Потребительский спрос на рынке сейчас становится основной задачей при работе предприятия. Всегда отслеживать спрос и способность мгновенно реагировать на малые его изменения (то есть гибкость производства) -это предопределяется выживанье и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретное углубление на рынке своего товара.
“Клиент всегда прав” -этот принцип, принят на вооружение многими основными производителями, и он доказывает значимость такого экономического понятия, как потребительский спрос.
На основе статистических данных и показателей, характеризующих развитие РФ за предшествующие года можно рассказать, как изменялся потребительский спрос, что по воздействовало на его развитие, какая продукция имеет широкий спрос у населения.
Сегодняшний потребитель желает приобретать продукты питания, с пользой для здоровья, что является известной тенденцией. На первый план вышла забота о правильном питании. Факторы, повлиявшие на смену приоритетов – это предупреждения врачей, вызывающих ожирение и другие болезни следствием нерационального питания. Пофетизм к здоровому образу жизни вызвано и выросшей конкуренцией на рынке труда, а именно в Америке и Западной Европе.
В ближайшее время наблюдается рост доли потребительских товаров и услуг в комплексных расходах российского покупателя. Следует подчеркнуть, что расходы на питание незаметно снижаются. Вероятно, в последующем доля затрат на непродовольственные товары превысит расходы на покупку продуктов питания.
Теперь, чтобы побудить потребителя постоянно совершать покупки в определенной коммерческой точке, нужен целый ряд факторов – большой ассортимент высококачественных товаров по конкурентоспособным ценам, практичность, комфортная атмосфера в магазине, а также высший уровень обслуживания.
За последние 5 лет произошли значительные перемены в составе стоимости личных потребностей. Условно уменьшились исходные потребности, в то время как потребности более важного порядка увеличились. Это повергло к увеличению гибкости между спросом и уровнем доходов.
Захватывающая тенденция отслеживалась в росте денежных расходов на покупку товаров и услуг: в 2009 году к единым расходам она составила 68,8 %, в 2010 -69,7 %, в 2011-69,3 %, а в 2012- 69,9%, что говорит о внезапном спаде и к 2012 году внезапном росте расходов на покупку товаров и услуг, так как денежные доходы и уровень жизни населения заметно увеличились.[5]
На какие особенно группы расходов обращен широкий потребительский спрос представлен в таблице 1.
Таблица-1 Состав потребительских расходов домашних хозяйств
года | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Потребительские расходы, всего |
8220,4 |
8687,0 |
10128,9 |
11284,5 |
В том числе по группам расходов: | ||||
Продукты питания |
2394,7 |
2651,0 |
2996,0 |
3324,3 |
Алкогольные напитки, табак |
185,3 |
208,2 |
247,4 |
284,8 |
Одежда и обувь |
855,4 |
900,3 |
1094,6 |
1136,5 |
Жилищно-коммунальные услуги |
854,1 |
937,3 |
1141,7 |
1281,8 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за дом. животными |
619,4 |
610,9 |
625,4 |
729,0 |
Здравоохранение |
235,1 |
265,6 |
327,3 |
390,5 |
Транспорт |
1273,7 |
1168,1 |
1525,4 |
1790,4 |
Рост настоящих денежных доходов населения вызвал повышение потребительских расходов.
Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в настоящем выражении возросли, а значит и рост потребительского спроса на разные товары и услуги.
По ориентировочному анализу МЭРТ, общий объем денежных доходов населения в первом полугодии 2012 года набрал 9,3 трлн руб., это на 20,3% больше, чем за январь-июнь 2011 года. Расходы увеличивались едва маленькими темпами (19%) и набрали 9,1 трлн руб. В частности эти показатели и изображают следовавший в России потребительский бум – состав расходов населения колеблется сравнительно медленно.
Если в первом полугодии 2011 года потребительские расходы набрали 71,6%, а расходы на покупку товаров – 54,7% денежных доходов, то в первом полугодии 2012-го обычные показатели набирают 72,9% и 55,6%. Так же выше и темпы роста розничной торговли, в первом полугодии 2012 года ее оборот вырос на 15,2% – это даже немного выше, чем рост возможных располагаемых доходов населения (12,2%).[2]
По данным Росстата, доля расходов на продукты питания в 2010 году в России составила 34,5%, в Японии – 17,5%, в Германии – 11,8%, а в США — 7,6%. Тенденция обгонявших темпов роста оборота непродовольственных товаров и общественного питания обоснована и будет развиваться. Тем более, что и рост доходов пока не затягивается и быстрее увеличиваются продажи автомобилей: их вес в общем объеме потребительского рынка уже набрал 5,8%.
Так же у потребительского бума есть и отрицательная сторона – очень замедленно растут сбережения, значимый источник вложенных запасов экономики. За первое полугодие 2012 года они выросли на 1,3 трлн руб., на 1,8% больше, чем за подобный период прошлого года. Обеспечение того, что уровень сбережений возрастет после окончания потребительского бума. [7, с.11]
Из равной доли потребительских расходов более имеют продукты питания. В 2011 году от общего числа они набрали 1603, 5 рубля или 31 %. В 2012 году этот показатель заметно возрос. Продукты питания одно из значимых создаваемых потребительского спроса, выпуск и оборот продовольственных товаров всегда растет, а так же действуют столовые, кафе, рестораны-все это углубление подсистемы торговой отрасли – общественного питания, спрос на которую растет с каждым годом.
Важно также заметить большие темпы роста потребительских расходов на здравоохранение и жилищно-коммунальные услуги: по сопоставлению 2008 годом россияне затрачивают на здравоохранение в 2,5 раза больше, а на жилищно-коммунальные услуги в 2 раза. Это показывает высокий потребительский спрос на данные группы расходов, люди больше следят за здоровьем, проходят разные обследования, проводят профилактику здоровья и т.д.
В Российской Федерации за предыдущие 5 лет отмечаются значительные перемены в темпах роста и объеме ВВП. От объема ВВП обусловлен степенью потребительских расходов, объем произведенных товаров и услуг и т.д.
Верно, заметить, что в масштабах экономики потребительские расходы меньше национального дохода и ВВП. Например в 2012 году расходы на конечное потребление набрали 21810,9 миллиардов рублей, что составило 66,1 % ВВП страны. Согласно 11176,5 миллиардов рублей, или 33,9 % представляли собой сбережения(S). За предыдущие 5 лет доля расходов на конечное потребление повысилась, из этого видно, что доля сбережений уменьшалась.
По скольку цены – это особо важный фактор, действующий на потребительский спрос, то их уровень, величина и рост будут постоянно воздействовать на отбор потребителей.
Потребительский спрос в Российской Федерации за предыдущие пять лет заметно изменился. Деформировалась величина, состав, количество потребителей, высота цен, степень денежных доходов населения. И многие эти факторы выразят в будущем воздействие на потребительский спрос.
Библиографический список
- Газета Экономика и Жизнь: 2011-2012 гг.
- http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики.
- Камаева В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений-10-е изд., перераб. и доп. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009.-592 с.:ил.
- Газета «Коммерсантъ» -№ 134(3710) от 31.07.2007.
- http://www.e-stat.ru- Сайт статистики и статистических данных.
- Соломатина А.Н. Организация деятельности торгового предприятия: учебник ,, 2-е изд., Москва, ИНФРА-М, 2009.
- Берг Т.И. Методика изучения покупательского спроса на потребительские товары Экономика и финансы. – 2011. – № 1. – С. 11-15
- Ильин В.И. Социальная группа как фактор потребительского по-ведения Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2010. – № 2. – с. 34-42
- Овчинников Г.П. Основы анализа спроса и предложения Макроэкономика- СПб 2010, Т.1, гл.2