Важной частью любой управленческой деятельности руководителя является принятие решений. Можно сказать, что принятие решений – это “центр”, и вокруг него вращается вся жизнь предприятия.
Под принятием решения подразумевают сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий. Процесс принятия решения включает в себя много различных элементов, но, безусловно, в нем имеются такие элементы как: цели, проблемы, и решения.
Управленческое решение, по большому счету, это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижений конкретной цели системы менеджмента. [2]
Люди, называемые субъектами решения, как правило, наделены правом принимать решения. Таковыми могут быть как физ. лица, так и юр. лица. Субъекты решения могут быть индивидуумами или коллективом (в том случае если решение принимается собранием акционеров, например).
Люди, называемые объектами решения, являются его исполнителями. Но иногда субъект и объект решения могут быть одним человеком (когда руководитель принимает решение о слиянии с другой компанией, например).
Особенностью управленческих решений является то, что имеется обратная связь в процессе его осуществления, что позже позволяет корректировать и воздействовать на объект управления.
Так как решения, в основном принимаются человеком, то они во многом зависят от личности менеджера, реализовавшего данное решение. Поэтому различают импульсивные, уравновешенные, рискованные, инертные и осторожные решения.
Что касается уравновешенных решений, то они принимаются менеджерами, которые внимательно критично относятся к своим действиям. Чаще всего, перед тем как принять решение у них уже имеется идея.
Те люди, которые принимают импульсивные решения, легко генерируют идеи, но не проверяют и не оценивают их как следует. Такие решения именно поэтому считаются недостаточно надёжными.
Инертные решения – это результат поиска. Здесь, наоборот, контрольные действия преобладают. И, как раз из-за этого, в таких решениях трудно обнаружить что-то оригинальное, новаторское.
Люди, реализующие рискованные решения не нуждаются в детальном обосновании своих гипотез и не боятся опасностей, так как уверены в себе.
В осторожных решениях менеджер рассматривает все варианты. Такие решения не отличаются новизной и оригинальностью.
Повышение качества управленческих решений является очень важной проблемой и занимает особое место в социологии организации.
Совокупность свойств, которыми обладает решение, называют качеством управленческих решений.
Именно качество управленческих решений определяет его конечный результат и зависит от различных факторов. Различают 2 группы факторов такие как:
1. Факторы ситуационного характера. Они связанны с осознанием проблемы, нахождением альтернатив её решения и последствий данного решения (например: организация управления). Данные факторы способствуют формированию проблемы.
2. Факторы поведенческого характера. Они оказывают влияние на решение еще в процессе разработки (например: ценности, готовность рисковать и т.д.). Данные факторы проявляются в поведении руководителя и подчиненных в процессе разработки упр. Решений.
Управленческое решение должно соответствовать многим требованиям:
- единство целей
- целенаправленность,
- полнота документального оформления
- ориентация на конкретного исполнителя.
- эффективность
- реализуемость
- контроль
- автоматизация процессов
- мотивация
- краткость формулировок
- гибкость
- оперативность
- механизм реализации
- юридическая законность. [1]
Однако, для того, чтобы быть качественным, решение должно быть устойчивым к ошибкам и гибким. Если они не являются таковыми, могут возникнуть отклонения, из-за которых эффективное решение станет неэффективным.
Если решения принимаются эффективно, то это поможет минимизировать потери производительности, устранить сбои коммуникационных каналов, не нарушать взаимодействия.
Иллюстрацией управленческого решения послужат примеры:
Пример 1.
Перед началом зимнего сезона руководителю поступил сигнал от сотрудников – проблема заключалась в необходимости поиска дополнительных рабочих для уборки снега на территории и прочих сезонных работ или перераспределения обязанностей. Ему требовалось рассмотреть вопрос, оценить ситуацию, определить количество необходимой силы и стоит ли задуматься о привлечении дополнительной рабочей силы. Руководитель предприятия осуществляет принятие управленческих решений по следующим этапам:
1) Определил, в каком решении нуждается проблема: простом, сложном, либо многоступенчатом;
2) Определил, является ли это реальной проблемой, и существуют ли альтернативы;
3) Определил план действий в принятии решения.
При формировании и оценке решения были учтены крайние, а также альтернативные варианты решения. В итоге руководитель принял решении об устройстве еще 2 рабочих, которые будут работать не полный рабочий день, а по случаю необходимости.
Пример 2.
Управляющий пришел к директору с предложением о строительстве дополнительного бассейна, либо увеличения существующего, объяснив свое мнение необходимым для организации с экономической точки зрения, маркетинговой и апеллируя отзывами клиентов. Опять же, как и в предыдущей ситуации, возникла проблема о незаинтересованности руководителя процессами организации. Только выслушав мнение начальников, которые долго вынашивали данное решение, руководитель приступил к рассмотрению данной проблемы и анализу ситуации, применяя движение по тем же этапам, что и в первой иллюстрации управленческого решения в данной работе.
Как бы там ни было, окончательное решение принимается. Эффективность принятых управленческих решений может характеризоваться также и фин. показателями деятельности организации. В том случае, если финансовые показатели и их динамика положительные, можно говорить об эффективности принятых управленческих решений.
Библиографический список
- Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения/ Б.Г. Литвак.– М.: Дело, 2004. – 365с.
- Фатхутдинов Р.К. Разработка управленческого решения. – М., Экономика, 2007. – 230с.