АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА ПО РФ

Сорокина Екатерина Сергеевна
Школа экономики и менеджмента
Студентка 2 курса

Аннотация
Данная статья посвящена изучению потребительского спроса , его анализу, так как спрос в настоящее время актуальная тема, от его факторов, изменения, и тенденций в будущем зависит состояние экономики, продажа товаров, оказание услуг.

Ключевые слова: доходы, объем ВВП., потребительские товары и услуги, Потребительский спрос, расходы, темп роста


THE ANALYSIS OF CONSUMER DEMAND IN RUSSIA

Sorokina Ekaterina Sergeevna
School of Economics and Management
2nd year student

Abstract
This article is devoted to the study of consumer demand, its analysis, as demand is currently hot topic, from its factors, changes and trends in the future depends on the state of the economy, the sale of goods, provision of services.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина Е.С. Анализ потребительского спроса по РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/04/23551 (дата обращения: 29.03.2024).

Потребительский спрос на рынке сейчас становится основной задачей при работе предприятия. Всегда отслеживать спрос и способность мгновенно реагировать на малые его изменения (то есть гибкость производства) -это предопределяется выживанье и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретное углубление на рынке своего товара. 

“Клиент всегда прав” -этот принцип, принят на вооружение многими основными производителями, и он доказывает значимость такого экономического понятия, как потребительский спрос.

На основе статистических данных и показателей, характеризующих развитие РФ за предшествующие года можно рассказать, как изменялся потребительский спрос, что по воздействовало на его развитие, какая продукция имеет широкий спрос у населения.

Сегодняшний потребитель желает приобретать продукты питания, с пользой для здоровья, что является известной тенденцией. На первый план вышла забота о правильном питании. Факторы, повлиявшие на смену приоритетов – это предупреждения врачей, вызывающих ожирение и другие болезни следствием нерационального питания. Пофетизм к здоровому образу жизни вызвано и выросшей конкуренцией на рынке труда, а именно в Америке и Западной Европе.

В ближайшее время наблюдается рост доли потребительских товаров и услуг в комплексных расходах российского покупателя. Следует подчеркнуть, что расходы на питание незаметно снижаются. Вероятно, в последующем доля затрат на непродовольственные товары превысит расходы на покупку продуктов питания.

Теперь, чтобы побудить потребителя постоянно совершать покупки в определенной коммерческой точке, нужен целый ряд факторов – большой ассортимент высококачественных товаров по конкурентоспособным ценам, практичность, комфортная атмосфера в магазине, а также высший уровень обслуживания.

За последние 5 лет произошли значительные перемены в составе стоимости личных потребностей. Условно уменьшились исходные потребности, в то время как потребности более важного порядка увеличились. Это повергло к увеличению гибкости между спросом и уровнем доходов.

Захватывающая тенденция отслеживалась в росте денежных расходов на покупку товаров и услуг: в 2009 году к единым расходам она составила 68,8 %, в 2010 -69,7 %, в 2011-69,3 %, а в 2012- 69,9%, что говорит о внезапном спаде и к 2012 году внезапном росте расходов на покупку товаров и услуг, так как денежные доходы и уровень жизни населения заметно увеличились.[5]

На какие особенно группы расходов обращен широкий потребительский спрос представлен в таблице 1.

Таблица-1 Состав потребительских расходов домашних хозяйств

года 2008 2009 2010 2011
Потребительские расходы, всего

8220,4

8687,0

10128,9

11284,5

В том числе по группам расходов:
Продукты питания

2394,7

2651,0

2996,0

3324,3

Алкогольные напитки, табак

185,3

208,2

247,4

284,8

Одежда и обувь

855,4

900,3

1094,6

1136,5

Жилищно-коммунальные услуги

854,1

937,3

1141,7

1281,8

Предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за дом. животными

619,4

610,9

625,4

729,0

Здравоохранение

235,1

265,6

327,3

390,5

Транспорт

1273,7

1168,1

1525,4

1790,4

 

Рост настоящих денежных доходов населения вызвал повышение потребительских расходов.

Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в настоящем выражении возросли, а значит и рост потребительского спроса на разные товары и услуги.

По ориентировочному анализу МЭРТ, общий объем денежных доходов населения в первом полугодии 2012 года набрал 9,3 трлн руб., это на 20,3% больше, чем за январь-июнь 2011 года. Расходы увеличивались едва маленькими темпами (19%) и набрали 9,1 трлн руб. В частности эти показатели и изображают следовавший в России потребительский бум – состав расходов населения колеблется сравнительно медленно.

Если в первом полугодии 2011 года потребительские расходы набрали 71,6%, а расходы на покупку товаров – 54,7% денежных доходов, то в первом полугодии 2012-го обычные показатели набирают 72,9% и 55,6%. Так же выше и темпы роста розничной торговли, в первом полугодии 2012 года ее оборот вырос на 15,2% – это даже немного выше, чем рост возможных располагаемых доходов населения (12,2%).[2]

По данным Росстата, доля расходов на продукты питания в 2010 году в России составила 34,5%, в Японии – 17,5%, в Германии – 11,8%, а в США — 7,6%. Тенденция обгонявших темпов роста оборота непродовольственных товаров и общественного питания обоснована и будет развиваться. Тем более, что и рост доходов пока не затягивается и быстрее увеличиваются продажи автомобилей: их вес в общем объеме потребительского рынка уже набрал 5,8%.

Так же у потребительского бума есть и отрицательная сторона – очень замедленно растут сбережения, значимый источник вложенных запасов экономики. За первое полугодие 2012 года они выросли на 1,3 трлн руб., на 1,8% больше, чем за подобный период прошлого года. Обеспечение того, что уровень сбережений возрастет после окончания потребительского бума. [7, с.11]

Из равной доли потребительских расходов более имеют продукты питания. В 2011 году от общего числа они набрали 1603, 5 рубля или 31 %. В 2012 году этот показатель заметно возрос. Продукты питания одно из значимых создаваемых потребительского спроса, выпуск и оборот продовольственных товаров всегда растет, а так же действуют столовые, кафе, рестораны-все это углубление подсистемы торговой отрасли – общественного питания, спрос на которую растет с каждым годом.

Важно также заметить большие темпы роста потребительских расходов на здравоохранение и жилищно-коммунальные услуги: по сопоставлению 2008 годом россияне затрачивают на здравоохранение в 2,5 раза больше, а на жилищно-коммунальные услуги в 2 раза. Это показывает высокий потребительский спрос на данные группы расходов, люди больше следят за здоровьем, проходят разные обследования, проводят профилактику здоровья и т.д.

В Российской Федерации за предыдущие 5 лет отмечаются значительные перемены в темпах роста и объеме ВВП. От объема ВВП обусловлен степенью потребительских расходов, объем произведенных товаров и услуг и т.д.

Верно, заметить, что в масштабах экономики потребительские расходы меньше национального дохода и ВВП. Например в 2012 году расходы на конечное потребление набрали 21810,9 миллиардов рублей, что составило 66,1 % ВВП страны. Согласно 11176,5 миллиардов рублей, или 33,9 % представляли собой сбережения(S). За предыдущие 5 лет доля расходов на конечное потребление повысилась, из этого видно, что доля сбережений уменьшалась.

По скольку цены – это особо важный фактор, действующий на потребительский спрос, то их уровень, величина и рост будут постоянно воздействовать на отбор потребителей.

Потребительский спрос в Российской Федерации за предыдущие пять лет заметно изменился. Деформировалась величина, состав, количество потребителей, высота цен, степень денежных доходов населения. И многие эти факторы выразят в будущем воздействие на потребительский спрос.


Библиографический список
  1. Газета Экономика и Жизнь: 2011-2012 гг.
  2. http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики.
  3. Камаева В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений-10-е изд., перераб. и доп. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009.-592 с.:ил.
  4. Газета «Коммерсантъ» -№ 134(3710) от 31.07.2007.
  5. http://www.e-stat.ru- Сайт статистики и статистических данных.
  6. Соломатина А.Н. Организация деятельности торгового предприятия: учебник ,, 2-е изд., Москва, ИНФРА-М, 2009.
  7. Берг Т.И. Методика изучения покупательского спроса на потребительские товары Экономика и финансы. – 2011. – № 1. – С. 11-15
  8. Ильин В.И. Социальная группа как фактор потребительского по-ведения Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2010. – № 2. – с. 34-42
  9. Овчинников Г.П. Основы анализа спроса и предложения Макроэкономика- СПб 2010, Т.1, гл.2


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «katysha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация