Развитие информационных технологий является одним из наиболее важных направлений в мире использования информационных ресурсов. Под информационными технологиями подразумевается, прежде всего, технологии создания, обработки, управления информацией. Но также, в частности, IT-технологии связаны с разработкой и использованием вычислительной техники и программного обеспечения.
За последние десятилетия наблюдается быстрое и непрерывное развитие рынка программного обеспечения. Это связано с широким использованием компьютерной техники как юридическими, так и физическими лицами. Почти ежедневно на рынок поступают новые виды программного обеспечения и новые версии существующих программных продуктов.
Вопрос становления и развития легального рынка программного обеспечения очень актуален на данный момент. Мощный рост копирования и распространения нелицензионных программных продуктов стал одним из главных проблем рынка.
Как только число пользователей персональными компьютерами достигло такого уровня, что объемы платежеспособного спроса в сфере программного обеспечения стали представлять интерес для многих, а не только отдельных групп пользователей, нелегальное использование и распространение программного обеспечения стало набирать обороты.
Рынок программной продукции в России берет свое начало ещё с советских времён, когда возлагались большие надежды на развитие этой сферы.
Со временем, по мере увеличения компьютеров в семьях, ростом доходов, экономической стабильностью ситуация изменилась. И уже к началу нового тысячелетия стал наблюдаться бум продаж лицензионного программного обеспечения. Со временем вместе с выпуском новых версий ПО появлялось всё больше пиратских копий.
Исследования уровня пиратства 2011 Global Software Piracy Study, проведенного Ассоциацией производителей программного обеспечения (BSA) по всему миру выявили, что в 2011 году нелегального программного обеспечения было установлено на сумму более 3 миллиардов долларов. Уровень использования пиратского ПО в России составил 63 процента.[1]
Осенью 2012 года компания Microsoft подвела итоги очередной волны программы «Таинственный покупатель». Мониторинг проходил во всех регионах России, охватив около 3000 регулируемых торговых точек компьютерной розницы в 94 городах. В среднем по стране доля пиратских предложений продукта за последний год снизилась с 23,7% до 17,6%. В Приволжском ФО наиболее высокий уровень пиратских предложений ОС Windows был отмечен в Оренбурге (34%), Йошкар-Оле (33%), Чебоксарах (27%) и Кирове (27%). Наиболее низкий показатель зафиксирован в Саратове (3%), Казани (5%) и Ижевске (5%).[2]
Пиратская продукция зависит от многих факторов: высокая цена легального программного обеспечения, низкий и средний уровень доходов населения, слабый контроль над распространением медиа-продуктов в интернете, жёсткие меры полиции по отношению к розничным торговцам, сложный процесс лицензирования и т.д.
Прежде всего, это связано с высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения. Причём, сам продукт может иметь малую стоимость, а вот лицензионное соглашение обойдётся покупателю в крупную сумму.
Во многих странах легальное программное обеспечение является предметом роскоши. Так цена продукции Microsoft относительно местных доходов развивающихся стран в несколько раз выше, чем в пределах Соединённых штатов. Поэтому, пиратство, прежде всего, доминирует на рынках низкой и средней доходности и является, в основном, привилегией крупных компаний.
Продавцу гораздо выгоднее иметь дело с нелегальной продукцией, так как издержки от непроданного лицензионного товара, принадлежат торговцу, а не дистрибутору. Так, торговец подвергается меньшему риску, продавая дешёвую пиратскую продукцию, нежели он будет нести убытки от залежавшегося дорогого товара на складе.
В странах с низкой и средней доходностью существует также проблема слабой организации сбыта лицензионного программного обеспечения. Торговля лицензионными продуктами сгруппирована, в основном, поблизости крупных городов. Маленькие города либо недостаточно, либо совсем не обслужены.
Широкая популярность пиратских копий вызвала необходимость предусмотреть более сильные уголовные наказания и гражданско-правовые взыскания для нарушителя. Отрасли авторского права вкладывают значительный капитал в развитие кампаний против пиратства, куда входят различные отраслевые ассоциации, местные и национальные акты по принуждению, агентства по лицензированию, правительственные органы и многие другие.
Так, можно выделить такие антипиратские организации и ассоциации, как Business Software Alliance (BSA) – альянс разработчиков и издателей коммерческих программных средств, которую часто рассматривают как пропагандистский и юридически-охранный департамент корпорации Microsoft; Antipiratbyran – шведская антипиратская организация, создана Microsoft, Adobe, Sony, Time Warne; 1C – известный сторонник полицейско-карательных мер, направленных на насаждение и контроль выполнения законов копирайта; АПКП – ассоциация по противодействию компьютерным преступлениям и т.д.
United States Trade Representative – правительственное агентство США, занимающееся разработкой торгового законодательства США издает ежегодный Специальный отчет 301 (список 301). В этот список входят страны, не обеспечивающие эффективную правовую охрану интеллектуальной собственности. Так, Россия с 2000 года прочно вошла в этот список, как одна из стран, подвергающая американские компании миллиардным убыткам от пиратства в секторе ПО, музыки и кино. В 2012 году в список 301 вместе с Россией вошли 12 стран: Алжир, Аргентина, Канада, Чили, Китай, Индия, Индонезия, Израиль, Пакистан, Россия, Таиланд, Венесуэла.[3]
В России, как и в других странах, предпринимались попытки конкурировать с пиратскими копиями. Так, Microsoft предпринимало попытку уменьшить цены для развивающихся стран и финансово слабых регионов за счёт упрощения версий выпускаемого программного обеспечения. Например, Windows XP Starter Edition – сильно функционально ограниченная версия, где возможна одновременная работа только 3 приложений. Система не обладает сетевыми функциями, не поддерживает высокую разрешающую способность, а также не допускает использование более 512 мегабайт оперативной памяти или жёсткого диска объёмом более 120 гигабайт.[4] Но усилия производителей продать упрощённую версию не оправдались. Слабые характеристики, ограниченные возможности, умеренно уменьшенные цены не были в состоянии конкурировать с пиратскими версиями.
19% российских пользователей ПК не пользуются нелегальным программным обеспечением, боясь быть пойманными, и только 23% осознают незаконность пиратства и поэтому приобретают лицензионные продукты.[1]
К счастью, уровень пиратства в России из года в год постепенно снижается. В целом, легальный медиа-рынок расширился в основном из-за возрастающих доходов среднего класса и росту отечественных индустрии программирования и кино.
«В последние годы мы видим стабильное снижение уровня пиратства в России. Это говорит об успешности принимаемых мер. Очевидно, растет и осведомленность бизнеса, а также рядовых пользователей о тех рисках, которыми они подвергают себя в случае использования, включая хранение на персональных компьютерах, нелицензионного программного обеспечения. Российские власти прикладывают все больше усилий для совершенствования законодательства и развивают правоприменительную практику в партнерстве с некоммерческими организациями и правообладателями. В частности, в 2011 году впервые в России была применена практика «гражданских проверок», которая по эффективности не уступает традиционным методам борьбы с компьютерным пиратством», – отмечает Екатерина Громова, Председатель Российского комитета BSA.[1]
Но борьба с пиратством является крайне трудоёмкой, требующей большого количества времени, задачей. Некоторыми из решений являются прямые продажи программного обеспечения без посредников, упрощение процесса лицензирования, постоянное проведение проверочных мероприятий в отношении розничных точек, информирование всех заинтересованных лиц и организаций о возможности легализации своей деятельности путем заключения лицензионных договоров на право тиражирования и распространения программного обеспечения (при чём для государственных и учебных организаций существует множество отдельных, более дешёвых программ по лицензированию), замена платного программного обеспечения бесплатными альтернативными аналогами (например, замена Microsoft Office на OpenOffice.org), повышение осведомленности пользователей о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Особенное внимание следует уделить росту отечественной индустрии программирования.
Библиографический список
- Пресс-релиз BSA. http://portal.bsa.org/globalpiracy2011/
- Пресс-релиз Microsoft. http://ms4press.ru
- 2011 Special 301 Report. Office of the United States Trade Representative. April 2011.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Windows_XP