Мы живем в эпоху информатизации, в которой время становится ценнейшим ресурсом, генерируются и синтезируются интеллектуальные знания, что ведет к значительному возрастанию процента интеллектуального труда.
Информатизация представляет собой направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий для получения новых общесистемных свойств, которые позволяют более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума[2]. В процессе информатизации решаются проблемы изменения вглядов на производство, меняется уклад жизни, шкала ценностей. От членов информационного общества теперь требуется способность к креативу, возрастает цена знания. Возникает проблема, как организовать свою работу правильно, и как за короткое время получить большое количество знаний и информации. В связи с этим появляется необходимость реновации учебного процесса через активное внедрение инновационных интерактивных методов обучения. Чтобы решить эту проблему, английский психолог Тони Бьюзен изобрел метод интеллект-карт.
Интеллект-карта – это графическое представление продуктов деятельности головного мозга, полученных в ходе радиантного мышления. Это мощный графический метод, с помощью которого высвобождается огромное количество информации, скрытой в нашем мозге. Данный метод можно применить в любой сфере жизни, где необходимо решать интеллектуальные задачи. Отличительные черты интеллект-карт: объект изучения находится в центре, связанные темы, представлены в виде ветвей, которые расходятся из центра с сопровождающими их ключевыми словами или условными обозначениями. Далее от ветвей более высокого порядка отходят ветви, несущие вторичные идеи и т. д. Формируется связанная узловая система.
Для улучшения интеллект-карт можно использовать различные цвета, рисунки, закодированные выражения и трехмерную глубину. С помощью данных средств увеличивается творческий запас и лучше запоминается информация.
Рациональное хранение в памяти увеличивает объем усвоенной информации. Поэтому интеллект-карта является переходом от линейного через латеральное к радиантному мышлению.
Каждый день мы получаем огромное количество информации. Те знания, взгляды и убеждения, которыми мы обладаем, принадлежат только нам. Взаимодействуя с другими людьми, человек решает интеллектуальные задачи, которые могут принести ему много пользы. При составлении интеллект-карт мы комбинируем свои навыки и умения с аналогичными способностями других людей. Тем самым дифференцируем и интегрируем граф чужих и своих ассоциаций.
В процессе коллективной работы внутри группы возникает и крепнет с каждым шагом некий консенсус. Он перевоплощается в интеллект-карту. На протяжении всего процесса коллективного взаимодействия, каждый участник интегрирует собственную “интеллектуальную” энергию с энергией других участников. В результате этого рождается «коллективный разум». Поэтому интеллект-карта показывает эволюцию «коллективного интеллекта» и фиксирует обмен информации между многими людьми.
Областями для внедрения групповых интеллект-карт являются: кооперативные творческие проекты, коллективный поиск решения задач и анализ, работа с памятью, групповая генерация решений. В последнее время метод групповой интеллект-карты с огромным успехом применяется в школах, вузах и деловых организациях.[1]
Достоинства групповых интеллект-карты: естественный метод мышления и освоения новых знаний при котором уделяется одинаковое внимание работе отдельным участникам, а также группе в целом, а сам «коллективный мозг» насыщается за счет отдельным участников и делает свой обновленный ресурс доступным для отдельных участников, тем самым вносится большой вклад в работу коллектива.
Составлять интеллект-карты можно и с помощью всемирной глобальной сети. Большое количество online-сервисов позволяют собираться в данной среде и решать интеллектуальные задачи, независимо от местонахождения участников. Рассмотрим некоторые из них.
MindMeister (Web 2.0 приложение, которое предназначено для генерации диаграмм связей), Comapping (для разработанной диаграммы поддерживает автоматическое раскрытие диаграммы и групповое асинхронное управление), Mind42 (простой сервис для создания диаграммы семантических связей), Text2MindMap (сервис, который преобразует любой текстовый список в законченную диаграмму), Ekpenso (Internet-сервис для генерации диаграмм связей с облегченным механизмом публикации), Bubbl.us (Internet-сервис коллективной разработки диаграмм связей).
Уже сейчас очевидно, что в механизме Интеллект-карт множество достоинств: простота восприятия и запоминания больших объемов информации, поддержание постоянного креативного тонуса, возможность получения целостного образа сложного объекта и экономия времени. Online-сервисы позволяют создать целой группе людей полотно знаний, на котором есть от чего оттолкнуться и хорошо просматривается вектор дальнейшего движения.
Библиографический список
- Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление – М.: Попурри, 2007.- 320с.
- Информатизация [Электронный ресурс]// Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатизация