СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИЯМИ В ВУЗЕ

Куликова Юлия Павловна
Королевский Институт управления; экономики и социологии
Соискатель ученой степени кандидата экономических наук

Аннотация
Управление качеством на основе своевременного осуществления комплекса технологических, педагогических, организационных, маркетинговых и других видов инноваций предопределяет возможность сохранения конкурентных позиций вуза даже при наличии лидеров - крупных образовательных учреждений исследовательского или регионального типа, т.к. высокий уровень качества образовательных услуг обеспечивается при приемлемых ценах.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика вуза, менеджмент качества, стратегия улучшения качества управления инновациями вуза


MODERN APPROACHES OF INNOVATIONS MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

Kulikova Juliya Pavlovna
Korolev Institute of Management; Economics and Sociology
Applicant degree of candidate of economic sciences

Abstract
Quality management based on timely implementation of technological, pedagogical, organizational, marketing and other types of innovation determines the ability to save the university's competitive position even in the presence of leaders - the largest educational institutions of research or regional type, as high quality educational services provided at affordable prices.

Keywords: innovation, innovation policy of the university, quality management, quality strategy of innovation management school


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Ю.П. Современные подходы к управлению инновациями в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/04/11250 (дата обращения: 17.03.2024).

В целях обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг вузы должны обеспечивать соответствующие процедуры гарантии их качества, разрабатывать политику управления инновациями, стандарты образовательных программ, формировать и реализовывать стратегию постоянного улучшения качества образования (рисунок 1).


 Рисунок 1 – Структура оценки удовлетворенности управления инновациями

В работе обосновывается вывод о том, что управление инновациями в вузе должно включать:

1). Формирование стратегии, разработка инновационной политики и целей
в области качества образовательных услуг вуза – разработка целей качества образования, конкретизирующих доктрину инновационного образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверки актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов и программ.

2). Планирование и постоянное улучшение деятельности вуза, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение [5, c.23].

3). Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения -
обеспечение процессов жизненного цикла вуза всеми видами ресурсов: финансовыми, материальными, интеллектуальными и информационными.

4). Управление процессами и процедурами
- управление основными (обучение, научная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство научно-педагогических кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом и др.) процессами.

5). Мониторинг и контроль (измерения) -
измерение и оценка параметров и характеристик рабочих
процессов, анализ их результатов [1, c.43].

Нами теоретически обоснована и разработана модель механизма формирования инновационной политики вуза с учетом соблюдения требований действующих норм ФГОС ВПО и международных стандартов ИСО 9000.

Данная модель основана на последовательной выработке управленческих решений и включает следующие этапы:

  • анализ действующей системы управления научно-образовательными процессами в вузе;
  • выявление несоответствий действующей системы требованиям ФГОС ВПО и принципам системы менеджмента качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами ИСО 9000;
  • разработка модели системы управления инновациями и её информационно-нормативного обеспечения;
  • построение и подготовка к сертификации системы менеджмента качества образовательных услуг вуза;
  • вывод системы управления инновациями и качества образовательных услуг на режим постоянного функционирования [3, c.76].

    Задачи первого этапа – это, во-первых, определение состояния действующей на момент самообследования научно-образовательной системы, выявление проблемных зон в управленческих процессах, распределении полномочий и ответственностей; во-вторых, получение информации о качестве образовательного процесса, о том – насколько цели научных направлений, научных школ, отдельных людей и групп совпадают с целями вуза в рамках организации делового образования.

    Затем должны быть сформированы программы улучшения условий научно-образовательной и консалтинговой деятельности ППС вуза, их материального и морального стимулирования. Необходимы и социальные программы, включающие комплекс мероприятий для повышения мотивации персонала к производительному творческому труду, направленных на удовлетворение потребностей различных уровней и формирование отношений социального партнерства между администрацией, преподавателями, научными сотрудниками и специалистами, на обеспечение условий корпоративной социальной ответственности.

    На третьем этапе целесообразно построение модели оптимального организационного управления с учетом действующих требований Рособрнадзора и потребностей социально-экономического и научного развития вуза. На этом же этапе должны быть обеспечены увязка долгосрочных стратегических и тактических целей и задач вуза в области оказания образовательных услуг, определение новых направлений подготовки, образовательных программ и технологий. Данный этап включает и разработку информационно-нормативного обеспечения системы, в том числе, утверждение состава показателей, характеризующих качество услуг делового образования и удовлетворенность потребителей этих услуг [2, c.56].

    На четвертом этапе после рассмотрения и обсуждения руководством вуза отчета о проведенных исследованиях и рекомендаций по улучшению качества должны быть приняты решения о создании организационной структуры системы, перераспределении обязанностей и полномочий, утверждении новых должностных инструкций. На этом этапе необходимы отработка функционирования всех бизнес-процессов и связей, корректировка модели при возникновении неувязок в процессе ее внедрения.

    Завершением этапа должно стать создание системы мониторинга функционирования системы управления инновациями вуза [4, c.12]. Службе проректора по научной деятельности целесообразно вменить в обязанность определение цикличности проверок каждого процесса, программ проверок, контрольных показателей, должностных лиц и подразделений, осуществляющих проверки, аккумулирование отчетов о результатах проверок, обобщение выявляемых проблем, выработку и реализацию корректирующих воздействий. Сами процедуры мониторинга и анализа функционирования системы, постановки и решения новых задач в области предоставления образовательных услуг должны осуществляться на пятом этапе формирования системы и в режиме ее постоянного функционирования.

    Последовательная реализация рекомендаций, разработанных в ходе исследования, способна обеспечить реальную основу эффективного управления инновациями вуза.


Библиографический список
  1. ГОСТ Р ИСО 10005–2007 от 27.12.2007 № 567-ст. Руководящие указания по планированию качества.
  2. ГОСТ Р ИСО 10013–2007 от 31.10.2007 № 282-ст. Руководство по документированию системы менеджмента качества.
  3. ГОСТ Р ИСО 10014–2008 от 18.12.2008 № 472-ст. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества.
  4. ГОСТ Р ИСО 10015–2007 от 27.12.2007 № 567-ст. Руководящие указания по обучению.
  5. О развитии инновационной деятельности и малого предпринимательства в системе профессионального образования. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 20.01.2004. № 1/1. ULR: http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_04/rk1_1.html.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Юлия Куликова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация