Стресс, как ответная реакция организма на чрезвычайный раздражитель, является предметом исследования множества научных работ. Многогранность данной проблемы включает в себя разнообразие как форм, так и механизмов ее реализации. Стресс, в свете теории функциональных систем, получил отражение в работах К.В. Судакова (2008, 2010), развивающего идеи системной регуляции физиологических функций. Согласно теории Г. Селье, эндокринная система занимает центральное место в реализации стресс-реакции. Л.С. Исакова (1991) показала, что в условиях нейрогенного эмоционального стресса, возникает системная реакция эндокринной системы, имеющая центральные механизмы регуляции. Сенсорные потоки при длительном воздействии также способны индуцировать системную стрессовую реакцию. В связи с этим, актуален вопрос об изменении функционального состояния эндокринной системы при длительном действии различных по природе сенсорных факторов.
Материалы и методы. Хронические эксперименты проведены на 20 беспородных крысах-самцах средней массой 250 г. Содержание, уход и выведение их из эксперимента осуществлялось в соответствии с «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных».
Хронический аудиогенный стресс (АС) моделировали методом сенсорной дезинтеграции, по методике «Keys ringing» («Звон ключей») Крушинского. Для этого проводилась аудиогенная стимуляция в течение 10 дней разночастотными стимулами с заданной силой по схеме, общее время воздействия ежедневно составляло 60 минут.
В качестве модели эмоционально-болевого стресса (ЭБС) использовали хроническое раздражение конечностей электрическим током по O.Desiderato et al. (1974) по 60 мин ежедневно в течение 10 дней.
По окончании экспериментов животных декапитировали под нембуталовым наркозом. По окончании опытов в крови животных обеих групп определяли количество кортикостероидов (11-ОКС) в серно-спиртовом растворе (А.Г. Резников, 1980) и надпочечниковый индекс по Михайлову.
Результаты. При хроническом аудиогенном стрессе надпочечниковый индекс вырос на 89,3%, а при электро-болевом стрессе увеличение составило 36% относительно контроля (рисунок 1).
Уровень 11-ОКС у крыс 1-й группы достоверно вырос на 33,29% и составил 226 мкг/л. В условиях хронического электро-болевого стресса уровень 11-ОКС возрос на 50% и составил 302,5 мкг/л (рисунок 2).
Увеличение данных показателей мы можем рассматривать как системную реакцию эндокринной системы на стресс, поскольку, вследствие напряжения симпато-адреналовой оси, наблюдается гиперплазия вещества надпочечников. Вместе с этим, активация гипофизарно-надпочечниковой системы приводит к увеличению выработки глюкокортикоидов. Рост показателей к 10-му дню также свидетельствует о напряжении адаптивных систем организма в острую фазу стресса.
Выводы. При длительном воздействии различных по природе сенсорных раздражителей возникает сходная системная реакция.