В последние годы в нашей стране значительно возрос интерес к изучению технологий управления, вопросов психологии влияния, принятия решений. Актуальность проблемы обусловлена изменениями в социально-экономической, политической и культурной сферах, достижениями технологического прогресса. На современном этапе развития общества руководитель любого уровня, означивая систему взаимоотношений в коллективе, определяя основополагающие факторы воздействия и взаимодействия с людьми, должен четко прогнозировать все возможные моральные, эстетические и психологические проблемы коммуникативно-управленческих аспектов организации деятельности сотрудников, уметь объективно оценивать коллективные настроения и своевременно корректировать свои действия, мотивационные и целевые установки.
Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают вопросы административного структурирования образовательных учреждений. Современный мир с его быстро изменяющимся характером социальных отношений, стремительно развивающимися информационными системами, смещением духовно-нравственных акцентов «ждет» от образования новых подходов, целеполаганий и методик, предъявляет жесткие требования к организации и управлению учебно-воспитательным процессом, качественным показателям педагогических работников.
Управление учебно-воспитательным процессом осуществляется путем организации деятельности педагогического коллектива. Поэтому основным объектом управления в учебном заведении является педагогический коллектив. Немов Р.С., определяя психологические особенности организации деятельности преподавательского состава, отмечал: «Важным моментом в работе руководителя педагогического коллектива является мотивирование деятельности учителей и воспитателей, стимулирование их профессионально-педагогической работы, направленное на повышение качества обучения и воспитания детей […] Способность педагогического коллектива эффективно решать возникающие перед ним задачи зависит от его структуры, организации, от сложившихся в нем отношений. На успешность деятельности коллектива можно воздействовать через величину, композицию, каналы коммуникации, распределение обязанностей, личные и деловые взаимоотношения».[1]
Эффективность управления педагогическим коллективом во многом определяется следующими критериями: морально-волевыми качествами руководителей (авторитетность, компетентность, уровень профессиональной подготовленности, коммуникабельность и др.), целенаправленностью воздействия, систематичностью контроля и оценки деятельности всего коллектива и каждого преподавателя.
Вопросам управления педагогическим коллективом уделяли внимание многие исследователи. Среди наиболее весомых и интересных следует отметить работы Сухомлинского В.А., Захарова М.Г., Шубина Н.А., Стрезикозина В.П., Лебедева А.Ф., Скакуна В.А., Пидкасистого П.И., Харламова И.Ф., Лизинского В.М., Муравьевой Е.М. и других.
Так, В.А. Сухомлинский в управлении учебно-воспитательным процессом видел три слагаемых: науку, мастерство, искусство. Поэтому руководитель, по мысли В.А. Сухомлинского, должен развивать в себе качества, которые отвечали бы этим слагаемым. Только в таком случае он будет обладать умением предвидеть, всесторонне оценить пройденный путь, обозреть его, увидеть в нем истоки сегодняшних успехов и недостатков. В противном случае руководитель не сможет повести за собой педагогический коллектив.[2]
В.П. Стрезикозин, осмысляя сущностные различия педагогического и административного руководства и контроля за учебным процессом в школе, определил зависимость уровня и действенности педагогического руководства администрации школы от трех условий:
- Знания руководителем требований программы по каждому предмету учебного плана.
- Перспективности руководства и контроля, сосредоточения его на решающих участках работы и на узких местах деятельности учебного заведения.
- Тщательной подготовки руководителя по каждому вопросу руководства и контроля: подготовки теоретической, методической и организационной.
Основным критерием эффективности руководства учебно-воспитательной работой В.П. Стрезикозин считал качество знаний учащихся и уровень их воспитанности.[3]
Интересной нам видится идея Захарова М.Г. о научной организации труда директора школы. Сущность этой идеи заключается в том, чтобы точно знать и рассчитать, в какое время учебного года, месяц, день наиболее полезно и целесообразно для дела заняться тем или иным вопросом организации, планирования или совершенствования учебно-воспитательного процесса.[4]
Поворотным этапом в осмыслении проблемы управления педагогическим коллективом во многом стали работы А.Г. Соколова, который первым предпринял попытку систематизировать накопленный опыт научного и практического управления средними профессионально техническими училищами и разработал его основы. Он считал, что в управлении любым коллективом действуют свои законы и закономерности. Поэтому задача теории управления профтехучилищем заключается в том, чтобы исследовать и выявить закономерности формирования коллектива и развития личности каждого его члена в процессе управления и под его воздействием.
По утверждению А.Г. Соколова, в основе научного руководства средним профтехучилищем должен быть учет психолого-педагогических, экономических и производственных факторов, закономерностей учебно-воспитательного и производственного процессов.[5]
Вслед за А.Г. Соколовым А.Ф. Лебедев пришел к выводу, что поиск, теоретическое осмысление и практическое применение методов, приемов и путей оптимизации управления профтехучилищем необходимо вести комплексно, параллельно и одновременно на всех уровнях и стадиях.[6]
Лизинский В.М., изучая уровни управления педагогическим коллективом, подчеркивал: «Управление школой предполагает разумное соотношение усилий по документально-информационному обеспечению образовательного процесса и […] реализацию организационно-деятельностной функции администрации школы. При этом одновременно срабатывают два принципа управления: принцип демократизма и принцип делегирования прав, обязанностей и ответственности».[7]
Важным моментом организации работы администрации школы Лизинский В.М. считает осознание руководителями уровней объекта управления, среди которых выделяет следующие:
- Собственно учитель, выступающий как объект и одновременно как субъект управления со всеми его личностными проявлениями, особенностями, достоинствами и недостатками.
- Неформальные группы (блуждающие, мигрирующие, с неустойчивыми позициями, стихийно возникающие).
- Формальные группы (педагогические объединения, методические объединения, кружки, секции).
- Педагогический коллектив в целом (только педагоги и технические работники школы).
И.Ф. Харламов, определяя структуру управленческих органов в школе (первая группа – органы коллегиального управления, вторая группа – должностные лица школы, третья группа – управленческие органы различных общественных организаций), выделял основные принципы их руководящей деятельности:
- координация и согласованность решений;
- демократизм и гласность;
- персональная ответственность всех должностных лиц;
- поддержание благожелательного психологического микроклимата,
- тактичность и регулярно осуществляемый контроль и др.[8]
По мнению большинства исследователей, управление педагогическим коллективом должно носить системный, целенаправленный и коллегиальный характер. Коллегиальность управления представляет собой совокупность различных организационных элементов: коллективное принятие решений (педагогические советы, советы руководства, инструктивно-методические совещания, методические советы и др.), распределение и логически оправданное делегирование административных функций, прав, обязанностей и ответственности, понимание всеми членами коллектива значимости и причинности стоящих перед образовательным учреждением целей и задач, подчиненность работы сотрудников нормам и правилам, разработанным и принятым коллективом.
Системность и целенаправленность управления коллективом предполагает четкость в определении целей функционирования учебного заведения, последовательность и систематичность контроля педагогической деятельности преподавателей и учебной деятельности учащихся, строгое соблюдение требований государственных стандартов обучения (что, однако, не исключает инициативности, творческого подхода и внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс), своевременность и оправданность планирования всех сфер жизнедеятельности коллектива, методически организованный учет работы педагогов и строгая отчетность руководящего состава перед коллективом.
Осмысление вопросов управления педагогическим коллективом и организации учебно-воспитательного процесса ставит перед исследователем цель - определить наиболее оптимальные методы и формы администрирования, предложить собственные управленческие решения вопросов планирования деятельности и контроля образовательного учреждения.
Методология исследования вопросов управления педагогическим коллективом должна определять самой спецификой проблемы организации процесса обучения, жизнедеятельности образовательных учреждений и управления педагогическим коллективом (с позиции восприятия означенных вопросов как структурных элементов одной системы – системы администрирования, строгой иерархии функций, прав, обязанностей и ответственности представителей педагогического коллектива).
При рассмотрении вопросов теоретического обоснования управленческих аспектов исследователю необходимо сосредоточивася на целостном анализе общих положений современного образовательного процесса и технологии управления, определяя тем самым направления изучения означенной проблематики.
Выявление и осмысление закономерностей педагогического управления предполагает системность (восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующими структуру системы) и комплексность (всесторонний охват исследуемых явлений с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой)[9] в определении подходов к изучению вопросов планирования и контроля, методической оснащенности образовательного процесса.
Таким образом, определив основные направления изучения вопросов администрирования образовательных учреждений, исследователем должны быть решены и доказательно проработаны следующие задачи:
- систематизация и обобщение теоретических общенаучных положений управленческих технологий (в том числе и в системе образования);
- изучение нормативно-регламентирующей документации;
- рассмотрение вопросов психологической направленности и обоснованности управления коллективом и организации педагогического общения;
- изучение проблем создания оптимального психологического климата коллектива;
- обобщение опыта работы администрации учебного заведения (на примере деятельности какого либо учебного заведения);
- подготовка самостоятельно разработанных материалов по планированию, контролю и анализу деятельности педагогического коллектива.
Библиографический список
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.в 3 Rн. – М, 1995. – Кн. 2 – С. 471 – 477
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. – М., 1973.
- Стрезикозин В.П. Руководство учебным процессом в школе. – М., 1979.
- Захаров М.Г. Организация труда директора школы. – М., 1971.
- Соколов А.Г. Вопросы управление средними профтехучилищами. – М., 1977.
- Лебедев А.Ф. Проблемы оптимизации управления профессионально-техническим училищем. – М., 1977.
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М., 2000.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – М., 1998.
- Сергейчук А.В. Социология управления. – СПб., 2002. – С. 27.