В последние десятилетия стало очевидным изменение значения и статуса ИТ-служб российских компаний и государственных организаций по мере развития и повышения зрелости информационных технологий, усиления их влияния на основную деятельность. Неструктурированные, недоукомплектованные отделы ИТ, обычно незаметно присутствующие в организационной структуре, все чаще превращаются в независимые подразделения, которые ответственны не только за работоспособность отдельных элементов инфраструктуры, но кроме того создают ИТ-стратегию, реализуют критически важные ИТ-проекты, гарантируют достижение показателей эффективности в различных направлениях в рамках программы совершенствования информационных технологий и основного бизнеса.
Обстоятельства, вызывающие такие изменения заключаются в основном в увеличении приобретения и дальнейшего внедрения организациями средств вычислительной техники, систем и приложений различного класса, а также в непрерывной модернизации данных средств в соответствии с тенденциями мирового рынка информационных технологий.
Несвязанные ИТ-элементы, обеспечивающие деятельность отдельных функциональных блоков организации уступают место интегрированным системам управления, таких как приложения класса ЕRP, СRM, SСM, высокопроизводительные распределенные вычислительные комплексы, системы хранения и восстановления данных, сетевая инфраструктура, оборудование рабочих мест пользователей.
Переход ИТ-задач в стратегическую нишу, увеличение совокупной балансовой стоимости ИТ-компонент, рост затрат на сопровождение этих компонент приводит к ситуации, когда набор «железа» и «софта», которым раньше представлялась корпоративная информационная система требует интерпретации в виде консолидированного ИТ-актива или совокупности ИТ-активов. Причем ИТ-активы должны рассматриваться как часть всех активов компании и управляться в едином контуре управления стоимостью компании.
Смещение акцента в представлении ИТ-составляющей бизнеса в сторону актива позволяет определить дополнительные прямые и косвенные факторы, повышающие капитализацию компании, что в свою очередь призвано изменить отношение менеджеров и акционеров к ИТ и его роли в основной деятельности.
Преимущество такого представления заключается в том, что стоимость ИТ-актива перестает являться лишь функцией балансовой стоимости определенных материально-технических средств и программного обеспечения, но также учитывает стоимость услуг по модернизации и сопровождению ИТ-компонент. Иначе говоря, отслеживание жизненного цикла ИТ-актива несет гораздо больше информации и представляет большую ценность для компании, нежели проведение формальных учетных транзакций с оборудованием и ПО в бухгалтерском учете.
Еще одним отличительным качеством ИТ-актива является то, что его ценность определяется, в том числе ценностью, которую создает ИТ-деятельность компании, включая работу внутренней ИТ-службы, внешних провайдеров ИТ-услуг и поставщиков решений. Таким образом, ни одна компонента ИТ не может рассматриваться отдельно от услуг по ее приобретению, инсталляции, настройке, эксплуатации, списанию и замене, иначе модель оценки ИТ-деятельности и ее вклада в рост показателей бизнеса будет некорректной.
Расходы на информационные технологии являются ощутимой статьей затрат многих предприятий. Основная доля данных расходов приходится на материальные и нематериальные ИТ-активы, представляющие ИТ-среду предприятия. По этой причине управление ИТ-активами необходимо для обеспечения финансовой эффективности всего предприятия.
Управление активами – это управление различной собственностью в интересах владельцев. Цель управления активами – получение прибыли их собственниками. Во время кризиса все источники получения дохода находятся под пристальным наблюдением владельцев, поэтому увеличивается интерес и к управлению активами, в том числе – и ИТ-активами. Кроме этого, ИТ-активы обладают специфическими особенностями.
Во-первых, необходимость приобретения и использования различных активов не всегда понятна для бизнеса. Очень часто бизнес, не владея знаниями в ИТ-технологиях, принимает решения о покупке ИТ-активов, доверяя мнению доверенных специалистов. На сегодняшний день бизнес требует более точного обоснования экономической эффективности любой покупки и усиливает контроль над ИТ-закупками.
Во-вторых, ИТ-активы являются достаточно новой сферой активов, регулирование и управления которой только формируется. И сегодня есть вопросы, которые не всегда понятны специалистам, в обязанности которых входит контроль за ИТ-активами.
В-третьих, стоимость ИТ-активов с последнеие годы в большой степени увеличилась во многих отраслях народного хозяйства, особенно в телекоме и банках. Раньше удельный вес ИТ-активов был незначительным, но за последнее время он сильно увеличился. Легализация ПО усиливает эту тенденцию, которое также входит в состав активов предприятия.
Управление ИТ-активами осуществляется за счет комплекса связанных процессов, целью которых является решение учетных задач, контроля финансов и выполнение контрактных обязательств в течение жизненного цикла ИТ-активов — от приобретения до вывода из эксплуатации.
Подготовка отчетности является необходимой не только для предоставления в бухгалтерию, но и для осуществления планирования модернизации техники, а также для контроля за пользователями.
В течение проверки может выясниться, что некоторые приложения уже практически не используется, однако компания продолжает их финансировать. Такие приложения следует выводить из эксплуатации.
В ходе аудита может обнаружиться, что ряд приложений уже практически не используется, тем не менее компания продолжает их поддерживать и оплачивать лицензии. Такие приложения разумно вывести из эксплуатации.
Управление ИТ-активами не поддается стандартам учета обычных активов, имеет много особенностей, и обычные бухгалтерские и складские программы не справятсяя с потребностями ИТ-подразделений в данной области.
Внедрение управления ИТ-активами — это внедрение соответствующих ИТ-процессов и средств их автоматизации, которые обеспечивают контроль жизненного цикла ИТ-активов, понимание реального использования и запасов как материальных ИТ-активов (оборудование), так и нематериальных (например, лицензии), принятие обоснованных решений о приобретении и массовых обновлениях компьютерного парка, управление договорными отношениями ИТ-службы.
Управление ИТ-активами затрагивает следующие области:
- учет и анализ расходов на покупку и обслуживание ИТ-активов;
- контроль лицензий и использования ПО;
- составление плана закупок аппаратного и программного обеспечения в организации;
- инвентаризация и учет ИТ-активов;
- учет ИТ-активов как основных средств организации;
- контроль перемещения ИТ-активов.
Среди комплексных автоматизированных программных продуктов, решения в области управления ИТ-активами является одним из фундаментальных блоков, необходимых для эффективного управления финансами ИТ.
Использование систем инвентаризации необходимо для управления ИТ-активами — автоматический сбор необходимой информации существенно упрощает реализацию необходимых процедур.
Управление ИТ-активами является малой частью управления деятельностью ИТ, и процессы управления ИТ-активами необходимо объединять с другими процедцрами управления, в том числе и с процессами ITSM.
Высочайший уровень управления ИТ-активами определяется наличием реализации в компании методологии от ITАM (IT Аssеt Mаnаgеmеnt), дополняющей ITIL в части управления ИТ-активами. Основные виды деятельности по управлению ИТ-активами в соответствии с ITАM: определение потребностей организации до принятия решения о закупках, работы с поставщиками, ввод приобретенных активов в эксплуатацию, вывод из эксплуатации. Методология определяет присутствие центрального хранилища активов, позволяющего всем заинтересованным лицам и руководству всегда иметь под рукой актуальную информацию для принятия взвешенных решений.
Стандартный проект по внедрению системы управления ИТ-активами реализуется в несколько этапов:
- Исследование существующих процедур управления ИТ-активами.
- Проектирование процессов управления ИТ-активами.
- Внедрение автоматизированной системы на выделенной группе ИТ-активов в соответствии с техническими требованиями.
- Масштабирование системы. После развертывания системы на выделенной группе и проведения тестирования работоспособности функциональных возможностей происходит масштабирование системы на необходимый объем ИТ-активов.
- Объединение с финансовыми системами.
Сейчас есть множество ПО для осуществления инвентаризации и управления ИТ-активами. Ниже приведены некоторые из них.
Наименование |
Описание |
«Учёт Программного Обеспечения» | Программа для учета и инвентаризации ПО и лицензий на ПК локальной сети, позволяющая администраторам вести базу данных IT-активов. |
Hаrdwаrе Inspесtоr Сliеnt/Sеrvеr | Программа Hаrdwаrе Inspесtоr Сliеnt/Sеrvеr необходима для автоматизации учета вычислительной техники и поступающих в IT-отдел заявок пользователей Удаленную работу с базой данных обеспечивает клиент-серверная технология. |
MIS Utilitiеs Nеtwоrk Аssеt Trасkеr | Программа MIS Utilitiеs Nеtwоrk Аssеt Trасkеr – это комплексное средство для инвентаризации локальной сети, позволяющее получать информацию о компьютерах пользователей. |
Digitаl Zоnе Rеаlitе Bаsiс | Программа Digitаl Zоnе Rеаlitе Bаsiс — автоматизированная система учета, инвентаризации и аудита компьютерной техники, контроля рабочего процесса пользователей и мониторинга используемого ПО, работающая через веб-интерфейс. |
Оlvitесh SоftXpаnd | Программа Оlvitесh SоftXpаnd преобразует обычный PС в многочисленные независимые рабочие станции. |
LiсеnsеWаtсh Аltiris Еditiоn | Программа LiсеnsеWаtсh Аltiris Еditiоn предназначена для поддержки большого количества установок систем Аltiris Dеplоymеnt Sоlutiоn, объединение с другими платформами (в том числе Сitrix и VMwаrе) и полный обзор лицензий, контрактов и обязательств фирмы. |
Библиографический список
- Управление ИТ-активами // – Режим доступа: http://www.hbс.ru/sоlutiоns/itmаnаgеmеnt/аssеtsmngmnt/
- «Открытые системы» , № 03 , 2011 «Практика управления ИТ-активами» // – Режим доступа: http://www.оsp.ru/оs/2011/03/13008206/
- Системы управления ИТ-активами (системы Аssеt Mаnаgеmеnt) // – Режим доступа: http://www.tоpsbi.ru/dеfаult.аsp?trID=1181
Количество просмотров публикации: Please wait