В настоящее время в России перед вузами поставлена задача повышения их конкурентоспособности. Ключевым фактором решения этой задачи О. В. Горшкова, М. А. Мазниченко, Г. И. Мальцева и др. называют организационную культуру.[2, с.40]
Организационная культура – это совокупность элементов культуры, выработанная в конкретной организации, трансформирующаяся под влиянием внешних и внутренних факторов, усваиваемая человеком как членом организации и влияющая на него, выступающая средством объединения членов одной организации и выделяющая организацию из корпоративной культуры определенной профессиональной группы.[5,с. 25]
Отметим, что организационная культура вуза определятся как система определенных ценностей, обычаев, традиций и убеждений, разделяемых сотрудниками и студентами вуза, которые выражены в нормах, образцах, стандартах и стереотипах поведения и мышления, а также ожиданий друг от друга руководителей, сотрудников и студентов вуза.
Уникальность и особенность вуза как специфической организации заключается в том, что некоторые клиенты находятся внутри ее самой. Клиентами вуза извне являются: работодатели, абитуриенты и их родители. Но с того момента, как абитуриент становится студентом, он подвергается воздействию организационной культуры вуза, его традиций, ценностей и норм. Также, организационная культура вуза имеет свою специфику, которая заключается в постоянной смене контингента студентов.
Организационная культура вуза, прежде всего, состоит из: организационной культуры администрации вуза, которая определяет характер управления в вузе; организационной культуры профессорско-преподавательского состава в вузе; также организационной культуры студенческого состава.
Организационная культура вуза – это сложное многоуровневое образование, которое имеет специфическую структуру. Выделяются несколько уровней в организационной культуре вуза:
-базовые представления об окружающем мире;
-ценности, разделяемые сотрудниками и студентами вуза;
-архитектура, планировка и оформление зданий, также их материальное окружение и др.
К организационной культуре вуза можно отнести также и качественные характеристики: ценности, систему отношений, поведенческие нормы, действия сотрудников.
Для определения типа и состояния организационной культуры организации существуют разработанные и апробированные опросники, анкеты и методики. Однако в них не учитывается специфика высшего учебного заведения, его многогранность и многофакторность.
Для выявления состояния организационной культуры вуза , мы предлагаем проводить опрос администрации вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов. Данная статья посвящена изучению мнения студентов об организационной культуре вуза в котором они обучаются.
Мы предлагаем использовать для сбора информации по данному вопросу составленные нами анкеты для студентов университета, которые опираются на исследования Ф. Харриса и Р. Морана. [4, с.179]
А.Ф. Харрис и Р.Моран выделяют десять элементов организационной культуры. Каждый из десяти элементов может выражаться различными компонентами. Мы предлагаем оценить по шкале от 0 до 9 указанные компоненты элементов организационной культуры вуза.
Опросник «Организационная культура вуза глазами студентов»:
- Осознание себя и своего места в организации. Оцените, насколько в вузе ценится каждый из показателей: исполнительность; инициативность; творчество; сотрудничество; эмоциональность; готовность брать на себя ответственность; степень согласия с взглядами руководства.
- Коммуникационная система и язык общения. Оцените проявления следующих компонент в вузе: культура речи; корпоративный жаргон; корпоративный слоган, девиз; качество информации (своевременность, достоверность, полнота, доступность); разнообразие и доступность источников информации; использование технических средств в процессе коммуникации (студент – студент; студент – преподаватель); корпоративные байки, мифы, легенды.
- Внешний вид, представление личности на работе. Оцените внешние проявления корпоративного стиля: необходимость делового стиля одежды; наличие корпоративной формы; наличие и использование в одежде отличительного знака; наличие умеренного макияжа, маникюра, цвет волос; опрятность и аккуратность; использование символики в аксессуарах (ручках, блокнотах, бланках документов); корпоративные ритуалы, церемонии.
- Привычки и традиции в области питания. Оцените организацию и качество питания в вузе: наличие столовой и качество обслуживания; наличие альтернативных источников питания; невысокие цены на питание; достаточное количество времени на питание; качество пищи; организация раздельных очередей питания (для студентов, преподавателей, гостей).
- Осознание фактора времени, отношение к нему, его использование. Оцените организацию учебного процесса с позиции фактора времени: оптимальная
длительность перемен; своевременное начало и конец занятий: студентами, преподавателями; наличие постоянного расписания; своевременное информирование
об изменениях в расписании и режиме рабочего дня; соблюдение режима празднично-выходных дней, каникулярного режима. - Взаимоотношения между людьми. Оцените следующие компоненты взаимоотношений между людьми в вузе: неформальность общения (студент – преподаватель; студент – студент); степень толерантности (студент – преподаватель; студент – студент); наличие индивидуального подхода; субординация; степень сплочённости (студент – преподаватель; студент – студент); доверительность отношений (студент – преподаватель; студент – студент); взаимоподдержка, взаимовыручка (студент – преподаватель; студент – студент).
- Ценности и нормы. Оцените, насколько значимы в вузе следующие нормы и ценности: качество образования; лидерство; преданность вузу, профессии; новаторство; уважение старшинства и власти; забота о людях и их нуждах; объективизм; правомерность; уважение личности; ответственность (студенты; преподаватели); этика делового общения; толерантность; демократичность; дисциплинированность; профессионализм; честность.
- Вера, расположение. Оцените следующие компоненты организационной культуры вуза: известность и престижность вуза; перспективы профессионального развития университета; репутация и профессионализм руководства; уровень профессионализма, компетентности и известности преподавателей; востребованность выпускников; вера в справедливость; вера в собственные силы.
- Процесс развития и обучения студентов. Оцените следующие компоненты процессов развития и обучения: творческое выполнение работ; уровень сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов; разнообразие форм работы; использование активных методов в обучении; практикоориентированность обучения; готовность и способность применять полученные знания на практике; вовлеченность студентов и преподавателей в процесс управления вузом; возможность
самореализации посредством культурно-массовых мероприятий. - Трудовая этика и мотивация. Оцените следующие компоненты по шкале от 0 до 9: ответственность за результат учебной деятельности (преподаватель; студент); социальная ответственность (преподавателей; студентов); наличие системы поощрения студентов за качественные результаты деятельности; мотивированность на высокое качество результатов образования (преподавателей; студентов); систематичность контроля (успеваемость, посещаемость); культура оформления документации; уровень материально-технической базы вуза (техника, учебники, Интернет и т.д.); чистота аудиторий и других помещений вуза; дизайн и
эстетическое оформление здания и помещений вуза; соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (режим отопления, освещения, уборки и
прочее…).
В опроснике могут применяться разные виды вопросов: альтернативные, открытые, прямые, с ответами на выбор. Для получения легко обрабатываемой
статистической информации необходимо открытые вопросы привести к закрытому виду. Перечень вопросов можно изменять (в целях изучения отдельных аспектов,
для экономии времени и т. д.).
Анкета не предполагает в своей основе математической модели корпоративной культуры. Данные, получаемые в результате работы с ней, предназначены для
аналитической обработки. [1]
В данной анкете заложен достаточно большой объем информации о корпоративной культуре вуза. Студент, отвечая на предложенные нами вопросы, задумается об
организационной культуре своего вуза, формируя новое отношение к высшему учебному заведению и определяя своё место в нём.
Проанализировав эти анкеты, можно выявить какие конкретные мероприятия нужно провести для решения задачи формирования организационной культуры и управления ею, какие документы разработать и внедрить.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют повышению эффективности управления организационно культурой вуза, качества образования студентов высшей школы и, как следствие, росту репутации и конкурентоспособности вуза.
Влияние организационной культуры может усилить деятельность и авторитет вуза, работу студентов, преподавателей и сотрудников, развить инициативу и потенциал, желание учиться и работать в данном вузе.
Библиографический список
- Головнева И. В. Психологические основы кадрового менеджмента: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И. В. Головнева; Нар. укр. акад. – 2-е изд., доп. и перераб. – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 152 с.
- Горшкова О.В. Роль корпоративной культуры в формировании эффективного университета / О.В. Горшкова, Г.И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ.– 2006. – № 2(42). – с. 40-44
- Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Иванов Е.В., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Федотова Г.А., Шерайзина Р.М., Ширин А.Г. / сост. и общ. ред. Иванова Е.В., Певзнера М.Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 412 с.
- Элдридж, Д. Социология организации / Д. Элдридж, А. Кромби – Лондон, 1974. – 248 с.
- Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета / Н.Л. Яблонскене // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 2. – с. 7-25