АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Сулкарнаева Юлия Наилевна
Тюменский Государственный Университет

Аннотация
В статье проанализирована теория жизненного цикла организации, предложенная американским исследователем И. Адезисом с точки зрения ее применения для осознания особенностей организации и реализации финансовых ресурсов в компании.

Ключевые слова: жизненный цикл организации, финансовые ресурсы., формирование финансовых ресурсов, этапы и стадии жизненного цикла предприятия


ANALYSIS OF THE FINANCIAL RESOURCES MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE ACCORDING TO ITS ACTIVITY AT THE VARIOUS STAGES OF THE LIFE CYCLE

Sulkarnaeva Yulia Nailevna
Tyumen State University

Abstract
The article analyzes the theory of life-cycle proposed by an American researcher J. Adezisom from the point of view of its application for understanding the characteristics of the organization and implementation of the financial resources of the company.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сулкарнаева Ю.Н. Анализ особенностей управления финансовыми ресурсами предприятия исходя из его деятельности на различных этапах жизненного цикла // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/05/24054 (дата обращения: 21.04.2024).

Формирование источников финансовых ресурсов в организации – довольно многогранный процесс, включающий в себя различные особенности, в том числе особенности жизненного цикла организации и трансформации ее в процессе развития. Потребность организации в финансовых ресурсах значительно отличается в зависимости от этапа ее жизненного цикла. Анализ особенностей управления финансовыми ресурсами на основе теории жизненного цикла организации позволит учесть особенности, присущие организации на разных стадиях развития, что будет способствовать ее более продуктивной деятельности.

Проблема выживания организаций в динамично меняющихся условиях актуальна. Для эффективного функционирования организации необходимо адекватно отвечать на вызовы внешней среды. Однако постоянно изменяется не только внешняя среда, рынок, но и сама организация. Нередко проблемы лежат внутри организации и без их осознания и решения невозможно динамичное развитие.

В настоящей статье для анализа используется  теория жизненного цикла организации, предложенная американским исследователем И. Адезисом, с точки зрения ее применения для осознания особенностей организации и реализации финансовых ресурсов в компании.

Стадии жизненного цикла организации подразделяются на две основные группы: рост и старение. Рост происходит с зарождения и заканчивается расцветом, после чего наступает старение, начинающееся со стабилизации и заканчивающееся смертью организации. Рассмотрим их подробнее, фокусируя внимание на особенностях использования и привлечения финансовых ресурсов на каждом из этапов.

1)                Выхаживание. Данный этап –  этап зарождения организации. Она еще не существует физически, но бизнес-идея относительно ее будущего уже возникла. Предприниматель закладывает «теоретический» фундамент будущей организации. Этот этап может быть в большей или меньшей степени формализован. Часто основатель ограничивается личными ощущениями, интуитивными предположениями, сопоставлением своих финансовых ресурсов, анализом внешних методов финансирования. Важным элементом здесь является готовность основателя взять на себя ответственность и риск.

2)                Младенчество. На данном этапе внимание переходит от идей и возможностей к результатам производства – удовлетворению потребностей, ради которых создавалась организация. Действия измеряются объемом продаж. Компания в младенчестве имеет нечеткую структуру, небольшой бюджет, процедуры ведения бизнеса практически отсутствуют. Роль маркетинга  незначительна. Существует постоянная нехватка финансирования, остро стоит вопрос выживания. Когда финансовые источники, денежные потоки и деятельность организации постепенно стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.

3)                Быстрый рост. На данной стадии начинает расти объём сбыта, преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Маркетинговые расходы увеличиваются. Для компании характерно реактивное поведение, она только реагирует на возможности, предоставляемые внешней средой, но пока не может и не умеет их предвидеть.

4)                Юность. На данном этапе развития компания получает свое второе рождение. Благодаря интенсивным мероприятиям по стимулированию сбыта емкость рынка значительно увеличивается. Данная стадия развития компании считается наиболее капиталоёмкой. Отличительной чертой поведения компаний на данном этапе являются противоречия и конфликты, такие, как противоречивость целей организации, несоответствие системы вознаграждения и стимулирования. Данная стадия развития организации также характеризуется сильным внутренним фокусом. Организация должна институализироваться, окончательно оформиться. Все внимание сосредотачивается на внутренней среде. Внешняя среда и ее изучение здесь не так актуальны.

5)                Расцвет. Расцвет является оптимальной точкой кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Данный этап характеризует наибольший интерес к маркетингу. Процесс маркетинга максимально налажен и дает максимальную отдачу. Организация обладает необходимыми внутренними ресурами для того, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов.

6)                Стабилизация. Фаза стабилизации является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. На данном этапе происходят изменения процесса бюджетирования. Ресурсы на исследования уменьшаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования урезаются ради повышения прибыльности компании. Возвратность инвестиций становится доминирующим показателем выполнения планов, а количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация все еще растет, что показывает увеличение объема продаж, но уже зарождается падение: снижается ориентация на удовлетворение изменяющихся потребностей.

7)                Аристократизм. При аристократизме уменьшается ориентация на долгосрочный результат. Маркетинг еще больше теряет свои позиции, становится формальностью, не приносит ощутимой пользы. Вызвано все общей потерей интереса к изменениям, развитию, гибкости. Исследований проводится все меньше, они все более формализованы и часто бессмысленны. Многие позиции не пересматриваются, даже если очевидно, что они недостаточно эффективны. Рекомендации все более посредственны и несущественны.

8)                Ранняя бюрократизация. Темпы роста продаж начинают падать, цена снижается, обостряется конкуренция, появляются запасы товара на складах. Если состояние аристократизма – это затишье перед бурей, когда люди пожимают друг другу руки и улыбаются, то на этапе ранней бюрократизации начинаются открытая борьба и обвинения друг друга во всем, вместо того чтобы найти выход из создавшейся ситуации. В конечном итоге это может привести к банкротству и гибели компании.

9)                Бюрократизация и смерть. На данной стадии компания не создает необходимых ресурсов самосохранения. Резкое снижение продаж и прибыли, финансирование на стимулирование сбыта уменьшаются или совсем прекращаются. Бюрократическая организация состоит из множества систем со слабой функциональной ориентацией. Нет ориентации на результат, нет работающей команды, нет склонности к изменениям,  но существует система, предписания, правила и процедуры.[2]

Таким образом, теория жизненных циклов предоставляет возможность увидеть динамику организации, то есть не рассматривать ее как статичное образование. Представление о динамике организации позволяет  сделать вывод о своевременности тех или иных управленческих решений, касающихся управления финансовыми ресурсами организации в том числе.

Вышеперечисленные стадии являются предпосылками к иному подходу формирования финансовых ресурсов – основанного на применении теории жизненного цикла организации.

В процессе развития организации возможны следующие способы формирования и использования финансовых ресурсов:

  1.  Финансирование путем слияния финансовых ресурсов нескольких организаций, взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. В данном случае возникает синергетический эффект, что дает положительный финансовый результат.
  2. Самофинансирование (увеличение финансовых ресурсов организации за счет внутренних источников) таких как чистая прибыль, амортизация, а также внешних источников, через  механизмы рынка капитала, которые включают в себя заемные и привлеченные денежные средства.
  3. Разделение имущества на части с целью формирования новых организаций. Данный способ окажется эффективным, когда разные подразделения организации находятся на разных стадиях жизненного цикла. Формирование собственных финансовых ресурсов каждого вида деятельности, находящихся на одной стадии жизненного цикла будут способствовать более эффективному использованию финансовых ресурсов.
  4. Выделение части имущества организации и его реализация (реорганизация). Данное решение рационально для устранения излишнего имущественного бремени.[1]

Первый способ – финансирование путем слияния финансовых ресурсов нескольких организаций, может быть рекомендован для применения при стадии роста, что перспективно для развития и укрепления финансовой устойчивости.

Третий и четвертый способы – могут быть вариантами решений при стадии спада, для избегания больших финансовых потерь.

Таким образом, предложенные подходы к формированию финансовых ресурсов позволят определить наиболее привлекательные с точки зрения стадий жизненного цикла организации способы привлечения финансовых ресурсов.


Библиографический список
  1. Кулагина М.Е. Финансовые ресурсы организаций реального сектора экономики: формирование и использование // Автореферат диссертации на соискание ученой степени  кандидата экономических наук, Барнаул, 2010.
  2. Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ponomaryov.ru/ddd/corplifecycles-filonovich.pdf


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сулкарнаева Юлия Наилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация