“Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе” (Б.Гейтс)
New Media – самые перспективные на сегодняшний день каналы коммуникации в сфере Public Relations. Территория web 2.0 – это проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги и социальные сети.
Тенденции рекламного рынка в России таковы: реклама воспринимается потребителями как навязчивая и необъективная форма информирования, кроме того ее явный недостаток заключается в отсутствии обратной связи.
Новая ступень развития сферы продвижения товаров и услуг – Public Relations – в последние десятилетия активно развивается в России, однако, традиционные инструменты PR устаревают и не вызывают нужной потребительской реакции. Статьи о компаниях в СМИ, выставки, массовые акции не вызывают былого интереса у аудитории, и, соответственно, становятся неэффективны. Причина данного феномена заключается в том, что изменилась сама природа человека: аудитория уходит в Интернет, а именно – в социальные сети. Такие гиганты web 2.0, как «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Twitter» становятся основной «средой обитания» населения. Успех «новых медиа» имеет под собой прочную основу: каждый пользователь имеет возможность стать «медиа». Это определяется подсчетом таких показателей, как «лайки», количество друзей и подписчиков, «ретвиты», а также статистика персональной страницы.
Причины актуальности социальных медиа для бизнеса заключаются, во-первых, в том факте, что это абсолютный тренд, и его неиспользование влечет за собой потери лояльной аудитории. Во-вторых, по данным исследования, запущенного авторитетной аналитической компанией Nielsen, современный человек, в среднем, 25% своего свободного и рабочего личного времени проводит в социальных сетях, т.е. 15 минут в каждом часу или 6 часов ежедневно [1]. Ни на одной другой коммуникационной площади «бизнес-потребитель» клиент не проводит времени больше: расходы человеческого внимания на традиционную рекламу составляют в среднем 30 секунд. Так, например, рекламный биллборд удерживает внимание не более 10 секунд, реклама, размещенная в лифте – 20-30 секунд, транспортная реклама – 1-2 минуты, в зависимости от длины, заметка в СМИ – не более 5 минут [2]. В-третьих, социальные медиа позволяют компании напрямую взаимодействовать с потребителем, без каких-либо посредников. В силу этого возрастает доверие к бренду. В-четвертых, в социальных сетях возрастает обратная связь, т.к. общее происходит в форме диалога.
Преимущества использования Social Media Marketing (SMM) в России прослеживается в данных о том, что россияне являются самыми активными пользователями социальных сетей в мире. Согласно отчету ComScore, российская интернет-аудитория в ноябре 2011 года составила 52,486 миллиона пользователей в возрасте старше 15 лет. В среднем каждый российский пользователь провел в ноябре в сети 24,5 часа и просмотрел около 2,73 тысячи веб-страниц [3].
Аудитория социальных сетей – это наиболее активная часть населения, обладающая высокой потребительской способностью. В социальных сетях есть реальная возможность мониторинга упоминаний, а также «вбросов» информации через агентов влияния или лидеров мнений (наиболее популярных пользователей соцсетей, имеющих максимальной число подписчиков и друзей). Кроме того, SMM важен при продвижении корпоративного сайта, т.к. способен увеличить приток посетителей, благодаря публикации ссылок.
Среди наиболее распространенных способов продвижения через социальные сети можно выделить, во-первых, ведение собственных страниц бренда, микроблога, а также создание групп, т.е. сообществ пользователей. Такие группы предполагают выделение как минимум одной единицы рабочего персонала, который будет вести этот проект, общаться с клиентами, генерировать контент, а также наполнять его информацией, косвенно касающейся вашей фирмы, однако являющей трендовой в соцсетях на данный момент времени. Так, например, если контент-менджер ведет страницу турагентства в социальной сети «Вконтакте», предложения о турах от компании необходимо чередовать с фото- и видео- материалами, практическими рекомендациями путешественнику, юмористическими историями, анекдотами. Универсальная формула контента заключается в публикации сообщений, удовлетворяющих критериям: полезно, интересно, смешно. Также ведение подобных групп актуально, например, для заведений общепита – здесь компания может принимать заказы, анонсировать новые блюда, отвечать на претензии и вести диалог с клиентами.
Во-вторых, к инструментам относиться внедрение в уже существующие популярные сообщества, однако этот инструмент имеет ограниченную сферу применения и требует больших материальных затрат. В-четвертых – это использование таргетированной рекламы, которая позволяет выбрать все параметры необходимой аудитории (пол, возраст, семейное положение, интересы, хобби). В-пятых, эффективным вариантом присутствия в социальных сетях является создание приложений и игр.
Среди недостатков SMM можно выделить большие затраты временных, интеллектуальных и материальных ресурсов. При решении вывести свой бизнес в социальные сети, необходимо учесть ряд рекомендаций. Во-первых, это необходимость в найме специального сотрудника, либо агентства, которые будут вести SMM-проекты. Персонал должен быть в курсе деятельности компании, всегда отвечать читателям, реагировать на критику, благодарить за положительные отзывы, поощрять участников регулярными конкурсными акциями и бонусами.
При грамотном подходе, продвижение бизнеса в социальных сетях будет иметь положительные результаты, однако, моментального увеличения продаж компании не последует. Ведение SMM-проектов – это, в первую очередь, создание имиджа и увеличение узнаваемости бренда, что со временем приводит к увеличению спроса на товары или услуги.
Библиографический список
- «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития», отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии. – М.: Издательство «Типография «Наука»», 2012.
- Алашкин П., Все о рекламе и продвижении в Интернете. – М.: Издательство «Литкон», 2012.
- Березин И. С., Маркетинговые исследования. – М.: Издательство «Юрайт», 2012.