ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ДОХОДНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Нелюбина Мария Сергеевна
Тюменский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору условий влияния уровня поддержки малого предпринимательства на доходную составляющую местных бюджетов. Через развитие малого бизнеса и оптимизации его системы налогообложения, имеется прямая возможность увеличения доходов муниципалитета. Государственные органы местной власти должны создавать условия для развития малого предпринимательства, что является предпосылкой увеличения налоговых поступлений в местных бюджет.

Ключевые слова: бюджет, малое предпринимательство


INFLUENCE OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS ON A PROFITABLE COMPONENT OF LOCAL BUDGETS

Nelyubina Mariya Sergeevna
Tyumen State University

Abstract
This article provides an overview of conditions influence the level of support of small business on a profitable component of local budgets. Through the development of small businesses and optimize its tax system, there is a direct opportunity to increase revenue of the municipality. State local authorities should create conditions for the development of small businesses, which is a prerequisite to increase tax revenues to the local budget.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нелюбина М.С. Влияние уровня развития малого предпринимательства на доходную составляющую местных бюджетов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/05/24434 (дата обращения: 01.12.2024).

В настоящее время стали актуальны вопросы по формированию и исполнению бюджета местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных организаций относятся к компетенции органов местного самоуправления. Наличие у каждого муниципального образования местного бюджета не только укрепляет его экономическую самостоятельность, но и активирует хозяйственную самостоятельность, позволяя развивать инфраструктуру на подведомственных территориях.
Малый бизнес в силу «теневого» характера рассматривается органами местного самоуправления, прежде всего, как социальное явление, обеспечивающее рост занятости и доходов населения, а не как реальный источник пополнения бюджета. Однако при выведении малого предпринимательства в легальную сферу экономики, прозрачности и оптимизации его системы налогообложения имеется прямая возможность увеличения доходов муниципалитета.
Таким образом, малый бизнес можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, направленный на рост доходов населения и способствующих созданию финансовой базы местного самоуправления. В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут пополнить местные бюджеты, как за счет доходов от предпринимательской деятельности, так и налоговых поступлений.
В 2011 году рост налоговых доходов в собственной деятельности муниципальных образований Тюменской области находится на уровне 18,8%, а темп роста доходов бюджета – 29,4%. Таким образом, можно проследить определенное противоречие: улучшаются исполнения бюджета, но удельный вес налоговых поступлений местных бюджетов явно недостаточен.
В соответствии с действующим законодательством, налоговые доходы местных бюджетов имеют одни из следующих составляющих:
- с 1 января 2011 года зачисление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется по нормативу 100% в бюджеты муниципальный районов, городских округов (для сравнения в 2010 году – 90%);
- с 1 января 2011 года нормативы зачисления единого сельскохозяйственного налога установлены в размере 30% – в бюджеты муниципальных районов, 70% – городских округов.
Одной из основных задач местного самоуправления является укрепление налоговой базы местных бюджетов, так как в структуре собственных доходов муниципальных образований в целом по России доля налоговых доходов снижается и доля межбюджетных трансферт растет.
Следовательно, важной задачей становиться необходимость расширения налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере правового регулирования налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Так, в Тюменской области в 2011 году удельный вес поступлений доходов от субъектов малого бизнеса в бюджете городских округов – 10%, в бюджете муниципальных районов – 2%.
Так как субъекты малого предпринимательства применяют в основном упрощенную систему налогообложения (зачисляется в региональный бюджет) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (зачисляется в бюджеты муниципальных районов и городских округов), целесообразно закрепление за местными бюджетами налога, взимаемого в связи с упрощенной системы налогообложения для муниципальных районов, входящих в группу с высоким уровнем развития и поддержки субъектов малого предпринимательства норматива в размере 100%, для муниципальных районов со средним уровнем развития и поддержки – 95% и для муниципальных районов, входящих в группу с низким уровнем развития и поддержки субъектов малого предпринимательства – 90%. Доход в бюджеты муниципальных образований от единого налога на вмененный доход оставить по нормативу 100%, так как поступление последних вполне оправдано. Оказание услуг общественности – виды деятельности, связанные с обслуживанием населения и приносящие стабильные доходы на территории муниципального образования, поэтому способны обеспечить местные бюджеты устойчивыми поступлениями.
Муниципальные образования характеризуются наличием экономического потенциала, трудовыми ресурсами, которые могут быть эффективно использованы в малом бизнесе. Следовательно, к укрупнению финансовой независимости муниципальных образований следует отнести развитие и поддержку малого предпринимательства, что относится к вопросам местного значения.
Местные власти могут влиять на объем соответствующих налоговых поступлений, создавая административные и экономические условия для развития малого бизнеса, что, в свою очередь, является предпосылкой увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
Таким образом, одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном, региональном и, особенно, на местном уровне является развитие и поддержка малого предпринимательства. Наиболее реальной формой такой поддержки являются условия налогообложения малого бизнеса, которые реализуются через введение налоговых режимов, налоговых «каникул», олицетворяющих регулирующую функцию налогообложения.


Библиографический список
  1. Горлов В.В., Кузнецова Л.М. Особенности налогообложения малого предпринимательства в России // все о налогах – 2011 г. – №5 – с.19-21
  2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов РФ по состоянию на 1 января 2011 года: http://www.minfin.ru
  3. Никитина У.О. Повышение роли налогов в обеспечении финансовой самостоятельности местных бюджетов // Финансы – 2009 г. – №10 – с. 25-27
  4. Максименко Л.И. Бюджет муниципального образования: состояние, проблемы, пути повышения эффективности/ Л.И. Максименко, Е.Б. Веприкова; под общ. ред. Е.Б. Веприковой. – Хабаровск: Дальневосточный центр социальных инноваций, 2011 г. – с. 26-38
  5. Отчет об исполении бюджетов субъектов РФ  и местных бюджетов: http://www.roskazna.ru


Все статьи автора «nely-mariya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: