ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-ЗНАЧИМЫМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Иванова Е.А.1, Васильева Н.П.1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

Аннотация
Интеллектуальный потенциал страны определяется качеством высшего образования. Прогрессивный ритм жизни студента требует от него все больше физической активности. Адаптация к физическим нагрузкам требует большего физического совершенства.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, педагогические условия, физкультурно-спортивная деятельность, целевой компонент


FORMATION OF STUDENTS’ ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION BY ESSENTIAL MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Ivanova E.A.1, Vasil’eva N.P.1
1Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov

Abstract
Intellectual potential of the country depends on the quality of higher education. Progressive rhythm of student life requires him more physical activity. Adaptation to physical activity requires more physical perfection.

Keywords: adaptation, adaptation potential, pedagogical components, sports activities


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванова Е.А., Васильева Н.П. Целостный подход формирования адаптации студентов к условиям профессионального образования ценностно-значимыми средствами физической культуры // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/03/22995 (дата обращения: 05.11.2024).

Одной их из основных проблем современного образования является обеспечение эффективной адаптации личности обучающегося к условиям образовательного процесса. Мы в своём исследовании предположили и, на наш взгляд, доказали, что решить эту проблему в значительной степени можно путём реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности. Как показал проведённый нами эксперимент, в котором участвовали студенты технического вуза, данное предположение оказалось верным.

Адаптация студентов к условиям профессионального образования обуславливает использование в образовательной практике вуза всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих в итоге единство и комплексность позитивного преобразования социальных и биологических качеств человека на пути становления профессионального мастерства. При этом на пути становления личности профессионала и оптимальной  сочетаемости в ней социального и биологического являются физкультурно-спортивная деятельность и её ценности.

Актуальность проблемы исследования и правильность выбранного подхода определяется необходимостью разрешения противоречия между потребностью социума в повышении качества высшего образования, уровня разносторонней подготовки специалистов высокой квалификации и недостаточной разработанностью педагогических основ реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов на современном этапе. Данное противоречие определяет несоответствие между обозначенными в нормативно-правовых документах требованиями к профессиональной подготовке специалистов и их недостаточной практической подготовленностью к обучению в вузе, потребностью вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов, недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации данного процесса.

Следует отметить, что проблема адаптации студентов в высшей профессиональной школе рассматривалась многими авторами.

Но роль физкультурно-спортивной деятельности в адаптации студентов вузов в процессе профессионального образования при этом раскрывается недостаточно. Ощущается недостаток научно-методической литературы и методических рекомендаций по данной проблеме.

Мы констатируем, что адаптационный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студентов и условия его реализации в процессе профессионального образования в вузе не были пока предметом целенаправленного исследования. В связи с этим мы поставили цель и, как показали полученные результаты, в основном ее достигли – выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности.

Нам удалось доказать, что высокий уровень реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов может быть обеспечен в результате выполнения следующего комплекса педагогических условий:

– формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;

– установление в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов;

– структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода.

Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с адаптацией студентов к процессу профессионального образования. Включение студента в новую среду требует установления связи с ней, выполнения тех требования, что предъявляет к нему вузовской система обучения. Адаптационный процесс является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также преодоление трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности. Процесс адаптации связан с повышением активности личности, сформированием новых личностных качеств.

Основными критериями адаптации студентов к учебному процессу в вузе служат состояние здоровья – как показателя физического статуса организма, умственной работоспособности во время учебных занятий, экзаменов, а также их успеваемости в зависимости от занятий различными видами двигательного режима.

В философии понятие адаптации трактуется как процесс приспособления системы условиям внешней и внутренней среды. Однако в ряде работ адаптацию рассматривают как результат такого процесса – наличии у системы приспособленности к некоторому фактору среды. В психологии под адаптацией понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.

Для их нас наибольший интерес представляют исследования, где социальную адаптацию связывают с деятельностью личности.

Проанализировав имеющие трактовки понятия, мы пришли к выводу, что социальная адаптация предполагает:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2) адекватную систему отношений и общение с окружающими;

3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4) способность к самообслуживанию и самоорганизации в коллективе;

5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Таким образом, в нашей работе по социальной адаптацией мы понимаем процесс активного освоения личностью новой социальной среды, связанный с усвоением знаний об окружающей ее действительности, приобретением умений и навыков в построении собственного образа жизнедеятельности, активным участием в общественной жизни.

Главной специфической особенностью физкультурно-спортивной деятельности является доступность, основанная на естественно-биологических предпосылках потребности личности в физических упражнениях и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду и собственно эффективного труда.

Исходя из анализа литературы, структуры личности и ее физической культуры, определение адаптационного потенциала, мы предполагаем, что основными компонентами структуры адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов должны стать аксиологический, образовательный, физический и психический.

Мы рассматриваем процесс реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов как сложный и многосторонний процесс, как педагогическую систему. В качестве теоретико-методологической стратегии реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов может выступать комплекс методологических подходов – личностно-деятельного, системного и оптимизационного подходов.

В соответствии с данным подходом в центр образования ставится личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Оптимизационный подход в решении проблемы реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки направлен на обеспечении эффективности и результативности деятельности участников адаптационного процесса. Главное требование адаптационного подхода – определение комплекса условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата при минимально возможных затратах.

В нашем исследовании это определение комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки. На основе теоретико-экcпериментального исследования нами выявлен и теоретически обоснован следующий комплекс педагогических условий реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза:

– формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;

– восстановление в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов;

– структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода. Реализация указанных условий обеспечивает эффективность развития адаптационного потенциала студентов осуществляется в рамках целостной модели организации этого процесса. Модель выступает в нашем исследовании системообразующим фактором для отбора содержания, форм и методов реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов.

Модель реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов и состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического и результативного.

Целевой компонент включает цель, отражающую главную полезную функцию реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов и задач, решение которых обеспечивает достижение цели. Основным компонентом модели является содержательно-технологический компонент, основу которого составляют следующие взаимосвязанные блоки: мотивационно-личностный, информационно-когнитивный, операционный и эмоционально-рефлексивный. Результативный компонент включает уровни и категории.

Мы выделяем три уровня адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности: низкий, средний и высокий. Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующими и последующими. При переходе с уровня на уровень степень адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурной деятельности повышается.

Содержательными элементами разработанной нами методики реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности являются:

  • социальный заказ общества на обеспечении адаптации студентов к профессиональной подготовке; государственный стандарт образования;
  • цель – реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза;
  • создание комплекса педагогических условий реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза;
  • разработка и реализация в соответствии с этими условиями комплекса методов обеспечивающих эффективную адаптацию студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотетическое предположение нашего исследования.

Действительно, экспериментальная методика, разработанная нами на основе комплекса педагогических условий, обеспечивает реализацию адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза.

Реализация основных положений методики обеспечивает поэтапный характер повышения уровня адаптации студентов к условиям образовательного процесса в вузе.

Используя принцип адекватности, мы при выделении критериев эффективности реализуемых условий учитывали структуру процесса профессиональной подготовки студентов и для каждого компонента адаптационного потенциала физической спортивной деятельности студентов вузов, определили критерии, наиболее четко его характеризующие:

  • мотивационный компонент – профессиональная направленность при занятии физкультурно-спортивной деятельностью (мотивы, интересы, ценностные ориентации, рефлексия личностного роста);
  • когнитивный компонент – знания, необходимые для адаптации студентов профессиональной подготовки на основе физкультурно-спортивной деятельности;
  • операционно-деятельностный компонент умения необходимые для адаптации студентов профессиональной подготовки на основе физкультурно-спортивной деятельности.

Достоверность результатов проверки эффективной реализаций потенциала физической спортивной деятельности студентов вузов, на фоне реализации комплекса педагогической условий, обеспечивается использованием в качестве основного критерия диагностики- продвижение студентов на более высокий уровень адаптации к профессиональной подготовки на основе физкультурно-спортивной деятельности.

Работа, проведенная со студентами, обеспечила их достаточный уровень адаптации профессиональной подготовке. Об этом свидетельствуют как результаты нашего исследования, так и утверждения самих студентов.

В нашем исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предыдущими работами заключается в том, что: выделен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий эффективной реализаций потенциала физической спортивной деятельности студентов вузов; разработана модель реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза; уточнены особенности процесса реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза; выделены показатели оценки уровня адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты, полученные нами в ходе исследования, использованы в массовой практике реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технических и гуманитарных вузов. Вместе с тем мы считаем, что выполненная нами научно-исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов проблемы обеспечения эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза. Остаются пока не ясными перспективные направления реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза путем разработки инновационных обучающих и управляющих моделей; поиск педагогических условий, которые обеспечили бы переход студентов от уровня простого функционирования к уровню творчества при адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности.



Все статьи автора «damnat»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: