С 2011 года, событием в системе высшего профессионального образования является переход вузов на реализацию федерального государственного стандарта третьего нового поколения, существенно изменившего систему подготовки специалистов.
Понятие «государственного образовательного стандарта (ГОС)» было введено в 1992 г. Законом РФ «Об образовании».
В 1994—1996 гг. было разработано первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральные компоненты которых включали в себя:
- минимум содержания основных образовательных программ (ООП);
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- требования к уровню профессиональной подготовки выпускников.
Но также данные стандарты имели и свои недостатки:
- различия ГОСов по подготовки бакалавров, специалистов, магистров;
- усложнение образовательных технологий в учебном процессе вузов, реализующих широкую спектр образовательных программ;
- государственный стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе.
При этом, за четыре года не было возможности вместе с общеинженерной подготовкой дать выпускнику необходимые знания и умения по специальным дисциплинам, это привело к непониманию и неприятию работодателями бакалавров как специалистов. Модели и программы бакалавриата и магистратуры были ориентированы на подготовку выпускников в основном к научной и научно-педагогической работе.
В соответствии с ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ в 2000 г. были введены в действие государственные стандарты второго поколения (ГОС-2 ВПО).
Особенности стандартов второго поколения заключались в следующем:
- учитывались соответствия с тарифно-квалифицированными характеристиками Министерства труда РФ;
- согласовывались требования работодателей к выпускникам и содержанию образования;
- одновременно были разработаны ГОСы для всех ступеней ВПО, это повысило технологичность организации учебного процесса;
- были разработаны стандарты по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.
Федеральные компоненты ГОС-2 ВПО включали:
- общие требования к основным образовательным программам;
- требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников;
- сроки освоения основных образовательных программ;
- максимальный объем учебной нагрузки студентов.
Одними из внешних факторов, обусловивших внедрение новых образовательных стандартов, являются рекомендациями Болонского процесса и участием России в построении единого общеевропейского образовательного пространства.
Разработка третьего поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в РФ велось в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования РФ на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.
ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает:
- Формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части.
- Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций, как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной.
- Разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП).
- Установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ.
- Введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы.
- Установление объема учебной работы студента основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.
Структурно ФГОС ВПО третьего поколения содержит следующие элементы:
- Область применения (стандарт является комплексной нормой качества высшего образования по направлению подготовки и уровням подготовки; право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии).
- Термины, определения, обозначения, сокращения (в федеральном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с международными документами в сфере высшего образования).
- Общая характеристика направления подготовки (нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования; формулируются цели ВПО в области обучения; формулируются цели основной образовательной программы в области формирования социально-личностных качеств студентов; перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов; указываются объекты и виды профессиональной деятельности выпускников; указываются задачи профессиональной деятельности выпускников по уровням).
Устанавливаются общие требования к условиям реализации основных образовательных программ:
- высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу специальности;
- основная образовательная программа разрабатывается на основе ФГОС специальности с учетом потребностей рынка труда;
- оценка качества подготовки состоит из текущей, промежуточной и итоговой государственную аттестацию;
- при разработке общей образовательной программы должны быть определены компетенций выпускников;
- основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла;
- ВУЗ обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.
В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенностью ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхода. В нем отсутствуют деления на компоненты ‑ федеральный, региональный и вузовский. ФГОС ВПО предусматривает новые требования к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Обязательным компонентом становится научно-исследовательская работа студента. Трудоемкость программы измеряется не в часах, а в зачетных единицах.
Таким образом, мы можем говорить о том, что внедрение ФГОС ВПО третьего поколения это важный и ответственный момент для всего Российского высшего профессионального образования. Реализации образовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.
Библиографический список
- Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ФГОС ВПО нового поколения [Электронный ресурс] Режим доступа:http://dap.vvsu.ru.
- Федоров И.В., Ипполитова Г.К., Минина О.Г. и др. Инженерное образование в современном мире // Аккредитация в образовании. — 2009. — № 34. — С. 50—54.