Развитие общественных и гуманитарных наук без математического моделирования и точных количественных методов исследования, широкого использования современных вычислительных средств, представляется затруднительным. Использование математических методов и моделей в экономике имеет огромное значение при анализе и моделировании экономических явлений и процессов, прогнозировании. Математическая компетентность играет в дальнейшем образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности, все более важную роль.
В современных отечественных исследованиях проблема формирования математической компетентности у студентов экономических специальностей получила пристальное внимание (Я. А. Барлукова [2], Е. Ю. Белянина [3], Э. Г. Габитова [4], Д. А. Картежников [5], Н. М. Кораблева [6], М. Е. Маньшин [7] и др.).
Понятие «математическая компетентность» рассматривается как совокупность системных свойств личности, которые выражаются устойчивыми знаниями по математике и умениями применять их в новой ситуации, способности достигать значимых результатов в математической деятельности [5].
В определениях понятия «математическая компетентность экономиста» наблюдаются значительные расхождения. Например, И. А. Байгушева [1] под математической компетентностью экономистов понимает способность и готовность решать методами математики типовые профессиональные задачи и повышать свою профессиональную квалификацию. С. Г. Темирова [8] при определении математической компетентности экономистов использует такие психологические понятия как Я-концепция, ценностные ориентации, мотивация, самооценка способствующие включению студентов в учебную деятельность и овладению соответствующими математическими компетенциями. В подобных определениях очевидно отсутствие как специфики математической компетентности студентов экономистов в отличие от студентов других специальностей, так и наличие в определениях психологических факторов, необходимых для обучения в целом.
Выделим три главные особенности понятия «математическая компетентность студентов экономических специальностей: 1) математическая компетентность – это сложное, системное свойство личности; 2) математическая компетентность опирается на наличие математических знаний, умений, навыков, способов деятельности; 3) математическая компетентность проявляется в готовности использовать математические знания для эффективного решения различных экономических задач.
По мнению Э. Г. Габитовой [4] развитие математической компетентности определяется как процесс приобретения системных свойств личности, выражающихся устойчивыми знаниями по математике и умением применять их в новой ситуации, способностями достигать значимых результатов в математической деятельности. В процессе формирования математической компетентности студентов экономических специальностей предлагаются профессионально-прикладной [6] и технологический [3] подходы, а в качестве средств выступают компьютерные технологии [4] и визуальные учебные среды [5]. Таким образом, контекстный, профессионально-ориентированный подход с использованием информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам экономических специальностей многими исследователями признается как наиболее эффективный.
В некоторых случаях прикладная направленность математических дисциплин абсолютизируется до того, что предлагается разработка курсов математики для студентов-экономистов с ориентацией на специальность уже в начале процесса обучения. Безусловно, это хорошо, однако при усилении прикладной направленности математики, необходимо строить процесс обучения без потери фундаментальной составляющей математического образования. Как писал Я. А. Коменский: то, чему учат, должно иметь много связей. Таким образом, преподавание математики не должно ограниваться ее профессионально-прикладным аспектом. Помимо подготовки к профессии, существует другая общая цель:получение образования, в частности математического образования. Математическое образование в широком смысле слова здесь предполагает знакомство студентов с математикой как частью человеческой культуры, ее философскими, познавательными, историческими аспектами.
По нашему мнению, формирование математической компетентности у студентов экономических специальностей вузов может эффективно осуществляться при реализации следующих педагогических условий:
А) Психолого-педагогические
- активизация мыслительной деятельности студентов в условиях самореализации;
- ориентация на развитие у студентов логического мышления;
- использование поисковых и проблемных способов обучения.
Б) Дидактические
- организация опосредованного усвоения знаний, умений и навыков, приобретающих личностный смысл через активные технологии обучения (ролевые, деловые игры);
- включение в образовательный процесс различных аудиовизуальных материалов и компьютерных средств.
В) Социально-педагогические
- организация процесса обучения в контексте будущей профессиональной деятельности;
- включение студентов в реальные экономические исследования.
Библиографический список
- Байгушева И.А. Формирование математической компетентности экономистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1; URL: www.science-education.ru/101-5543 (дата обращения: 20.01.2013).
- Барлукова Я.А., Барлуков А.М. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе изучения математики / Вестник Бурятского государственного университета. – 2007. – №10. – С.26-29.
- Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Белянина Елена Юрьевна. – Омск, 2007. – 22 с.
- Габитова Э.Г. Формирование математической компетентности студентов экономических специальностей с использованием компьютерных технологий: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Габитова Эльмира Габитовна. – Махачкала, 2012. – 23 с.
- Картежников Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Картежников Дмитрий Александрович. – Омск, 2007. – 23 с.
- Кораблева Н.М. Прикладные задачи по математике как одно из средств формирования профессиональной компетентности будущих экономистов. – 2006. – №11. – С.15.
- Маньшин М.Е., Федянова Н.А. Потенциал математических дисциплин при формировании ключевых компетентностей выпускников экономических специальностей вуза / Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2009. – №10. – С.154-157.
- Темирова С.Г. Формирование математической компетентности экономиста-менеджера при обучении в экономическом вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – №29. – С.200-205.
- Ягова Е.Ю. Профессиональные математические компетенции студентов экономических специальностей вузов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. –2011. – № 24. – С. 887-890.