Артикль в современном английском языке
По мнению большинства исследователей, артикль представляет категорию определённости/неопределённости. Но целесообразно рассматривать набор функций артикля по отдельности: 1) морфологическая функция – артикль является показателем имени существительного 2) синтаксическая функция – артикль определяет левую границу атрибутивного словосочетания 3) основная семантическая функция артикля – «актуализация понятия; артикль соотносит то или иное понятие с действительностью, представленной в данном тексте». [Иванова, 1981, с. 30-31]
Грамматисты рассматривают артикль как морфологическое, синтаксическое, текстовое явления, но, по мнению Худякова, артикль занимает особую нишу в языковой системе [Худяков, 2005, с. 193-196]. Представляется правильным рассматривать его как компонент сочетания и как служебную часть речи. [Иванова, 1981, с. 29] Ильиш считает, что проблема места артикля в языковой системе не является важной. [Ильиш, 1971, с. 49]
По разным классификациям в английском языке можно выделить от двух до пяти артиклей. [Иванова, 1981, с. 30-31; Ekiert, 2010, c.44]
По мнению Ильиша, в английском языке три артикля: определенный, неопределенный и нулевой, а точнее, отсутствие артикля. [Ильиш, 1971, с. 50]
Иванова разделяет точку зрения Ильиша, но уточняет, что правомернее было бы пользоваться системой двух артиклей и отсутствия артикля. [Иванова, 1981, с. 30]
В современной отечественной и зарубежной лингвистике не существует универсального подхода к рассмотрению английского артикля. Существуют разные точки зрения на количество артиклей, на статус артикля в языковой системе, а также на основные функции артикля. Не все исследователи считают определенный и определенный артикль диаметрально противоположными [Christophersen, 1939; Chesterman, 1991, Gundel, 1993; цит. по Ekiert, 2010, c. 29-41, c. 54]. Дискуссионным является вопрос об использовании артиклей для выражения родового понятия (обобщения). Не существует и единого подхода к рассмотрению категории определенности, лежащей в основе явления артикля. Большинство современных теорий [Hawkins, 1978; Gundel, 2008; Maratsos, 1976; Bickerton, 1981; цит. по Ekiert, 2010, c. 29-41], объясняющих определенность, основывают категорию определенности на знании коммуникантов о предмете или на ситуации общения, а, стало быть, на использовании артикля в дискурсе.
Дискурс компьютерно-опосредованной коммуникации
Коммуникация, опосредованная компьютером, возникла в 60-х годах прошлого столетия в Америке. [Herring, 2001, c. 612] Как указывает Херринг, опосредованный компьютером язык традиционно считается менее сложным, правильным и связным, чем письменный язык. Согласно Херринг, на стандарты языка, используемые в компьютерно-опосредованной коммуникации, могут влиять такие факторы, как 1) экономия усилий при наборе текста 2) имитация устной речи 3) стремление выразить себя. Однако, влияние этих факторов просматривается лишь в синхронных жанрах компьютерно-опосредованной коммуникации, т.е. в тех, в которых коммуникация проходит в реальном времени (чаты, мессенджеры). В тех жанрах, которые Херринг называет асинхронными (это электронная переписка, блоги), стандарты языка, как правило, те же, что и в традиционной письменной коммуникации. [Herring, 2001, c. 616]
Е.И. Горошко дает свое определение Twitter, которое выглядит следующим образом: Твиттер (англ. tweet — «чирикать», «щебетать», «болтать») – это социальная сеть, онлайн сервис для ведения микроблогов (микроблогинг (англ. micro-blogging), который позволяет пользователям писать короткие заметки и публиковать их; каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем”. [Горошко, 2012, c. 344]
«Твиттер» – типичный представитель Web 2.0 По определению М. Запавигны, Web 2.0 – «популяризированный термин, используемый для того, чтобы обозначить переход к интернету как межличностному ресурсу от чисто информационной сети.» [Zappavigna, 2012, c. 2]
Твиттер начал свою работу в 2006 году. Длина его записи – твита – 140 знаков, что соответствует объему SMS. Твитты могут быть созданы и прочитаны через веб-интерфейс, электронную почту, посредством SMS (служба коротких сообщений) или через клиенты, установленные на мобильных устройствах. Твиты располагаются на странице в обратном хронологическом порядке – на верху страницы располагаются наиболее свежие твиты, а по мере прокручивания вниз открываются более ранние. Отличительной чертой записей Твиттера является то, что большинство твитов создаётся в реальном времени, т.е. одновременно с каким-либо значимым для пользователя событием. Записи видны либо всем пользователям интернета, либо определенному числу подписавшихся для чтения людей – фолловеров. Помимо основного содержания, твиты имеют метаданные: дату написания, информацию об адресате твита, количестве фолловеров (транслитерация – по Е.И. Горошко) информацию об адресанте и количестве написанных им постов. (2 Запавигна) Также к метаданным твита относятся знаки: @ для обозначения пользователя и # для обозначении темы. Помимо этого, твиты могут содержать ссылки на медиа-контент: изображения, видео, гипертекстовые ссылки. [Zappavigna, 2012, c. 2] Эти ссылки в Твиттере даны в сокращенном виде (tiny URLs), напр. pic.twitter.com/cOmyHURK19.
С годами Твиттер становился всё более и более популярным. По статистике Вейла (2010), в 2007 г. ежедневно публиковалось 5000 записей, а в 2010 году количество твиттов, опубликованных за день, составило 50 млн., это 600 твиттов в секунду. http://blog.twitter.com/2010/02/measuring-tweets.html [Zappavigna, 2012, c. 4]
Исследование, проведенное интернет-агентством Пью Аналитикс на материале 2000 англоязычных твит-сообщений в 2009 году, показало, что основными темами твитов являются так называемые «светские разговоры», обсуждение жизненных проблем, самореклама, новостные сюжеты; помимо этого существуют спам и повторяющиеся сообщения (ретвиты) [http://www.pearanalytics.com/blog/2009/twitter-study-reveals-interesting-results-40-percent-pointless-babble/]. Как подчеркивает Д. Бойд, то, что назвали «светской беседой», лучше охарактеризовать как «социальную заботу» и/или «осведомленность об окружении», т.е. когда человек хочет знать, что другие люди думают, делают и чувствуют, даже если он их совершенно не знает». [Boyd, 2009; цит. по Горошко, 2011]
Твиттер, несмотря на микроформат своих сообщений, обретает всю большую важность. Например, твиты известного писателя Стивена Фрая будут сохранены в архивах пяти библиотек. [http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2013/04/130405_v_library_tweets.shtml] Твиттер широко используется знаменитостями и политическими деятелями. [Кинан, 2010, с. 91]
Большая часть всех твитов написана на английском языке. Интересно отметить, что по количеству твитов английскому языку в Твиттере уступает лишь японский, а третье место занимают твиты на испанском языке. [Herring, 2009] В исследовании М. Заппавигны указывается, что наиболее активно твиты создаются американскими пользователями, следовательно, наиболее распространенный в Твиттере американский вариант английского. Поэтому М. Запавигна проводит исследование корпусной базы HERMES, собранной на материале американского Твиттера и состоящей из 100 281 967 слов по состоянию на 2010 год. [Zappavigna, 2012, c. 43-44]
Частотный анализ слов, содержащихся в HERMES, показывает, что на первом месте находится знак @, принадлежащий к метаданным. Артикли THE и A находятся на втором и пятом местах соответственно
Мишель Заппавигна отмечает, что наивысочайшая частотность символа @ в дискурсе Твиттера доказывает его межличностный характер, т.к. символ @ оформляет обращение в диалогах Твиттера. Также высока частотность местоимения I и его формы me, что указывает на личный характер большинства твитов.
Наиболее частотная синтагма Твиттера – thanks for the. М. Заппавигна приводит конкорданс этого n-грамма, где RT = retweet и ff = Follow Friday – мем Твиттера «с функцией рекламирования людей на Твиттере – тех, к которым, как вам кажется, ваши подписчики тоже захотели бы подписаться». [Zappavigna, 2012, c. 41-49]
Исследование функций артикля в Твиттере
Вследствие того, что артикли – одни из наиболее частотных слов в дискурсе Твиттера, нами решено было исследовать их функционирование в данном дискурсе.
Для нашего исследования мы взяли твиты, созданные десятью пользователями в течение одного года (с 1.04.2012 по 1.04.2013). Выборка пользователей делалась на основе их меры публичности. «Мера публичности и социальная значимость статуса персоны сообщают твиттерам этих персон то или иное количество подписчиков – фолловеров, которые постоянно следят за записями авторов и могут их прокомментировать уже на своих твиттерах.» [Глазкова, 2011, с. 28] При выборе материала для нашего исследования мы обратились к статистике Твиттера и включили как топовых по количеству фолловеров пользователей, [http://twittercounter.com/pages/100], так и пользователей, занимающих более скромные позиции в статистике. Были взяты аккаунты Джастина Бибера – @justinbieber, Леди Гага – @ladygaga (Табл. 1), которая получила титул Queen of Twitter в 2010 http://twittercounter.com/ladygaga, но не смогла его удержать.
Таблица 1 – Выборка пользователей для исследования в порядке убывания их меры публичности (по состоянию на 01.04.13)
имя пользователя |
количество фолловеров |
№ в мировой статистике |
@justinbieber |
37,304,240 |
#1 |
@ladygaga |
35,987,088 |
#2 |
@katyperry |
34,789,258 |
#3 |
@jk_rowling |
1,662,323 |
#783 |
@cedricbixler_ |
28,735 |
#210,638 |
@jeordiewhite |
24,967 |
#246,010 |
@alexgreycosm |
19,397 |
#318,745 |
@GenesisBPO |
4,135 |
#1,483,273 |
@davcr |
1,864 |
#3,282,134 |
@SMLinguist |
117 |
#47,067,501 |
Помимо этого, в исследовании были задействованы твиттеры двух лингвистов: Мишель Запавигны, изучающей дискурс социальных сетей и Дэвида Кристалла, изучающего компьютерно-опосредованную коммуникацию. Был исследован твиттер Джоан Роллинг, а также твиттеры ещё четырех человек, не обладающих большой известностью или социальной значимостью. Все вышеуказанные пользователи – носители английского языка.
Исследование функции артикля в дискурсе Твиттера было произведено на основе «Грамматики английского языка» Каушанской В. Л. [Каушанская, 1963, с. 25-47], а также на основе «Cambridge Grammar for CAE and Proficiency with answers» Martin Hewings [Hewings, 2009, с. 90-95] и «English Grammar Reference and Practice» Дроздовой Т.Ю. [Дроздова, 2009, с. 196-222], взятых для сопоставления..
Функции артиклей в Твиттере
§1. Использование неопределенного артикля с существительными, обозначающими класс предметов:
Существительные, обозначающие класс предметов, используются с неопределенным артиклем:
1. Когда говорящий представляет объект, выраженный существительным как принадлежащим к определенному классу. В этом случае неопределенный артикль имеет значение ‘какой-нибудь, какой-то, один’ (в значении ‘некий’).
Alex Grey @alexgreycosm 29 March
I posted a new photo to Facebook http://fb.me/2fyTWkQgm
it is my LIFE DREAM to be in a Disney movie…im one step closer!!! :) this is a short film they did for BARNEY’S http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=jU01jBw9HB4 …
Cedric Bixler Zavala @cedricbixler_ 21 Mar
Just a thought: calling anyone Yoko Ono is a compliment. Her records defy humanity in all it’s inhibitions and redefined music.
Genesis B. P-ORRIDGE @GenesisBPO 16 Jan
Got a new doggie, meet Musty Dagger! pic.twitter.com/CXXl48WS
jeordie white @jeordiewhite 7 May
Driving into Des Moines, IOWA I actually lived here. On a farm. Had a pet goat. Seriously
2 . С предикативным существительным, когда говорящий утверждает, что объект, выраженный существительным, принадлежит к определенному классу.
Justin Bieber @justinbieber 1 Apr
april is a fun month. #ImNotDone :)
O the joy of something verbally said being taking out of complete context in PRINT. This is why there’s a continuous ♥/☹ for the media world
Alex Grey @alexgreycosm 6 Mar
Happy Birthday Michelangelo! His last Pieta is a strange, beautiful, pitiful thing of rough-hewn hopeless grandeur. pic.twitter.com/hlgDx5qTPB
Just because you‘re an avid reader doesn’t mean you‘re an avid understander.
Genesis B. P-ORRIDGE @GenesisBPO 11 Mar
Now we have a few daze to catch up.After both my laptops died, MERCURY RETRO we are a believer now.Lost a manuscript,Vol.1 of poems & lyrics
My bones hurt from all the shows But I dont feel the pain cuz Im a pro I sink in then Im ok cuz my body belongs to u when Im on stage
Cedric Bixler Zavala @cedricbixler_ 21 Mar
Just a thought: calling anyone Yoko Ono is a compliment. Her records defy humanity in all it’s inhibitions and redefined music.
3. После описательного оборота, используемого для того, чтобы дать дополнительную информацию о предмете:
jeordie white @jeordiewhite 13 Jun
Missing a friend who’s not here anymore..
4. Неопределенный артикль часто следует за quite, such, what (what в восклицательных предложениях):
What a wonderful piece of luck!
i have never felt such a serge of inspiration, #NorweigianSongwritingMachine
6. После союза as предикативное существительное обычно используется без артикля. (Т.Ю. Дроздова допускает в этом случае неопределенный артикль)
Cedric Bixler Zavala @cedricbixler_ 20 Feb
I am currently writing a tell all about my brief stint as a key grip for TELEMUNDO
My letter to @MissKellyO was open, because her statements on cyber-bulling were public & as a youth activist I’m compelled to be involved.
jeordie white @jeordiewhite 10 May
Watching “V” the 80′s version. How true the Reptilian Agenda really is. They are using our fear as an energy source. 100% fact
7. Неопределенный артикль ипользуется, когда существительное используется в общем смысле. То, что говорится об одном представителе класса, может быть отнесено и ко всем представителям класса. Артикль имеет значение «каждый».
“A record deal doesn’t make you an artist; you make yourself an artist.” -Lady Gaga
Retweeted by Lady Gaga
8. Бывают случаи, когда неопределенный артикль сохраняет свое первоначальное значение «один».
Это значение обычно обнаруживается с:
(a) существительными, обозначающими время, меру и вес.
jeordie white @jeordiewhite 11 Jul
Should I go see The Last Supper today ? It’s here in Milan. Whats the deal? Wait in line for hours , look at for a second then leave?
(b) с числительными hundred, thousand, million и существительными dozen, score.
Genesis B. P-ORRIDGE @GenesisBPO 20 Jan
4,000 followers! Ahead is really a chance to shift the future of art and redirect the means of Perception! Thank you a million(or so) times
Названия дней недели используются с неопределенным артиклем, когда мы, например, имеем в виду один четверг из многих.
They’ll get you for wearing red on a tuesday…()
§ 2. Использование определенного артикля с существительными, обозначающими класс
Существительные, обозначающие класс, используются с определенным артиклем:
1. Когда существительное определяет объект или объекты, которые говорящий выделяет из всех объектов данного класса.
Объект выделяется в следующих случаях:
(a) когда говорящий и слушающий точно знают, какой именно объект имеется в виду. Особых указаний при этом не требуется.
Genesis B. P-ORRIDGE @GenesisBPO 7 Jan
The website is back up. Be sure to check out the news section for an exciting announcement!
jeordie white @jeordiewhite 28 Jun
I just fix the fridge with Gorilla tape.
jeordie white @jeordiewhite 6 Jun
Bill Nash is a true artist. Thank you for the guitar and the message.
I am severely embarrassed that I just now discovered the Ikea monkey. I need to get it together.
Justin Bieber @justinbieber 21 Mar
love to fans i met today. thanks for the letters. #muchlove
Justin Bieber @justinbieber 10 Mar
slept good last night. hanging with the boys today. #goodtimes
(b) когда сама ситуация делает объект определенным:
SAFARI PICTURES: the lion pride even woke up at one point and let us come closer :) (on the left) pic.twitter.com/dqstspT1
#MONSTERFACT when gaga is asleep try to break into the garage, sing loud as possible, + ring the doorbell repeatedly #happeningnow #badkids
Genesis B. P-ORRIDGE @GenesisBPO 18 Oct
@damienechols Also was in Barnes & Noble, bought LIFE AFTER DEATH,excited to read it on the plane to Montreal. Hope the book tour is success
2. Определенный артикль употребляется с субстантивированными прилагательным и причастиями
Justin Bieber @justinbieber 6 Mar
so make up stories about fake fines and make no mention of the positive….
3. Определенный артикль используется с существительными, модифицированными прилагательными в превосходной степени.
Alex Grey @alexgreycosm 6 Mar
Of all Michelangelo’s masterpieces I love his “Last Judgement” the best. Once Allyson and I stayed all day drawing it in the Sistine Chapel.
I had the most amazing evening with The President, First Lady & The Whitehouse staff. Some pictures from the ball!
4. Если предикативное существительное модифицировано уточняющим определением, используется определенный артикль:
Alex Grey @alexgreycosm 9 Mar
Do you hear the call God planted in your heart to realize your soul’s creative mission?
§ 3. Значимое отсутствие артикля
1. Когда абстрактные существительные используются в обобщающем смысле, артикль не используется.
Alex Grey @alexgreycosm 20 Mar
Art is an echo of the creative force that birthed the galaxies. Creativity is a way the cosmos evolves. pic.twitter.com/HwmU85OMF9
jeordie white @jeordiewhite 21 May
Life is good . I’m a lucky man
2. С существительными, используемыми в обобщающем смысле, артикль не используется.
Существительное в обобщающем смысле характеризует род целиком.
RT @shannonwoodward: RT @kanyewest: I hate khaki cargo shorts
§ 4. Отсутствие артикля, противоречащее норме
Иногда артикль не используется там, где мы ожидаем его увидеть в соответствии с правилами. В этих случаях не появляется изменение значения.
Артикль часто опускается в газетных заголовках, телеграммах, в ремарках в драме, а также в разговорной речи для экономии речевых усилий.
J.K. Rowling @jk_rowling 18 Mar
Very happy with today’s news – clear win for Miliband-Clegg led coalition. Here’s to freedom of speech with accountability!
Genesis B. P-ORRIDGE @GenesisBPO 15 Sep
@Crissy11823862 Shocked me to see rednecks & poor demonstrating AGAINST Health Care!!! EUROPE its free and no communists took over. CRAZY !!
then found Nanny Poppins @emmaadaoui trapped in basement between the fans and food. i rescued her, she’s ok now.
good story: monster in brazil gave me a necklace engraved with lyrics from The Manifesto of Little Monsters. Have never toured there :)
Genesis B. P-ORRIDGE @GenesisBPO 15 Mar
Nearly 4am and dentist in a few hours to replace 2 gold teeth that fell out…Oh what fun alchemy can be !
Выводы: проведенное исследование функций артикля в дискурсе Твиттера показало, что в подавляющем большинстве случаев артикль используется в соответствии с нормами письменной речи, что противоречит характеристикам синхронной компьютерно-опосредованной коммуникации. Из этого можно сделать вывод, что Твиттер занимает особое положение среди средств компьютерно-опосредованной коммуникации. В нашем исследовании мы не затрагивали прагматический контекст, но в выборке присутствуют люди разного пола, возраста, социального статуса и профессий: от представителей шоу-бизнеса до лингвистов. Остается вопрос: самостоятельно ли ведут микроблоги Твиттера те, кто занимает топовые позиции или это делают их PR-менеджеры?
Библиографический список
- Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка [Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз.]. М.: Высш. школа, 1981. 285 с.
- Теоретическая грамматика английского языка : [учеб. пособие] : для студентов филол. фак. и фак. иностр. яз. вузов. Высшее профессиональное образование. Языкознание. / Худяков ‒ М. Academia, 2005. Высшее профессиональное образование. Языкознание. ‒ 253 с.
- Ильиш Б.А. Строй современного английского языка [Учебник по курсу теоретической грамматики для студентов педагогических институтов (на английском языке)], 2 изд. Ленинград: Просвещение, 1971. – 365 с.
- The articles; a study of their theory and use in English. / Christophersen P. ‒ Copenhagen,: E. Munksgaard; etc., 1939. ‒ 206 p.
- On definiteness : a study with special reference to English and Finnish. Cambridge studies in linguistics. / Chesterman A. ‒ Cambridge ; New York: Cambridge University Press, 1991. ‒ T. 56: Cambridge studies in linguistics. ‒ x, 221 p.
- Gundel J. K., Hedberg N., Ron Zacharski. Cognitive Status and the Form of Referring Expressions in Discourse // Language. ‒ 1993. ‒ T. 69, № 2. ‒ p. 274-307.
- Ekiert M. B. Articles as expressions of definiteness in L2 English of Slavic speakers: 3424960 / Han Z.; Teachers College, Columbia University. ‒ United States — New York, 2010. ‒ 282 p.
- Definiteness and indefiniteness : a study in reference and grammaticality prediction. / Hawkins J. A. ‒ London, 1978. – 320 p.
- Reference : interdisciplinary perspectives. New directions in cognitive science. / Gundel J. K., Hedberg N. A. ‒ Oxford ; New York: Oxford University Press, 2008. New directions in cognitive science. ‒ vii, 279 p.
- The use of definite and indefinite reference in young children : an experimental study of semantic acquisition. / Maratsos M. P. ‒ Cambridge Eng. ; New York: Cambridge University Press, 1976. ‒ xiv, 144 p.
- Roots of language. / Bickerton D. ‒ Ann Arbor: Karoma Publishers, 1981. ‒ xiii, 351 p.
- Herring, S. C. Computer-mediated discourse. // The Handbook of Discourse Analysis, D. Schiffrin, D. Tannen, & H. Hamilton (Eds.),. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. pp. 612-634 URL:http://ella.slis.indiana.edu/~herring/cmd.pdf (дата обращения: 1.05.2013).
- Горошко Е.И., Землякова Е.А., Полякова Т. Л. Жанры 2.0: проблема типологии и категоризации на примере коммуникативного сервиса «Твиттер» // Жанры речи: Сб. науч. статей. Саратов – Москва: Лабиринт, Ж31, 2012. Вып. 8: Памяти Константина Федоровича Седова. Жанр и творчество. – 390 – с. 344-357 URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=236 (дата обращения: 1.05.2013).
- The discourse of Twitter and social media. Continuum discourse. / Zappavigna M. ‒ London ; New York: Continuum International Pub. Group, 2012. Continuum discourse. ‒ xi, 227 p.
- Boyd D. Twitter: “pointless babble” or peripheral awareness + social grooming? // danah boyd | apophenia: making connections where none previously existed. 2009. URL:http://www.zephoria.org/thoughts/archives/2009/08/16/twitter_pointle.html (дата обращения: 01.05.2013).
- Горошко Е.И. «Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – №3. – с. 11-21. URL:http://www.textology.ru/article.aspx?aId=225 (дата обращения: 01.05.2013)
- Keenan A. The discourse of the information age: M.A.; University of Alberta (Canada). ‒ Canada, 2010. ‒ 130 p.
- Herring S. C., Honeycutt, C. Beyond microblogging: Conversation and collaboration via Twitter. Proceedings of the Forty-Second Hawai’i International Conference on System Sciences (HICSS-42). 2009. URL: http://ella.slis.indiana.edu/~herring/honeycutt.herring.2009.pdf (дата обращения: 01.05.2013).
- Глазкова С.А. Особенности коммуникации в поддельных микроблогах сети интернет // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. I. C. 27-30.
- Грамматика английского языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Каушанская, Ковнер, Кожевникова, Ильиш ‒ 2-е изд., перераб. изд. ‒ Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1963. ‒ 318 с.
- Hewings M. Grammar for CAE and proficiency : with answers // Book Grammar for CAE and proficiency : with answers / Editor. ‒ Cambridge ; New York: Cambridge University Press,, 2009. – 296 p.
- English grammar. Reference & Practice with a separate key volume. Version 2.0 : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с углубленным изучением английского языка и студентов вузов. / Дроздова, Маилова, Берестова ‒ Санкт-Петербург: Antology publishers, 2009. ‒ 423 с.