Одной их из основных проблем современного образования является обеспечение эффективной адаптации личности обучающегося к условиям образовательного процесса. Мы в своём исследовании предположили и, на наш взгляд, доказали, что решить эту проблему в значительной степени можно путём реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности. Как показал проведённый нами эксперимент, в котором участвовали студенты технического вуза, данное предположение оказалось верным.
Адаптация студентов к условиям профессионального образования обуславливает использование в образовательной практике вуза всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих в итоге единство и комплексность позитивного преобразования социальных и биологических качеств человека на пути становления профессионального мастерства. При этом на пути становления личности профессионала и оптимальной сочетаемости в ней социального и биологического являются физкультурно-спортивная деятельность и её ценности.
Актуальность проблемы исследования и правильность выбранного подхода определяется необходимостью разрешения противоречия между потребностью социума в повышении качества высшего образования, уровня разносторонней подготовки специалистов высокой квалификации и недостаточной разработанностью педагогических основ реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов на современном этапе. Данное противоречие определяет несоответствие между обозначенными в нормативно-правовых документах требованиями к профессиональной подготовке специалистов и их недостаточной практической подготовленностью к обучению в вузе, потребностью вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов, недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации данного процесса.
Следует отметить, что проблема адаптации студентов в высшей профессиональной школе рассматривалась многими авторами.
Но роль физкультурно-спортивной деятельности в адаптации студентов вузов в процессе профессионального образования при этом раскрывается недостаточно. Ощущается недостаток научно-методической литературы и методических рекомендаций по данной проблеме.
Мы констатируем, что адаптационный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студентов и условия его реализации в процессе профессионального образования в вузе не были пока предметом целенаправленного исследования. В связи с этим мы поставили цель и, как показали полученные результаты, в основном ее достигли – выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности.
Нам удалось доказать, что высокий уровень реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов может быть обеспечен в результате выполнения следующего комплекса педагогических условий:
– формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;
– установление в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов;
– структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода.
Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с адаптацией студентов к процессу профессионального образования. Включение студента в новую среду требует установления связи с ней, выполнения тех требования, что предъявляет к нему вузовской система обучения. Адаптационный процесс является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также преодоление трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности. Процесс адаптации связан с повышением активности личности, сформированием новых личностных качеств.
Основными критериями адаптации студентов к учебному процессу в вузе служат состояние здоровья – как показателя физического статуса организма, умственной работоспособности во время учебных занятий, экзаменов, а также их успеваемости в зависимости от занятий различными видами двигательного режима.
В философии понятие адаптации трактуется как процесс приспособления системы условиям внешней и внутренней среды. Однако в ряде работ адаптацию рассматривают как результат такого процесса – наличии у системы приспособленности к некоторому фактору среды. В психологии под адаптацией понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Для их нас наибольший интерес представляют исследования, где социальную адаптацию связывают с деятельностью личности.
Проанализировав имеющие трактовки понятия, мы пришли к выводу, что социальная адаптация предполагает:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2) адекватную систему отношений и общение с окружающими;
3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4) способность к самообслуживанию и самоорганизации в коллективе;
5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Таким образом, в нашей работе по социальной адаптацией мы понимаем процесс активного освоения личностью новой социальной среды, связанный с усвоением знаний об окружающей ее действительности, приобретением умений и навыков в построении собственного образа жизнедеятельности, активным участием в общественной жизни.
Главной специфической особенностью физкультурно-спортивной деятельности является доступность, основанная на естественно-биологических предпосылках потребности личности в физических упражнениях и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду и собственно эффективного труда.
Исходя из анализа литературы, структуры личности и ее физической культуры, определение адаптационного потенциала, мы предполагаем, что основными компонентами структуры адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов должны стать аксиологический, образовательный, физический и психический.
Мы рассматриваем процесс реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов как сложный и многосторонний процесс, как педагогическую систему. В качестве теоретико-методологической стратегии реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов может выступать комплекс методологических подходов – личностно-деятельного, системного и оптимизационного подходов.
В соответствии с данным подходом в центр образования ставится личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Оптимизационный подход в решении проблемы реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки направлен на обеспечении эффективности и результативности деятельности участников адаптационного процесса. Главное требование адаптационного подхода – определение комплекса условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата при минимально возможных затратах.
В нашем исследовании это определение комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки. На основе теоретико-экcпериментального исследования нами выявлен и теоретически обоснован следующий комплекс педагогических условий реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза:
– формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;
– восстановление в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов;
– структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода. Реализация указанных условий обеспечивает эффективность развития адаптационного потенциала студентов осуществляется в рамках целостной модели организации этого процесса. Модель выступает в нашем исследовании системообразующим фактором для отбора содержания, форм и методов реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов.
Модель реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов и состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического и результативного.
Целевой компонент включает цель, отражающую главную полезную функцию реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов и задач, решение которых обеспечивает достижение цели. Основным компонентом модели является содержательно-технологический компонент, основу которого составляют следующие взаимосвязанные блоки: мотивационно-личностный, информационно-когнитивный, операционный и эмоционально-рефлексивный. Результативный компонент включает уровни и категории.
Мы выделяем три уровня адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности: низкий, средний и высокий. Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующими и последующими. При переходе с уровня на уровень степень адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурной деятельности повышается.
Содержательными элементами разработанной нами методики реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности являются:
- социальный заказ общества на обеспечении адаптации студентов к профессиональной подготовке; государственный стандарт образования;
- цель – реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза;
- создание комплекса педагогических условий реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза;
- разработка и реализация в соответствии с этими условиями комплекса методов обеспечивающих эффективную адаптацию студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотетическое предположение нашего исследования.
Действительно, экспериментальная методика, разработанная нами на основе комплекса педагогических условий, обеспечивает реализацию адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза.
Реализация основных положений методики обеспечивает поэтапный характер повышения уровня адаптации студентов к условиям образовательного процесса в вузе.
Используя принцип адекватности, мы при выделении критериев эффективности реализуемых условий учитывали структуру процесса профессиональной подготовки студентов и для каждого компонента адаптационного потенциала физической спортивной деятельности студентов вузов, определили критерии, наиболее четко его характеризующие:
- мотивационный компонент – профессиональная направленность при занятии физкультурно-спортивной деятельностью (мотивы, интересы, ценностные ориентации, рефлексия личностного роста);
- когнитивный компонент – знания, необходимые для адаптации студентов профессиональной подготовки на основе физкультурно-спортивной деятельности;
- операционно-деятельностный компонент умения необходимые для адаптации студентов профессиональной подготовки на основе физкультурно-спортивной деятельности.
Достоверность результатов проверки эффективной реализаций потенциала физической спортивной деятельности студентов вузов, на фоне реализации комплекса педагогической условий, обеспечивается использованием в качестве основного критерия диагностики- продвижение студентов на более высокий уровень адаптации к профессиональной подготовки на основе физкультурно-спортивной деятельности.
Работа, проведенная со студентами, обеспечила их достаточный уровень адаптации профессиональной подготовке. Об этом свидетельствуют как результаты нашего исследования, так и утверждения самих студентов.
В нашем исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предыдущими работами заключается в том, что: выделен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий эффективной реализаций потенциала физической спортивной деятельности студентов вузов; разработана модель реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза; уточнены особенности процесса реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза; выделены показатели оценки уровня адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности.
Результаты, полученные нами в ходе исследования, использованы в массовой практике реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технических и гуманитарных вузов. Вместе с тем мы считаем, что выполненная нами научно-исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов проблемы обеспечения эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза. Остаются пока не ясными перспективные направления реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза путем разработки инновационных обучающих и управляющих моделей; поиск педагогических условий, которые обеспечили бы переход студентов от уровня простого функционирования к уровню творчества при адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности.