Жанр обзора (от англ. – review) занимает значимое место в жанровой системе периодической печати. Исторически исходной формой обзоров СМИ был обзор печати. Появление этого жанра связано с расширением круга газетной продукции, со стремлением разобраться в разнообразии газет и журналов, узнать, что они пишут, как и почему, и рассказать об этом читателю [1, 2000]. В настоящее время важное место занимают не только обзоры периодических изданий, но и всех медийных продуктов – литературных, кинематографических, музыкальных и др. Поэтому книжные обзоры музыкального и кинематографического рынка довольно распространены и пользуются большим спросом у современных СМИ.
Книжный обзор представляет собой как описание, так и оценку художественного или научно-популярного произведения: описывает все задачи книги, ее структуру и стиль повествования, сравнивая ее с другими подобными изданиями. Если книга является художественным произведением, в основе которого лежит вымысел, рецензент будет уделять основное внимание настроению книги, сюжету, персонажам, языку и голосу. Если книга научного стиля, то рецензент должен на первый план для себя поставить источники, на которые опирался автор, и на пересказ его точки зрения [2].
Отзыв на книгу представляет собой описание, критический анализ и оценку произведения, а не пересказ. Внимание автора публикации в рубрике «Book review» должно фокусироваться на цели книги и его содержании. Критический обзор книги – не отчет или ее резюме, а скорее реакция, в которой анализируются сильные и слабые стороны материала, а также насколько успешно (по мнению рецензента) автору удалось задуманное, и представляет доказательства в поддержку этой оценки.
Обзор может быть объемом 50-100 слов, иногда до 1500 слов, в зависимости от его цели. Книжный обзор в «Нью-Йорк Таймс» – это еженедельное дополнение к основному выпуску, в котором обозреваются книги научно-популярного (от англ. – non-fiction) и художественного жанров (от англ. – fiction). Среди научно-популярных книг под пристальное внимание авторов «New York Times Book Review» («NYTBR») попадают как произведения, описывающие жизнь и творчество реальных персонажей («The One: The Life and Music of James Brown» by RJ Smith), так и исторический анализ развития стран и их народностей («On Saudi Arabia: Its People, Past, Religion, Fault Lines – and Future» by Karen Elliot House). Это один из наиболее влиятельных и читаемых обзоров публикаций в книжной отрасли. Сэм Тэненхос является главным редактором раздела, начиная с весны 2004 года.
Раздел «Sunday Book Review» включен в качестве вставки в каждый воскресный выпуск издания. Процесс отбора основан на поиске книг, которые являются важными и заметными. А также рубрика «NYTBR» ставит перед собой цель открывать новых талантливых авторов. Существуют два типа обозревателей: штатные журналисты и те, которые написали отзыв на книгу по приглашению редакции. Наше исследование показало, что большинство отзывов выполняются внештатными рецензентами. На интернет-сайте газеты nytimes.com предлагается также дополнительный контент, включающий, например, аудио-интервью с авторами, этот раздел называется «Book Review Podcast». Каждую неделю Сэм Тэненхос, редактор приложения «New York Times Book Review», беседует с авторами, редакторами и критиками о новых книгах, текущих бестселлерах, и о литературной сцене в общем. Все файлы доступны в формате mp3.
Каждый год публикуется список «100 известных книг года» («100 Notable Books of the Year») [3, 2012], контент которого включает в основном художественную и научно-популярную литературу. Также редакция издания формирует ежегодный список лучших 10 иллюстрированных изданий для детей.
В 2010 году профессоры из Стенфорда Алан Соренсон и Джон Бергер опубликовали исследования по изучению влияния положительных и отрицательных отзывов «Нью-Йорк Таймс» на продажи книг [3, 2010]. Отмечено, что обзор благоприятно сказывается на продажах книги независимо от того, положительный был отзыв или нет. В исследовании, опубликованном в 2012 году, профессором университета и автором Роксана Гай, была выявлена другая, довольно специфическая ситуация: 90% рецензий в «Нью-Йорк Таймс», опубликованных в 2011году, вышли под авторством «белых авторов» («by white authors») [4, 2012]. Таким образом, поднимается проблема отбора авторов книг для очередного материала book review по национальному и этническому признаку.
На наш взгляд, подрубрика «Sunday Book Review» является весьма репрезентативной. Она выходит один раз в неделю по воскресеньям и включает в себя художественно-критические обзоры не только американских изданий, но также и зарубежных (Тан Тван Энг, Джоан Роулинг, Андрей Платонов).
Историческая тема – одна из приоритетных для авторов или для рецензентов. В рубрике освещено значительное количество книг о реальных исторических событиях. Сюда мы можем отнести обзор книги Энтони Бивора, посвященную событиям II Мировой войны («The Second World War»; «Many Wars in One» by Richard Toye. September 7, 2012); или книгу Лоис Баннер («Marilyn»; «The Misfit» By Zoe Slutzky. August 3, 2012). В процессе нашего исследования встречаются реакции на книги, касающиеся напрямую темы политики. В качестве примера можно выделить «The Obamians» Джеймса Манна («Generation O» by Leslie H. Gelb, July 20, 2012) или книгу «The Pursuit of Al Qa’ida Since 9/11» Сета Джонса («Elusive Enemies» by Jonathan Mahler. July 6, 2012).
Форма написания обзоров легкая, свободно читается, язык непринужденный. Каждый материал в «New York Times Book Review» не похож на предыдущий, чему способствует привлечение внештатных авторов. В основном можно выделить классические обзоры, включающие следующие компоненты: монолог автора, передающего свои впечатления от книги; необходимые исторические и биографические данные, размышления над задачей и ценностями литературного произведения. Но встречаются также и формы интервью, как, например, беседа с писательницей Энн Лэмот («Ann Lamott: By the Book». November 21, 2012), где с авторами беседуют об их литературных предпочтениях и о труде писателя.
Проведя анализ тем на «страницах» рубрики за период с июля по декабрь 2012 года, мы можем сделать вывод, что авторов «New York Times Book Review» интересует самый обширный круг тем, охватывающий буквально все сферы жизни: это как международная политика и мировые проблемы, так и личностные, психологические проблемы. Открывая «Sunday Book Review», читатель может получить не только информацию о новой книге, но и почерпнуть некоторые неизвестные ему факты.
Газета стремится охватить наибольший круг интересов потенциального читателя. Обзоры предпочтительнее публиковать в форме эссе, дающему возможность автору дать читателю свою оценку конкретному произведению. Однако, авторы «New York Times Book Review» не забывают об основных компонентах жанра книжного обозрения: оценка качества и стиля письма, языка автора, идеи, которые пытался автор вложить в книгу, степень актуальности темы и попытка понять, почему автор выбрал именно ее.
Библиографический список
- Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учебное пособие / А. А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.
- «Book Review» [Electronic resource] Thompson Writing Program.DukeUniversity. URL: http://twp.duke.edu/uploads/media_items/book-review.original.pdf (дата обращения: 22.12.2012)
- «Holiday Gift Guide; 100 Notable Books of 2012» [Electronic resource] The New York Times. – 2012. – 12 Nov. – URL: http://www.nytimes.com/2012/12/02/books/review/100-notable-books-of-2012.html?pagewanted=all (дата обращения: 20.12.2012)
- Sorenson A., Berger J, «Positive Effects of Negative Publicity: When Negative Reviews Increase Sales» [Electronic resource] / Alan Sorenson, Jonah Berger // Marketing Science, Vol. 29., No. 5, – 2010. – Sep. 5. – URL: http://mktsci.journal.informs.org/content/29/5/815.abstract (дата обращения: 22.12.2012)
- Gay R., «Where Things Stand» [Электронный ресурс]/ Roxane Gay // The Rumpus. – 2012. – Jun 6. – URL: http://therumpus.net/2012/06/where-things-stand/ (дата обращения 22.12.2012)