ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Рыбченко Мария Григорьевна1, Кошевенко Светлана Вячеславовна2
1Смоленский государственный университет, студентка факультета экономики и управления
2Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу исследования организационной культуры вуза. Для сбора наиболее полной информации об организационной культуре высшего учебного заведения предлагается проводить опрос студентов по специально разработанной анкете, раскрывающей суть основных элементов организационной культуры.

Ключевые слова: анкета, вуз, опросник, организационная культура вуза, студенты, элементы организационной культуры


ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE UNIVERSITY THROUGH THE EYES OF STUDENTS

Rybchenko Mariya Grigorevna1, Koshevenko Svetlana Vyacheslavovna2
1Smolensk State University, student of the Faculty of Economics and Management
2Smolensk State University, Ph.D., assistant professor of management

Abstract
This article is devoted to the study of the organizational culture of the university. In order to collect the most complete information about the organizational culture of higher education is invited to interview students on a specially designed questionnaire that reveals the essence of the basic elements of organizational culture.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбченко М.Г., Кошевенко С.В. Организационная культура ВУЗа глазами студентов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/03/22847 (дата обращения: 08.12.2024).

В настоящее время в России перед вузами поставлена задача повышения их конкурентоспособности. Ключевым фактором решения этой задачи О. В. Горшкова, М. А. Мазниченко, Г. И. Мальцева и др. называют организационную культуру.[2, с.40]

Организационная культура – это совокупность элементов культуры, выработанная в конкретной организации, трансформирующаяся под влиянием внешних и внутренних факторов, усваиваемая человеком как членом организации и влияющая на него, выступающая средством объединения членов одной организации и выделяющая организацию из корпоративной культуры определенной профессиональной группы.[5,с. 25]

Отметим, что организационная культура вуза определятся как система определенных ценностей, обычаев, традиций и убеждений, разделяемых сотрудниками и студентами вуза, которые выражены в нормах, образцах, стандартах и стереотипах поведения и мышления, а также ожиданий друг от друга руководителей, сотрудников и студентов вуза.

Уникальность и особенность вуза как специфической организации заключается в том, что некоторые клиенты находятся внутри ее самой. Клиентами вуза извне являются: работодатели, абитуриенты и их родители. Но с того момента, как абитуриент становится студентом, он подвергается воздействию организационной культуры вуза, его традиций, ценностей и норм. Также, организационная культура вуза имеет свою специфику, которая заключается в постоянной смене контингента студентов.

Организационная культура вуза, прежде всего, состоит из: организационной культуры администрации вуза, которая определяет характер управления в вузе; организационной культуры профессорско-преподавательского состава в вузе; также организационной культуры студенческого состава.

Организационная культура вуза – это сложное многоуровневое образование, которое имеет специфическую структуру. Выделяются несколько уровней в организационной культуре вуза:

-базовые представления об окружающем мире;

-ценности, разделяемые сотрудниками и студентами вуза;

-архитектура, планировка и оформление зданий, также их материальное окружение и др.

К организационной культуре вуза можно отнести также и качественные характеристики: ценности, систему отношений, поведенческие нормы, действия сотрудников.

Для определения типа и состояния организационной культуры организации существуют разработанные и апробированные опросники, анкеты и методики. Однако в них не учитывается специфика высшего учебного заведения, его многогранность и многофакторность.

Для выявления состояния организационной культуры вуза , мы предлагаем проводить опрос администрации вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов. Данная статья посвящена изучению мнения студентов об организационной культуре вуза в котором они обучаются.

Мы предлагаем использовать для  сбора информации по данному вопросу составленные нами анкеты для студентов университета, которые опираются на исследования Ф. Харриса и Р. Морана. [4, с.179]

А.Ф. Харрис и Р.Моран выделяют десять элементов организационной культуры. Каждый из десяти элементов может выражаться различными компонентами. Мы предлагаем оценить по шкале от 0 до 9 указанные компоненты элементов организационной культуры вуза.

Опросник «Организационная культура вуза глазами студентов»:

  1. Осознание себя и своего места в организации. Оцените, насколько в вузе  ценится каждый из показателей: исполнительность; инициативность; творчество; сотрудничество; эмоциональность; готовность брать на себя ответственность; степень согласия с взглядами руководства.
  2. Коммуникационная система и язык общения. Оцените проявления следующих компонент в вузе: культура речи; корпоративный жаргон; корпоративный слоган, девиз; качество информации (своевременность, достоверность, полнота, доступность); разнообразие и доступность источников информации; использование технических средств в процессе коммуникации (студент – студент; студент – преподаватель); корпоративные байки, мифы, легенды.
  3. Внешний вид, представление личности на работе. Оцените внешние проявления корпоративного стиля: необходимость делового стиля одежды; наличие корпоративной формы; наличие и использование в одежде отличительного знака; наличие умеренного макияжа, маникюра, цвет волос; опрятность и аккуратность; использование символики в аксессуарах (ручках, блокнотах, бланках документов); корпоративные ритуалы, церемонии.
  4. Привычки и традиции в области питания. Оцените организацию и качество питания в вузе: наличие столовой и качество обслуживания; наличие альтернативных источников питания; невысокие цены на питание; достаточное количество времени на питание; качество пищи; организация раздельных очередей питания (для студентов, преподавателей, гостей).
  5. Осознание фактора времени, отношение к нему, его использование. Оцените организацию учебного процесса с позиции фактора времени: оптимальная
    длительность перемен; своевременное начало и конец занятий: студентами, преподавателями; наличие постоянного расписания; своевременное информирование
    об изменениях в расписании и режиме рабочего дня; соблюдение режима празднично-выходных дней, каникулярного режима.
  6. Взаимоотношения между людьми. Оцените следующие компоненты взаимоотношений между людьми в вузе: неформальность общения (студент – преподаватель; студент – студент); степень толерантности (студент – преподаватель; студент – студент); наличие индивидуального подхода; субординация; степень сплочённости (студент – преподаватель; студент – студент); доверительность отношений (студент – преподаватель; студент – студент); взаимоподдержка, взаимовыручка (студент – преподаватель; студент – студент).
  7. Ценности и нормы. Оцените, насколько значимы в вузе следующие нормы и ценности: качество образования; лидерство; преданность вузу, профессии; новаторство; уважение старшинства и власти; забота о людях и их нуждах; объективизм; правомерность; уважение личности; ответственность (студенты; преподаватели); этика делового общения; толерантность; демократичность; дисциплинированность; профессионализм; честность.
  8. Вера, расположение. Оцените следующие компоненты организационной культуры вуза: известность и престижность вуза; перспективы профессионального развития университета; репутация и профессионализм руководства; уровень профессионализма, компетентности и известности преподавателей; востребованность выпускников; вера в справедливость; вера в собственные силы.
  9. Процесс развития и обучения  студентов. Оцените следующие компоненты процессов развития и обучения: творческое выполнение работ; уровень сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов; разнообразие форм работы; использование активных методов в обучении; практикоориентированность обучения; готовность и способность применять полученные знания на практике; вовлеченность студентов и преподавателей в процесс управления вузом; возможность
    самореализации посредством культурно-массовых мероприятий.
  10. Трудовая этика и мотивация. Оцените следующие компоненты по шкале от 0 до 9: ответственность за результат учебной деятельности (преподаватель; студент); социальная ответственность (преподавателей; студентов); наличие системы поощрения студентов за качественные результаты деятельности; мотивированность на высокое качество результатов образования (преподавателей; студентов); систематичность контроля (успеваемость, посещаемость); культура оформления документации; уровень материально-технической базы вуза (техника, учебники, Интернет и т.д.); чистота аудиторий и других помещений вуза; дизайн и
    эстетическое оформление здания и помещений вуза; соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (режим отопления, освещения, уборки и
    прочее…).

В опроснике могут применяться разные виды вопросов: альтернативные,  открытые, прямые, с ответами на выбор. Для получения легко обрабатываемой
статистической информации необходимо открытые вопросы привести к закрытому  виду. Перечень вопросов можно изменять (в целях изучения отдельных аспектов,
для экономии времени и т. д.).

Анкета не предполагает в своей основе математической модели корпоративной  культуры. Данные, получаемые в результате работы с ней, предназначены для
аналитической обработки. [1]

В данной анкете заложен достаточно большой объем информации о корпоративной  культуре вуза. Студент, отвечая на предложенные нами вопросы, задумается об
организационной культуре своего вуза, формируя новое отношение к высшему  учебному заведению и определяя своё место в нём.

Проанализировав эти анкеты, можно выявить какие конкретные мероприятия нужно провести для решения задачи формирования организационной культуры и управления ею, какие документы разработать и внедрить.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют повышению эффективности управления организационно культурой вуза, качества образования студентов высшей школы и, как следствие, росту репутации и конкурентоспособности вуза.

Влияние организационной культуры может усилить деятельность и авторитет вуза, работу студентов, преподавателей и сотрудников, развить инициативу и потенциал, желание учиться и работать в данном вузе.


Библиографический список
  1. Головнева И. В. Психологические основы кадрового менеджмента: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И. В. Головнева; Нар. укр. акад. – 2-е изд., доп. и перераб. – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 152 с.
  2. Горшкова О.В. Роль корпоративной культуры в формировании эффективного университета / О.В. Горшкова, Г.И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ.– 2006. – № 2(42). – с. 40-44
  3. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Иванов Е.В., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Федотова Г.А., Шерайзина Р.М., Ширин А.Г. / сост. и общ. ред. Иванова Е.В., Певзнера М.Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 412 с.
  4. Элдридж, Д. Социология организации / Д. Элдридж, А. Кромби – Лондон, 1974. – 248 с.
  5. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета / Н.Л. Яблонскене  // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 2. – с. 7-25


Все статьи автора «Кошевенко Светлана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: