Современное общество отличается высокой динамичностью происходящих процессов. Кардинальные перемены в политической, экономической, социально-культурной сферах привели к значительному повышению роли нравственной, духовной, всесторонне развитой личности. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от человека универсальной способности к организации процесса общения, эффективность которого, достижение его целей зависит от способности человека к коммуникации. В этих условиях одним из основных факторов общественного развития является коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность, выступая неотъемлемой частью коммуникативной культуры, необходима всем без исключения специалистам, а для некоторых из них она становится профессионально значимой характеристикой личности.
В психолого-педагогической литературе коммуникативная компетентность рассматривается как сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, своё место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнёров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять эффективную модель взаимодействия с окружающими [1, 2, 5, 7].
В её структуре выделяются следующие значимые компоненты: инструментальный, когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоционально-волевой и поведенческий.
По мнению Е.А. Климова, коммуникативная компетентность является компонентом психологической культуры человека, предполагающей освоение им системы знаний в области научной психологии, понимание особенностей психики (своей и окружающих людей) и их использование в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности [3].
В связи с тем, что компетентностный подход становится основанием обновления содержания современного образования, коммуникативная компетентность выступает одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и подготовки специалистов в типе профессий «человек – человек». Эта задача является актуальной и для послевузовского профессионального образования, в процессе которого осуществляется подготовка молодых специалистов.
Наука как социокультурный феномен ориентирована на взаимодействие многих людей, она интерсубъективна по своему характеру. Именно поэтому молодым учёным (аспирантам) первое время требуется поддержка в научной среде, расширение профессионального сотрудничества с коллегами, что в свою очередь невозможно без коммуникативной компетентности.
Аспирантам необходимо обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, умело применять коммуникативные технологии, быстро понимать намерения, настроения других людей, разбираться в особенностях взаимоотношений для того чтобы эффективно взаимодействовать с представителями научной среды, органами власти и бизнеса. От овладения коммуникативной компетентностью зависит благоприятный морально-психологический климат в коллективе, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность взаимодействия, удовлетворённость своей деятельностью.
С целью выявления и дальнейшего развития необходимых для успешного обучения на ступени послевузовского образования компетенций было проведено диагностическое исследование коммуникативной компетентности аспирантов I – IV курсов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН), в котором приняли участие 32 человека.
Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности осуществлялась с использованием нескольких методик: «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Уровень коммуникативного контроля в общении» (тест М. Снайдера), «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко) [8].
В ходе проведения исследования были получены следующие данные.
1. Результаты теста «Оценка уровня общительности» показали, что у аспирантов I – III курсов преобладает средний уровень развития коммуникабельности (I курс – 75%, II курс – 83,3%, III курс – 75 %), при этом повышается доля тех, кто имеет высокий уровень, – с 8,3 до 16,7%. Это свидетельствует о том, что испытуемые достаточно общительны, высказываются по любому вопросу, даже если имеют о нём поверхностное представление, берутся за разные дела, хотя не всегда могут успешно довести их до конца.
У аспирантов IV курса коммуникабельность развита лучше: высокий уровень данного качества имеют 50%, что говорит о том, что испытуемые общительны, вполне уверенно чувствуют себя в разных ситуациях, без неприятных переживаний начинают новое дело и идут на контакт с незнакомыми людьми.
Следует отметить, что только аспиранты I курса (16,7%) имеют низкий уровень развития коммуникабельности, что, возможно, является следствием недостаточной адаптации к новым условиям учебной и профессиональной деятельности.
В целом уровень развития коммуникабельности аспирантов III – IV курсов выше, чем аспирантов I – II курсов.
2. Анализ данных теста «Уровень коммуникативного контроля в общении» показывает, что у аспирантов всех курсов преобладает средний уровень развития данного качества (I курс – 58,4%, II – IV курс – 75%). Следовательно, в процессе общения они непосредственны, искренне относятся к окружающим, сдержанны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
Тем не менее аспиранты III и IV курса обладают более высоким уровнем коммуникативного контроля в общении (высокий уровень наблюдается у 25% испытуемых на каждом курсе). Они хорошо осведомлены, где и как себя вести, легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, чувствуют атмосферу в коллективе и в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих, умеют управлять эмоциями при общении и грамотно строить свою речь.
У аспирантов I и II курса наблюдается низкий уровень развития данного качества (33,3 и 25% соответственно). Вследствие этого они отличаются устойчивым поведением и не считают нужным меняться в зависимости от ситуаций, прямолинейны.
3. «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» позволяет оценить такие качества личности, необходимые для создания атмосферы открытости, доверительности при общении, как способность эмоционально реагировать на переживания другого, ставить себя на его место, использовать приёмы взаимодействия, облегчающие переживания другого человека.
Результаты методики показали, что у аспирантов II – IV курсов преобладает средний уровень развития эмпатических способностей (от 75 до 100%), что говорит о склонности испытуемых больше доверять разуму, а не впечатлениям в оценке поступков людей. Эмоции находятся под самоконтролем, но наблюдаются затруднения в прогнозировании развития отношений между людьми, в выражении чувств, что мешает полноценному восприятию людей.
Большинство аспирантов 1 курса (83,3%) имеют низкий уровень развития эмпатии, что проявляется в сложностях при установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в окружении малознакомых людей, эмоциональные проявления в поступках окружающих часто расцениваются ими как непонятные и лишённые смысла, в межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении, во многом не находят взаимопонимания с окружающими.
Лишь 25% аспирантов II курса имеют высокий уровень развития эмпатии, следовательно, для них характерна эмоциональная отзывчивость, общительность, способность быстро устанавливать контакты и находить общий язык с разными людьми.
Проанализировав результаты всех методик, мы определили уровень развития коммуникативной компетентности аспирантов ИСЭРТ РАН и получили следующие данные.
У аспирантов IV курса уровень развития коммуникативной компетентности более высок (25% имеют высокий уровень, 75% – средний), чем у аспирантов II – III курсов (высокий уровень наблюдается у 13,9 и 16,7% соответственно). Следует отметить, что самые низкие результаты показали аспиранты I курса (44,4% имеют низкий уровень развития коммуникативной компетентности; рис.).
Таким образом, исследование коммуникативной компетентности показало, что умения и навыки общения у аспирантов ИСЭРТ РАН находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что они понимают значимость и ценность общения, в коммуникативном взаимодействии проявляют инициативу, активно выражают свои мысли, однако допускают ошибки в последовательности, логичности, ясности изложения. Испытуемые обладают такими качествами, как доброта, эмпатия, понимание, уважение, но в критической ситуации могут растеряться и принять неверное решение. Аспирантам свойственно испытывать затруднения в вербализации негативных чувств, они реагируют на чувства другого человека, лежащие на поверхности, но ошибаются в их интерпретации.
Полученные результаты позволяют определить направления работы кураторов аспирантуры и группы социально-психологического сопровождения с аспирантами всех курсов и акцентировать внимание на развитии у них профессионально значимых качеств, влияющих на коммуникативную компетентность, а, следовательно, на организацию делового общения и взаимодействия с окружающими людьми:
– проведение научно-методических семинаров, касающихся проблем общения и направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности аспирантов;
– информирование об эффективных способах общения и взаимодействия в рамках Недели психологии, Часа аспиранта, размещение практических рекомендаций на сайте и в газете НОЦ;
– проведение социально-психологического тренинга развития коммуникативной компетентности и развивающих занятий по коррекции и формированию коммуникативных умений и навыков;
– обучение приёмам межличностного общения и взаимодействия в процессе групповых и индивидуальных консультаций.
Библиографический список
- Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М., 2000. – 376 с.
- Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / Ю.И. Емельянов. – М., 1995. – 183 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
- Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение [Текст] / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1995. – 158 с.
- Петровская, Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи [Текст] / Л.А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова [и др.]. – М. : Смысл, 1999. – 377 с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе [Текст] / Д. Равен. – М. : Дело, 2002. – 224 с.
- Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2003. – 208 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] : практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 704 с.