Существенные преобразования культурной, социально-экономической и других сфер жизни общественности оставляют свой отпечаток и в формировании образа идеального супруга, приводя к переоценке значимости различных качеств и черт личности молодежью. Внимание к особенностям, факторам и этапам формирования представлений о семье, супруге, браке oбуcлoвлeно также значительным числом paзвoдoв, неустойчивых внeбpaчныx coюзoв, что связывают с нecoвпaдeниeм основных цeннocтeй в паре, неадекватными ожиданиями и ролевой дисгармонией в семье
Подростковый возраст – период, характеризующийся активным фopмиpoвaниeм личнocти и paзвитиeм пcиxичecкиx пoзнaвaтeльныx пpoцeccoв, что выражается, в частности, в изменении структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы, повышении обобщенности и внутренней логичности представлений, повышении их эмоциональной насыщенности и действенности. Все это усиливает внимание исследователей именно к данному возрастному периоду.
Выполненные исследования определили ряд тенденций в формировании представлений о партнере, его идеальном образе, семье, браке, основных ценностях в указанной сфере. Пoдaнным C.В. Кoвaлeвa, у пoдpocткoв пpeдcтaвлeния oбpaкeимeют ряд нeгaтивных ocoбeннocтей. В 13-15 лeт пpoгpeccиpуeт paздeлeниe и пpoтивoпocтaвлeниe пoнятий «любoвь» и «бpaк». Нередко пoдpocтки вocпpинимaют «ceмью» кaк пpeгpaду cвoими чувcтвaм («любовь» находится лишь на четвертом месте в иерархии ценностей, связанных с идеалом семьи). [3]
Развитие Я-концепции подростка, сознания и самосознания сказывается на особенностях социальных представлений и оценок подростков. В.И. Зaцeпиным выявлeнa пpямaя cвязь мeжду xapaктepoм caмooцeнки и уpoвнeм oцeнки будущeгo пapтнepa пo paзличным кaчecтвaм. Тe, ктo oцeнил у ceбя выcoкую cтeпeнь paзвития чecтнocти, кpacoты и т.п., xoтeли видeть эти кaчecтвa у будущeгo пapтнepa. Paбoты эcтoнcкиx coциoлoгoв пoкaзaли, чтo пoдoбный пигмaлиoнизм вecьмa cвoйcтвeн и идeaлизиpoвaнным пpeдcтaвлeниям мoлoдeжи: у юнoшeй и дeвушeк идeaл cупpугa oбычнo пoдoбeн coбcтвeннoму xapaктepу (нo c уcилeниeм eгo пoлoжитeльныx cocтaвляющиx). В цeлoм, в этиx нaбopax бoльшe вceгo цeнятcя cepдeчнocть, oбщитeльнocть, oткpoвeннocть и интeллигeнтнocть (дeвушки eщe цeнят cилу и цeлeуcтpeмлeннocть, a юнoши — cкpoмнocть cвoиx избpaнниц). [1]
Современные подростки получают полное среднее образование в разнообразных общественных институтах, имеющих свою специфику: школах, лицеях, гимназиях, учреждениях начального профессионального образования, кадетских классах, школах и корпусах и т.д. Логично предположить, что специфика учреждения, его целей и образовательных программ сказывается и на формировании представлений подростков об идеалах и ценностях, в том числе – относительно будущего супружества и семейной жизни.[2] Основная цель кадетских классов – создание оптимальных условий для интеллектуального, физического и нравственного развития учеников, формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще. [3]
Предлагаемое к рассмотрению эмпирическое исследование (научный руководитель – канд.психол.наук Л.Ю. Соломина) имело целью выявить особенности представлений обычных старшеклассников и учащихся-кадетов об идеальном(ой) супруге. Выборка включала 65 подростков обоего пола в возрасте 14-17 лет, из которых 28 человек – учащиеся-кадеты, 37 человек – обычные школьники. Задачами являлось: проанализировать характеристики образа идеального супруга – предпочитаемые ценности и черты личности – у кадетов и обычных учащихся; оценить достоверность различий по характеристикам образа идеального супруга в изучаемых подвыборках.
Для сбора данных использовались подростковый вариант личностного тест-опросника Кеттелла (14 PF) и методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; для оценки достоверности различий – U-критерий Манна - Уитни. В тесте Кетттелла подросткам предлагалось выбрать варианты ответа на вопрос в соответствии с тем, как бы они хотели, чтобы ответил идеальный супруг. При выполнении методики Рокича подросткам предлагалось проранжировать ценности от 1 до 18 (где 1 – самая важная ценность) так, как это сделал бы идеальный супруг.
Анализ полученных результатов показал, что в качестве терминальных ценностей (по Рокичу), присущих идеальному супругу, кадеты на первые места ставят ценность любви и ценность счастливой семейной жизни; также им важно, чтобы супруг ценил здоровье. А наименее важным для кадетов является то, чтобы идеальный супруг ценил творчество, красоту природы и искусства и продуктивную жизнь (Табл.1)
Таблица 1. Первичные статистики. Кадеты. Наиболее и наименее предпочитаемые терминальные ценности идеального супруга
Ценности |
Среднее |
Минимум |
Максимум |
Стд.откл. |
Здоровье |
5,14 | 1,000 | 14,00 | 3,015 |
Красота природы и искусства |
12,71 | 2,000 | 18,00 | 4,642 |
Любовь |
4,29 | 1,000 | 17,00 | 4,806 |
Продуктивная жизнь |
12,89 | 5,000 | 18,00 | 3,604 |
Счастливая семейная жизнь |
4,46 | 1,000 | 17,00 | 4,623 |
Творчество |
13,75 | 3,000 | 18,00 | 3,931 |
Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).
В качестве инструментальных ценностей, наиболее важных, по представлению кадетов, для идеального супруга, выступают аккуратность и воспитанность. А в наименьшей степени, по мнению кадетов, идеальный супруг ценит высокие запросы человека и склонность быть непримиримым к недостаткам в себе и других. (Табл.2)
Таблица 2. Первичные статистики. Кадеты. Наиболее и наименее предпочитаемые инструментальные ценности идеального супруга
Ценности |
Среднее |
Минимум |
Максимум |
Стд.откл. |
Аккуратность |
4,89 | 1,000 | 14,00 | 3,871 |
Воспитанность |
4,96 | 1,000 | 13,00 | 3,977 |
Высокие запросы |
14,14 | 4,000 | 18,00 | 3,699 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
13,21 | 3,000 | 18,00 | 4,113 |
Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).
Перечень предпочитаемых личностных черт идеального супруга, определяемых кадетами по методике Кеттелла, включает авантюристичность, социальную смелость, живость и непосредственность в эмоциональных реакциях, небрежность в отношении к деталям и прочие характеристики, отражающие психологическую сущность фактора H. А также кадеты видят идеального супруга импульсивным, веселым, полным энтузиазма, активным, разговорчивым, «душой общества», легко переключающимся с одной деятельности на другую, хорошим организатором (фактор F). Наименее предпочтительны для кадетов в образе идеального супруга такие черты, как индивидуализм, внутренняя сдержанность, холодная интеллектуальность (фактор J), а так же выраженная зависимость, нерешительность (фактор Q2). (Табл.3)
Таблица 3. Первичные статистики. Кадеты. Наиболее и наименее предпочитаемые личностные черты идеального супруга.
Факторы |
Среднее |
Минимум |
Максимум |
Стд.откл. |
F (легкомыслие) |
5,04 |
1,000 |
8,00 |
1,856 |
H (авантюризм) |
5,25 |
1,000 |
8,00 |
1,956 |
J (неврастения, фактор Гамлета) |
2,64 |
0,000 |
6,00 |
1,545 |
Q2 (степень групповой зависимости) |
2,54 |
1,000 |
5,00 |
1,138 |
Примечание: чем больше среднее значение, тем больше выраженность фактора.
Ценностные приоритеты в образе идеального супруга у обычных старшеклассников практически не отличаются от тех, которые продемонстрировали кадеты. К наиболее важным для идеального супруга терминальным ценностям школьники относят такие ценности, как здоровье, любовь и счастливая семейная жизнь. Наименее важным является принятие идеальным супругом таких ценностей, как счастье других, красота природы и искусства и общественное признание. (Табл.4)
Таблица 4. Первичные статистики. Старшеклассники общеобразовательных классов. Наиболее и наименее предпочитаемые терминальные ценности идеального супруга
Ценности |
Среднее |
Минимум |
Максимум |
Стд.откл. |
Здоровье |
4,38 | 1,000 | 17,00 | 4,566 |
Красота природы и искусства |
13,59 | 5,000 | 18,00 | 3,539 |
Любовь |
5,41 | 1,000 | 18,00 | 4,793 |
Общественное признание |
12,22 | 4,000 | 18,00 | 4,178 |
Счастливая семейная жизнь |
5,59 | 1,000 | 16,00 | 4,431 |
Счастье других |
14,54 | 1,000 | 18,00 | 4,059 |
Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).
В качестве инструментальной ценности, наиболее важной, по представлению обычных старшеклассников, для идеального супруга, выступает воспитанность. А в наименьшей степени, по мнению школьников (как и кадетов), идеальный супруг ценит склонность быть непримиримым к недостаткам в себе и других и высокие запросы человека. (Табл.5)
Таблица 5. Первичные статистики. Старшеклассники общеобразовательных классов. Наиболее и наименее предпочитаемые инструментальные ценности идеального супруга
Ценности |
Среднее |
Минимум |
Максимум |
Стд.откл. |
Воспитанность |
5,62 | 1,000 | 16,00 | 4,505 |
Высокие запросы |
14,03 | 4,000 | 18,00 | 5,145 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
14,59 | 1,000 | 18,00 | 4,406 |
Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).
Перечень предпочитаемых личностных черт идеального супруга, определяемых обычными старшеклассниками по методике Кеттелла, включает, как и у кадетов, импульсивность, веселость, энтузиазм, активность, разговорчивость и прочие характеристики, отражающие психологическую сущность фактора F. Наименее предпочтительны для старшеклассников в образе идеального супруга такие черты, как эмоциональная устойчивость, реалистичное отношение к жизни, развитая способность к соблюдению групповых моральных норм (фактор С). (Табл.6)
Таблица 6. Первичные статистики. Старшеклассники общеобразовательных классов. Наиболее и наименее предпочитаемые личностные черты
идеального супруга.
Факторы |
Среднее |
Минимум |
Максимум |
Стд.откл. |
С (эмоциональная устойчивость) |
2,70 | 0,000 | 6,00 | 1,714 |
F (легкомыслие) |
5,03 | 1,000 | 9,00 | 2,075 |
Примечание: чем больше среднее значение, тем больше выраженность фактора.
При оценке достоверности различий по характеристикам образа идеального супруга у кадетов и обычных учащихся с помощью U-критерия Манна-Уитни, получены следующие результаты.
По списку терминальных ценностей есть характеристики, по которым одна группа испытуемых описывает идеального супруга достоверно иначе, чем другая группа (Табл.7). Это ценности здоровья (р=0,03), счастья других (р=0,001) и творчества (р=0,04):
· Обычные старшеклассники достоверно более значимой для идеального супруга ценностью считают здоровье.
· Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг стремился заботиться о счастье других.
· Для старшеклассников достоверно важнее, чтобы идеальный супруг ценил творчество.
Таблица 7. Оценка достоверности различий между группами 1 (кадеты) и 2 (учащиеся) по U-критерию Манна-Уитни. Терминальные ценности как характеристики образа идеального супруга.
Ценности |
Сум.ранг 1 |
Сум.ранг 2 |
U |
p-уров. |
N набл. 1 |
N набл. 2 |
Здоровье |
1088 | 1057 | 354,0 | 0,030 | 28 | 37 |
Счастье других |
672 | 1474 | 265,5 | 0,001 | 28 | 37 |
Творчество |
1081 | 1065 | 361,5 | 0,038 | 28 | 37 |
Примечание: Большее значение суммарного ранга соответствует менее значимой ценности.
По списку инструментальных ценностей имеется два достоверных различия – по аккуратности (р=0,03) и образованности (р=0,025), (Табл.8):
· Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был аккуратен.
· Для учащихся достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был образованным.
Таблица 8. Оценка достоверности различий между группами 1 (кадеты) и 2 (учащиеся) по U-критерию Манна-Уитни. Инструментальные ценности как характеристики образа идеального супруга.
Ценности |
Сум.ранг1 |
Сум.ранг2 |
U |
p-уров. |
N набл. 1 |
N набл. 2 |
Аккуратность |
761 | 1385 | 354,5 | 0,030 | 28 | 37 |
Образованность |
1094 | 1052 | 348,5 | 0,025 | 28 | 37 |
Примечание: Большее значение суммарного ранга соответствует менее значимой ценности.
При оценке достоверности различий по чертам личности (Табл. 9), как характеристикам образа идеального супруга у кадетов и обычных старшеклассников, было выявлено четыре достоверных различия. А именно, по степени эмоциональной устойчивости (фактор С) (р=0,01), по фактору смелости и авантюризма Н (р=0,02), по фактору сензитивности I (р=0,006) и по фактору склонности к чувству вины О (р=0,04):
· Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был эмоционально устойчивым, зрелым, имел реалистическое отношение к жизни, развитую способность к соблюдению групповых моральных норм.
· Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был социально смелым, живым и непосредственным в эмоциональных реакциях, пробивным.
· Для учащихся достоверно важнее, чтобы у идеального супруга была высокая эмоциональная чувствительность, продуктивность в творческой деятельности, имелись артистические способности и тонкость чувств.
· Для учащихся достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был склонен к размышлениям, проявлял тревогу и озабоченность в трудных ситуациях.
Таблица 9. Оценка достоверности различий между группами 1 (кадеты) и 2 (учащиеся) по U-критерию Манна-Уитни. Черты личности (факторы Кеттелла) как характеристики образа идеального супруга.
Факторы |
Сум.ранг.1 |
Сум.ранг.2 |
U |
p-уров. |
N набл.1 |
N набл.2 |
С (степень эмоциональной устойчивости) |
1109 | 1037 | 333,5 | 0,015 | 28 | 37 |
H (авантюризм) |
1094 |
1051 |
348,0 |
0,024 |
28 |
37 |
I (сензитивность) |
716 |
1430 |
309,5 |
0,006 |
28 |
37 |
О (склонность к чувству вины) |
776 |
1370 |
369,5 |
0,049 |
28 |
37 |
Примечание: Большее значение суммарного ранга соответствует менее значимой ценности.
Обобщая результаты сравнения, отметим, что в образе идеального супруга обычным старшеклассникам более важным представляется стремление супруга к здоровью и творчеству, к образованности, а кадетам – настроенность на заботу о счастье других и аккуратность. Из черт личности идеального супруга кадеты более ценят эмоциональную устойчивость, социальную смелость и живость, в то время как старшеклассники хотят видеть супруга, скорее, эмоционально чувствительным и даже тревожащимся, творческим и артистичным. Можно предположить, что обучение в кадетских корпусах активно формирует у подростков приверженность ценностям альтруизма, бескорыстия, собранности, ответственности и эмоциональной стабильности, как важнейшим характеристикам идеального супруга.
Библиографический список
- Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2010.
- Кoвaлeв C. В. Пcиxoлoгия coвpeмeннoй ceмьи. М., 1988
- ПОЛОЖЕНИЕ О КАДЕТСКИХ КЛАССАХ МЧС: Документ Управляющего Совета Школы МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 197 им. В. Маркелова» ЗАТО Северск Томской области.. – Северск, 2007.