматриваться во взаимосвязи вопросов регуляции (включая саморегуляцию) свободной деятельности людей. В этой связи возрастает значение ценностных ориентаций и личной ответственности за принимаемые решения. Но в реальной жизни поведении человека часто детерминируется не нравственными, а утилитарно-прагматическими побудительными мотивами.
В психологии сложились разные парадигмы изучения процессов регуляции принятия решений, детерминированных мотивацией. В психологии установлена связь между личностными шкалами, стратегией принятия решений и результативностью выборов субъекта. Осознанный выбор, как правило, определяется более устойчивыми саморегулирующими механизмами личности.
В процессе принятия решений ключевым регулятором являются моральные ценности. Ведь именно моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают большое воздействие на отношение субъекта к другим регуляторам. Мораль регулирует практически все сферы человеческой деятельности, ведь, в конечном счете, задача морали – направление помыслов и действий отдельного человека.
Можно выделить структуру регулятивной функции морали. Она включает 4 функции: ориентации, ограничения, прогноза и контроля. Функция ориентации состоит в выборе определенной направленности процесса (ее выполняют идеалы, ценности, что выражается в выработке целей). Функция ограничения – это определение границ деятельности (выполняется нравственными нормами и принципами). Функция прогноза реализуется в видении процесса в целом с помощью знаний и чувств. Функция контроля представляет собой проверку с целью внесения необходимых изменений в ход самой деятельности (в случае такой необходимости) [3].
Внешние стимулы условно можно разделить на 4 группы: принудительные, несобственные, автономные, независимые. Рассмотрим их.
- Внешне управляемые (принудительные). Такие стимулы находятся под полным контролем извне. Если студент выполняет задание только для того, чтобы, выполнив его, посмотреть любимую телепередачу, то его поведение, естественно, управляется извне.
- Управляемые с помощью интроекции (несобственные). Существуют определенные правила и запросы, которые заставляют человека совершать те или иные поступки, не понимая полностью их смысла. Студенту не хочется подчиняться существующему правилу, однако при его нарушении он будет наказан или будет чувствовать свою вину. Это также конфликт внешнего и внутреннего.
- Управляемые посредством отождествления (автономные). Самооценка поведения и принятие инструктивного контроля. Например, студент выполняет задания больше того, что задано, так как считает, что это необходимо для саморазвития.
- Управление путем обобщения (независимые). Субъект полностью осознал желанность чем-либо мотивированных действий, обобщив это с другими ценностями.
Очевидно, что субъект – субъектные отношения в профессиональном образовании предполагают доминирование автономных и независимых регуляторов деятельности в качестве внешних факторов профессиональной мотивации. Поэтому педагогическими целями преподавателя высшей школы могут являться создание ситуации, когда внешние регуляторы самообобщаются студентами с другими ценностями, а также выполнение студентами задания сверх заданного.
Достижение этих целей детерминировано тремя факторами: используемые учебные задания; авторитет преподавателя; оценка (признание) как результат усилий студентов. Все эти три детерминанты могут регулироваться преподавателем. Так, он может укрепить свой авторитет, изменить предлагаемые задания и способы оценки.
Повышение мотивационной значимости учебных заданий можно осуществлять на основе следующих идей:
- задания должны быть оригинальными, разнообразными и интересными для студентов;
- задания должны быть разбиты на небольшие задачи для самостоятельного решения;
- задания должны подкреплять развитие и использование в профессиональной деятельности или в личной жизни [4].
Профессиональное образование в сфере социально-культурной и художественной деятельности подчиняясь общим законам, имеет свои особенности. Можно согласиться с О.В. Стукаловой о том, что общими проблемами вузов культуры и искусства являются: наступление массовой культуры, дегуманитаризация образования, снижение теоретической подготовки студентов, старение преподавательского состава, прагматизация познавательных интересов, формализм мониторинга качества преподавания, вымывание высокопрофессиональных кадров [5].
Кроме того, поскольку представитель художественной интеллигенции должен профессионально и самостоятельно выражать свое отношение к миру в тех или иных формах (танец, музыка, живопись, др.), то кроме своих базовых дисциплин (например, танец для хореографа) он должен разбираться в предметах эстетической деятельности (продукты деятельности человека, общественные процессы, духовный мир людей, природные явления) к которым он выражает свое отношение, например, в виде танца [6]. Поэтому компетентный представитель художественной интеллигенции также должен иметь широкий кругозор и быть способным к эмоционально-образному мышлению, воображению, соучастию. Ведь именно предметы деятельности специалиста в области культуры и искусства являются опосредующим звеном между объективной реальностью и субъективным миром человека.
Таким образом, проблемы регуляции профессиональной деятельности, реализации регулятивной функции морали являются ключевыми для студентов ВУЗов культуры и искусства. Конечно, регулированием только лишь внешних факторов профессиональной мотивации студентов ВУЗов культуры и искусств нельзя ограничиваться. Здесь, безусловно, важны и процессы саморегуляции, эффективность которых зависит от вероятности профессионального успеха и личной заинтересованности деятельностью. Однако, исследование внутренних факторов профессиональной мотивации является сложным вопросом и требует отдельного рассмотрения.
Необходимость решения этих проблем нормативно определена в ФГОС высшего образования, но пока еще должным образом не осмыслена многими преподавателями, которые реально должны реализовывать этот образовательный стандарт. В свою очередь, преподаватели вузов культуры и искусств должны иметь положительную мотивацию к профессиональной (учебной, научной) деятельности. Нами рассмотрены особенности социального контроля деятельности преподавателя высшей школы [7], но особенности реализации функций ориентации и ограничения в деятельности преподавателей является малоизученным феноменом.
Библиографический список
- Введенский В.Н. Непрерывное профессиональное образование // Социально-гуманитарные знания. – 2004.- № 3. – С. 208 – 217.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
- Введенский В.Н., Строганов Л.Л. Особенности проявления регулятивной функции психики личности в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Alma Mater. – 2013. – № 5. – С. 41-46.
- Введенский В.Н. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусств // Высшее образование в России. – 2012. – № 2. – С. 89-92.
- Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. – М., 2011.
- Игнатова И.Б., Введенский В.Н. Особенности подготовки художественной интеллигенции в современных условиях // Высшее образование в России. – 2011. – № 12. – С. 9-14.
- Введенский В.Н. Социальный контроль деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. – 2012. – № 4. – С. 120-126.