В настоящее время стали актуальны вопросы по формированию и исполнению бюджета местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных организаций относятся к компетенции органов местного самоуправления. Наличие у каждого муниципального образования местного бюджета не только укрепляет его экономическую самостоятельность, но и активирует хозяйственную самостоятельность, позволяя развивать инфраструктуру на подведомственных территориях.
Малый бизнес в силу «теневого» характера рассматривается органами местного самоуправления, прежде всего, как социальное явление, обеспечивающее рост занятости и доходов населения, а не как реальный источник пополнения бюджета. Однако при выведении малого предпринимательства в легальную сферу экономики, прозрачности и оптимизации его системы налогообложения имеется прямая возможность увеличения доходов муниципалитета.
Таким образом, малый бизнес можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, направленный на рост доходов населения и способствующих созданию финансовой базы местного самоуправления. В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут пополнить местные бюджеты, как за счет доходов от предпринимательской деятельности, так и налоговых поступлений.
В 2011 году рост налоговых доходов в собственной деятельности муниципальных образований Тюменской области находится на уровне 18,8%, а темп роста доходов бюджета – 29,4%. Таким образом, можно проследить определенное противоречие: улучшаются исполнения бюджета, но удельный вес налоговых поступлений местных бюджетов явно недостаточен.
В соответствии с действующим законодательством, налоговые доходы местных бюджетов имеют одни из следующих составляющих:
- с 1 января 2011 года зачисление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется по нормативу 100% в бюджеты муниципальный районов, городских округов (для сравнения в 2010 году – 90%);
- с 1 января 2011 года нормативы зачисления единого сельскохозяйственного налога установлены в размере 30% – в бюджеты муниципальных районов, 70% – городских округов.
Одной из основных задач местного самоуправления является укрепление налоговой базы местных бюджетов, так как в структуре собственных доходов муниципальных образований в целом по России доля налоговых доходов снижается и доля межбюджетных трансферт растет.
Следовательно, важной задачей становиться необходимость расширения налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере правового регулирования налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Так, в Тюменской области в 2011 году удельный вес поступлений доходов от субъектов малого бизнеса в бюджете городских округов – 10%, в бюджете муниципальных районов – 2%.
Так как субъекты малого предпринимательства применяют в основном упрощенную систему налогообложения (зачисляется в региональный бюджет) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (зачисляется в бюджеты муниципальных районов и городских округов), целесообразно закрепление за местными бюджетами налога, взимаемого в связи с упрощенной системы налогообложения для муниципальных районов, входящих в группу с высоким уровнем развития и поддержки субъектов малого предпринимательства норматива в размере 100%, для муниципальных районов со средним уровнем развития и поддержки – 95% и для муниципальных районов, входящих в группу с низким уровнем развития и поддержки субъектов малого предпринимательства – 90%. Доход в бюджеты муниципальных образований от единого налога на вмененный доход оставить по нормативу 100%, так как поступление последних вполне оправдано. Оказание услуг общественности – виды деятельности, связанные с обслуживанием населения и приносящие стабильные доходы на территории муниципального образования, поэтому способны обеспечить местные бюджеты устойчивыми поступлениями.
Муниципальные образования характеризуются наличием экономического потенциала, трудовыми ресурсами, которые могут быть эффективно использованы в малом бизнесе. Следовательно, к укрупнению финансовой независимости муниципальных образований следует отнести развитие и поддержку малого предпринимательства, что относится к вопросам местного значения.
Местные власти могут влиять на объем соответствующих налоговых поступлений, создавая административные и экономические условия для развития малого бизнеса, что, в свою очередь, является предпосылкой увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
Таким образом, одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном, региональном и, особенно, на местном уровне является развитие и поддержка малого предпринимательства. Наиболее реальной формой такой поддержки являются условия налогообложения малого бизнеса, которые реализуются через введение налоговых режимов, налоговых «каникул», олицетворяющих регулирующую функцию налогообложения.
Библиографический список
- Горлов В.В., Кузнецова Л.М. Особенности налогообложения малого предпринимательства в России // все о налогах – 2011 г. – №5 – с.19-21
- Информация о результатах мониторинга местных бюджетов РФ по состоянию на 1 января 2011 года: http://www.minfin.ru
- Никитина У.О. Повышение роли налогов в обеспечении финансовой самостоятельности местных бюджетов // Финансы – 2009 г. – №10 – с. 25-27
- Максименко Л.И. Бюджет муниципального образования: состояние, проблемы, пути повышения эффективности/ Л.И. Максименко, Е.Б. Веприкова; под общ. ред. Е.Б. Веприковой. – Хабаровск: Дальневосточный центр социальных инноваций, 2011 г. – с. 26-38
- Отчет об исполении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов: http://www.roskazna.ru