Введение
Идущие ныне процессы в мире приводят к тому, что многие проблемы имеют глобальный характер. Это обеспечение возрастающих материальных потребностей человечества ограниченными природными ресурсами (энергией, продовольствием, промышленным сырьем и т.д.), техногенное загрязнение окружающей среды, выравнивание социальных условий жизни людей, ограничение стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д. Ключом к решению этих и других проблем современного человечества, как считается, будет являться система образования.
Тридцать лет назад в США, в докладе Национального комитета усовершенствования образования под названием «Нация в опасности» приведены следующие примечательные слова: «Если бы посредственная образовательная система, существующая сегодня в Америке, была навязана некоей враждебной иностранной державой, мы могли бы расценить это как ведение войны» [4].
Многие отечественные и зарубежные эксперты считают, что в предстоящие десятилетия развитие экономики в значительной мере будет носить инновационный характер: определяться не только материальными ресурсами, но и ресурсами человека как основного «двигателя прогресса». Об известном «корейском чуде» сами корейцы говорят так: «Наше чудо произошло, потому что мы создали новые школы, а, прежде всего, создали новые высшие школы».
Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики.
Точно также инновационное развитие нашей страны немыслимо без совершенствования системы образования. В свою очередь, оптимизация учебного процесса возможна лишь при сформулированном «дереве целей» – иерархической структуре целей, отражающих требования надсистемы – общества и государства в целом – к системе образования вообще и высшего профессионального образования (ВПО) в частности. Несмотря на то, что всегда желательны по возможности явные формулировки, в настоящее время во многих случаях ряд целей различных уровней принимается по умолчанию. Это относится и к основным нормативным документам: федеральному «Закону об образовании в Российской Федерации» [1], вступающему в силу с 1 сентября 2013 г., а также федеральным государственным образовательным стандартам ВПО [2].
Как же выглядит система образования в нашей стране, и какой она должна быть с точки зрения современных требований? В данной работе с точки зрения системного подхода рассматриваются некоторые из этих аспектов применительно к высшему профессиональному образованию (ВПО).
Закон об образовании
В Законе об образовании признается «приоритетность образования». При этом под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
В соответствии с Законом [1] отношения в сфере образования должны обеспечить «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Перифразируя известную поговорку «танцевать нужно от печки», можно сказать, что при последовательном системном подходе к образованию исходить следует из ожидаемых результатов образования. В свою очередь, результаты образования (по существу, генеральная цель системы образования) есть не что иное, как «социальный заказ» государства и общества образовательным учреждениям.
Однако в «социальном заказе», декларируемом в [1], акценты смещены в сторону развития личности в противовес развитию общества и государства в целом. В то же время, интересы системы в целом всегда должны быть выше интересов составных частей (элементов) системы – иначе последняя может быть разрушена «центробежными» силами со стороны указанных элементов. Кроме того, эти акценты имеют преимущественно социокультурный характер, естественнонаучная же составляющая в явном виде представлена лишь как «бережное отношение к природе и окружающей среде, рациональное природопользование».
Далее, отсутствуют в явном виде требования, связанные с динамичностью развития современного общества, с необходимостью максимального использования обществом «человеческого капитала», с необходимостью всемерного развития творческих способностей человека.
В статье 2 Закона [1] приводится определение 34 основных понятий, используемых в этом законе. При этом говорится об «образовательной деятельности», «образовательной организации», «организации, осуществляющей обучение», «организации, осуществляющей образовательную деятельность» и так далее. В то же время, как в [1], так и в [2] отсутствуют определения таких важных понятий, как знания, умения, навыки, компетенции. Для последнего понятия в научной литературе используется несколько десятков различных определений, так что невозможно сказать, что именно имеется ввиду применительно к практической деятельности, регулируемой [1, 2].
В целом можно сказать, что «целевые установки» Закона [1] никак не могут способствовать инновационному пути развития нашей страны.
С точки зрения теории систем результаты образования должны определяться как генеральной целью системы образования в целом, так и целями, связанными с конкретной специальностью, регионом и т.д., то есть, «деревом целей».
Представляется, что генеральная цель может быть сформулирована следующим образом [3].
«Цель системы высшего профессионального образования – массовая (а не индивидуальная, “штучная”) подготовка специалистов (бакалавров, магистров) по специальностям, востребованным обществом и рынком труда, специалистов, умеющих работать в условиях растущих темпов изменений в окружающем мире, в условиях глобализации. Для этого, помимо профессиональных (специальных) знаний, умений и навыков, специалисты должны обладать развитым творческим потенциалом, быть мобильными в широком смысле слова, должны уметь и быть готовы учиться, в том числе, “и всю оставшуюся жизнь”, должны обладать умениями и навыками принятого в обществе социального поведения».
Для новых, достаточно сложных дисциплин (изучение которых предполагает наличие дорогостоящей аппаратуры, приобретение конкретных практических навыков и т.д.), самостоятельное обучение вряд ли может быть эффективным. В то же время, ни одна организационно-педагогическая система сама по себе не будет результативной, если обучающиеся «неспособны и не готовы к обучению». Другое дело, что эти «способность и готовность» необходимо формировать, причем формировать целенаправленно, с учетом достижений педагогики, педагогической психологии и т.д.
«Дерево целей»
Генеральная цель, приведенная выше, достаточно многогранна. Ей можно, в частности, сопоставить цели более низкого уровня [3].
- Приведение нормативной базы ВПО в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, в том числе, уточнение образовательных уровней (образовательных цензов).
- Совершенствование организационной и материально-технической структуры системы ВПО.
- Оптимизация учебного процесса в учреждениях ВПО.
Мы рассмотрим только последнюю цель, по сути, дидактические аспекты образовательного процесса. Этой цели можно сопоставить цели более низкого уровня, с одной стороны, тесно связанные друг с другом, а с другой стороны, в определенной мере самостоятельные. Эти цели, по существу, определяют три основных аспекта деятельности в сфере ВПО (воспитательную работу, учебную работу, научную работу):
1. Воспитание студентов в интересах общества и государства;
2. Организация учебного процесса, обеспечивающая соответствие студентов требованиям государственных образовательных стандартов; в том числе, формирование умений и навыков самостоятельного обучения;
3. Развитие творческого потенциала студентов, в том числе, формирование способностей творческого решения практических задач.
Для каждой из этих целей, в свою очередь, можно определить соответствующие подцели. Так, для цели 1 подцели могут иметь следующий вид.
1.1 – формирование потребностей, соответствующих интересам общества и государства, в том числе, мотивация успешного обучения;
1.2 – формирование убеждений, соответствующих интересам общества и государства, в том числе, соответствующих принятым нормам морали и этики;
1.3 – формирование умений и навыков принятого в обществе социального поведения.
Итак, воспитание студентов должно обеспечить воспроизводство будущих специалистов в соответствии с социально-экономическими, морально-этическими и культурными традициями социума. Следует отметить, что интересы человека, общества, государства, вообще говоря, различны. Более того, все эти интересы полностью не могут совпадать в принципе. Именно несовпадение этих интересов, конфликт между ними и есть движущая сила развития социума.
В частности, в настоящее время в развитых странах Запада усиленно насаждается психология расширенного потребления. Лейтмотивом маркетинга являются простые слова: «потребляйте, потребляйте, потребляйте»! При этом уровень потребления материальных благ заметно превосходит «разумные» потребности. Темпы роста промышленного производства в развитых странах возрастают, что ведет к истощению природных ресурсов, к загрязнению окружающей среды. С точки зрения человечества в целом, такой путь развития является тупиковым, угрожая существованию человечества в его современном виде. Об этом говорят не только в нашей стране, но и на Западе. Так, одна из книг, вышедших в США, имеет характерное название, которое не совсем прилично выглядит в переводе на русский язык: «Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру / Джон де Граф, Дэвид Ванн, Томас Нэйлор. – М.: Ультра. Культура, 2003. – 392 с.».
То есть, у большинства населения следует формировать, в первую очередь, «разумные» потребности сбережения.
Для цели 2 подцели первого и второго уровней могут иметь следующий вид.
2.1 – Обеспечение системности учебного процесса.
2.1.1 – Целостность. Каждая учебная дисциплина необходима, а все они в совокупности достаточны для получения системного эффекта – соответствия студентов требованиям государственных образовательных стандартов. То есть, в идеале учебные программы должны содержать только «нужные» дисциплины, и не должны содержать «ненужных». В частности, необходима тесная связь и преемственность всех программ учебного процесса – от школы до аспирантуры; не должно быть «дублирования», повторения одних и тех же вопросов под различными названиями в рамках различных дисциплин. Однако ясно, что в этом вопросе всегда имеет место определенный субъективизм.
2.1.2. – Интегративность. Учебный процесс в целом должен обладать системным качеством – обеспечивать формирование установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), несмотря на то, что это качество в целом отсутствует у любой учебной дисциплины в отдельности.
2.1.3 – Развитие междисциплинарных связей. Системное качество может быть обеспечено только в совокупности взаимодействующих элементов. То есть, различные учебные дисциплины должны по возможности широко использовать достижения в «смежных областях». Опыт человечества показывает, что наиболее яркие научно-технические достижения реализуются «на стыке наук».
2.1.4 – Формирование умений и навыков самостоятельного обучения. Эффективное обучение возможно только при активном участии студентов в этом процессе.
2.2 – Повышение уровня фундаментальности при изложении учебных дисциплин.
2.2.1 – Оптимизация соотношения между фундаментальными и прикладными аспектами учебных дисциплин: увеличение доли фундаментальных аспектов в номинально прикладных дисциплинах (например, социологических, экономических); увеличение доли прикладных аспектов в номинально фундаментальных дисциплинах (например, в философии, в математике).
2.2.2 – Введение новых междисциплинарных курсов как преимущественно фундаментальных курсов.
2.2.3 – Активное использование последних достижений науки в учебном процессе.
2.3 – Развитие творческого подхода к учебным дисциплинам.
2.3.1- Уяснение внутренней логики учебной дисциплины, выявление ее сильных и слабых сторон, принятых ограничений.
2.3.2 – Понимание основных закономерностей этой дисциплины, ее связей со «смежными» дисциплинами, а также связей различных разделов дисциплины между собой;
2.3.3 – Понимание причин появления слабых сторон дисциплины.
Для цели 3.3 подцели первого и второго уровней могут иметь следующий вид.
3.1 – Формирование общих понятий о творчестве.
3.1.1 – Уяснение знаний о роли творчества в жизни современного общества, об особенностях творчества в социально-экономической сфере.
3.1.2 – Формирование способностей отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных величин (в сравнительно простых ситуациях).
3.1.3 – Развитие умений применения полученных знаний в нетрадиционных ситуациях.
3.2 – Освоение диалектического подхода к практическим задачам.
3.2.1 – Формирование умений и навыков выявления противоречий в учебных задачах.
3.2.2 – Развитие умений и навыков разрешения противоречий в учебных задачах.
3.2.3 – Развитие умений и навыков постановки задач.
3.3 – Освоение методик творческого мышления
3.3.1 – Развитие «базовых» учебных дисциплин с точки зрения формирования творческого потенциала. Вопросы, связанные с развитием творчества, с решением практических задач целесообразно решать, в том числе, и в рамках специализированных курсов (разделов «обычных» учебных курсов).
3.3.2 – Формирование умений и навыков изменения стереотипов мышления.
3.3.3 – Формирование умений и навыков решения «нестандартных задач, в том числе, задач из областей, внешне далеких от исходной дисциплины.
Учебные дисциплины и обобщенные компетенции
Одно из основных положений педагогики – «учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей». В частности, в [3] отмечалось, что обобщенные творческие компетенции неразрывно связаны с другими обобщенными компетенциями. Поэтому, говоря о развитии творчества, нельзя рассматривать его (развитие) в отрыве от всего учебного процесса в целом.
В связи с этим, возникает ряд вопросов, связанных с реализацией целей образовательного процесса. Это, во-первых, перечень учебных дисциплин (необходимых для освоения соответствующей специальности); во-вторых, связи учебных дисциплин между собой (межпредметные связи); и, в-третьих, содержание и характер изложения этих дисциплин.
Отметим, что определение перечня учебных дисциплин представляет собой самостоятельную (достаточно сложную) задачу, рассмотрение которой выходит за рамки данной работы.
С точки зрения системного подхода, формирование познавательных и творческих компетенций должна определяться всей совокупностью изучаемых учебных дисциплин, а не только какими-то отдельными специализированными курсами. В принципе, определенное развитие творческих способностей студентов возможно при изучении практически любой дисциплины. Поэтому с точки зрения формирования обобщенных компетенций не столько важен перечень дисциплин, сколько содержание и характер изложения этих дисциплин, а также межпредметные связи между ними.
Если же говорить конкретно о профессиональных компетенциях, то они формируются, в частности, в рамках освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. В настоящее время системный подход является общепризнанным. В связи с этим, представляется, что для студентов социально-экономических специальностей «стержнем» этих дисциплин может быть теория социальных (социально-экономических) систем. Однако эта теория (важная и для развития творчества) в настоящее время далека от завершения, так что для изложения ее в качестве учебной дисциплины на данном этапе, по-видимому, следует ограничиться наиболее важными с прикладной точки зрения моментами, в частности, уже известными законами развития социальных систем.
Межпредметным связям в педагогике всегда уделялось большое внимание. Однако при этом основной упор делался на «график проходки» учебных дисциплин, с тем, чтобы соответствующие знания, умения, навыки, относящиеся к какой-то одной дисциплине, были сформированы до того, как они понадобятся при изучении другой, «смежной», дисциплины.
Процесс познания – бесконечен. Поэтому любая научная или учебная дисциплина всегда имеет ограниченный характер. В то же время, традиционно многие учебные дисциплины, во всяком случае, гуманитарные, излагаются как «истина в последней инстанции». Однако такой подход, во-первых, тормозит развитие творчества, а во-вторых, дает почву для разного рода современных мифов.
Для формирования полноценных специалистов, для развития их познавательных и творческих компетенций, с учетом номенклатуры обобщенных компетенций [3] можно предложить следующие требования к содержанию и характеру изложения практически любой учебной дисциплины:
- выявление места и роли дисциплины в учебном процессе, её влияния на уровень подготовки студента;
- выявление основных закономерностей этой дисциплины, ее связей со «смежными» дисциплинами, а также связей различных разделов дисциплины между собой;
- анализ внутренней логики этой дисциплины, выявление ее сильных и слабых сторон, анализ принятых ограничений, их обоснованность применительно к конкретному вопросу (задаче);
- выявление причин появления слабых сторон дисциплины и возможных путей их устранения, перспективы развития дисциплины;
- возможности применения полученных знаний к решению задач.
Следует отметить важность конкретно-исторического подхода к изучению дисциплины, поскольку «в науке нет царской дороги». Поэтому для развития творчества полезно знать, какие пути к намеченной цели могут быть эффективными, а какие – тупиковыми.
Итак, межпредметные связи должны быть направлены на выявление общих моментов соответствующих учебных дисциплин, на построение целостной картины мира.
Для студентов социально-экономических специальностей особый интерес представляют глубокие внутренние связи между гуманитарными и естественными науками (учебными дисциплинами), между социальными и техническими системами. К настоящему времени естественные науки достигли значительно более высокого уровня развития, чем гуманитарные науки. Поэтому именно в естественно-технических науках можно находить какие-то отработанные приемы решения задач, с тем, чтобы затем обобщать эти приемы на случай социально-экономических наук.
Заключение
На современном этапе развития цивилизации эффективное развитие нашей страны немыслимо без совершенствования системы образования. Оптимизация учебного процесса в системе высшего профессионального образования с точки зрения инновационного развития Россиивозможна лишь при сформулированном явным образом «дереве целей» – иерархической структуре целей, отражающих требования надсистемы – общества и государства в целом – к системе ВПО. В частности, в этом дереве целей должен найти отражение общепринятый в настоящее время компетентностный подход к результатам образовательной деятельности, причем подход по существу, а не формально.
Компетентностный подход есть фактически системный подход, то есть, все его составные части должны быть согласованы друг с другом. В частности, формирование познавательных и профессиональных компетенций студентов немыслимо без развития творческих способностей, то есть, без формирования творческих компетенций студентов. В свою очередь, развитие всех групп компетенций, и творческих компетенций в том числе, определяется всей совокупностью изучаемых учебных дисциплин. При этом важными являются, во-первых, перечень учебных дисциплин (необходимых для освоения соответствующей специальности); во-вторых, связи учебных дисциплин между собой (межпредметные связи); и, в-третьих, содержание и характер изложения этих дисциплин. Существенно, межпредметные связи должны быть направлены на выявление общих моментов соответствующих учебных дисциплин, на построение целостной картины мира. В частности, для студентов социально-экономических специальностей особый интерес представляют глубокие внутренние связи между гуманитарными и естественными науками (учебными дисциплинами), между социальными и техническими системами.
Инновационный путь развития России возможен лишь при последовательной оптимизации учебного процесса, основанной на интересах общества и государства в целом, с учетом растущих темпов изменений в окружающем мире.
Библиографический список
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ ”Об образовании в Российской Федерации”. – Сайт «Российской газеты». http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- Федеральные государственные образовательные стандарты. – Сайт Министерства науки и образования РФ. – http://mon.gov.ru/dok/fgos/
- Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: Монография. – М.: Издательство «Перо», 2010. – 181 с.
- Татур Ю.Г. Системное проектирование высшего образования: Концептуальные основы. Автореферат дис. … д-ра пед. наук. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – СПб., 2000. – 52 c.