МАРТЬЯН А.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


МАРТЬЯН А.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/12/18930 (дата обращения: 18.04.2024).

В связи с изменениями в образовании, с введением стандартов третьего поколения, обучение становится более насыщенным информационными технологиями.

Понятие информационная технология означает процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).[2]

Перегрузка современного школьника в информационном плане говорит о том, что ему необходима помощь в отборе и подготовке информации необходимой для усвоения. При этом важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, выразить свое мнение по определенной проблеме. Одной из задач современного учителя является обучение учащихся использованию информационных технологий в процессе занятий по тематическому рисованию.

Рисование на темы – один из основных видов занятий по изобразительному искусству. Шорохов Е. В. писал, что в содержание тематического рисования входят: рисование по памяти; рисование по представлению определенных тем, сюжетов из окружающей жизни; иллюстрирование литературных произведений (сказок, басен, рассказов, стихотворений и т. д.)[3]

При помощи иллюстрирования учащиеся знакомятся с героями сказок, знакомятся с фольклором. Также в процессе обучения иллюстрированию учащиеся знакомятся с основами композиционной грамоты, развивают пространственное мышление, воображение и фантазию. Это наиболее творческий вид рисования, в процессе которого учащиеся работают над выбором сюжетов и решают сложные композиционные задачи.

Кузин В. С. говоря  о тематическом рисовании, делает акцент на том, что в процессе создания иллюстраций совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности предметов.[1] Также он утверждает, что важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, широко и творчески использовать художественно-выразительные средства (линию, тон, контрасты, ритм и т. п.), уметь дать образную характеристику персонажей, показать их смысловую взаимосвязь.

Важным моментом в изучении иллюстрирования с помощью информационных технологий является ознакомление учащихся с наследием искусства иллюстрации с помощью интернет источников. Благодаря использованию Интернета можно развить в них эстетическое восприятие мира, укрепить знания в средствах композиции, а это является одной из главных задач изобразительного искусства.

Активизация знаний по изобразительному искусству на уроках по иллюстрированию может осуществляться при помощи следующих инструментов: изображений из сети интернет, сайтов, видео, аудиозаписей, презентаций в программе Power Point, графических редакторов(Adobe Photoshop).

Например, проводя занятия по иллюстрированию, преподаватель объясняет определение ритма в композиции. Учитель поясняет, что динамичный ритм задается вертикальными линиями или пятнами, так же как спокойный изображается художником спокойными горизонтальными линиями. Учащиеся по заданию ищут на предложенных учителем сайтах иллюстрации советских художников Лебедева В. В., Чарушина Е. И. и пытаются определить данные виды ритма в композиции.

В сети интернет находится огромное количество сайтов, которые способны предоставить учащимся полезную информацию для подготовки к занятиям по иллюстрированию. Проанализировав существующие сайты, хочется выделить следующие:

http://www.bookgrafik.ru/на сайте представлена книжная графика – большое количество оригинальных работ отечественных художников, принадлежащих к двум основным художественным школам книжной графики – московской и петербургской. К их числу относятся широко известные мастера – Митурич М., Маврина Т. А., Дувидов В. А., Елисеев А., Скобелев М., Лемкуль Ф., Токмаков Т., Остров С.

http://bigmag.net// – журнал о современной книжной иллюстрации «BIGmag» или «Big Magazine». Здесь представлены различные направления дизайна, иллюстрации, фотографии, музыки, стрит-арта и других современных течений. Чтобы прочитать журнал, достаточно просто скачать его на свой компьютер. Каждый номер посвящен единой теме, в рамках которой  говорят о самых интересных авторах и проектах.

После поиска иллюстраций и информации на предложенных сайтах, после выполнения вышеупомянутого задания учащиеся могут использовать данную информацию для подготовки доклада о любимом иллюстраторе, а так же рассказ приготовленных докладов можно совместить с показом презентации в программе Power Point.

 Power Point – программа для составления и демонстрации презентаций, позволяющая объединять графическую информацию с текстом, звуком анимацией.[4]

Создание мультимедийных презентаций увлекательный процесс не только для педагога, но и для учащихся. Практически все учащиеся владеют графическими программами и охотно откликаются на предложение выполнить творческое мультимедийное задание.

Показ презентаций может быть полезен в изучении иллюстрирования, так как именно в этой программе можно осуществить эффектный показ композиционных схем, наглядных материалов, заданий на закрепление материала.

После создания презентаций учащие занимаются созданием персонажей любимого произведения в программе Photoshop.

Adobe Photoshop – графический редактор, представляющий собой специализированное инструментальное средство, предназначенное для обработки растровых изображений. По своим функциональным и эксплуатационным возможностям Adope Photoshop является, пожалуй, самой совершенной среди аналогичных программ обработки растровой графики и пользуется заслуженным успехом в среде компьютерных дизайнеров.[4]

Среди достоинств этой программы можно выделить следующие:

1. Высокое качество обработки изображений.

2. Удобство и простота в эксплуатации.

3. Богатые возможности, позволяющие выполнять любые мыслимые операции по созданию и обработке изображений.

4. Широкие возможности по автоматизации обработки растровых изображений, базирующиеся на использовании сценариев.

5. Современный механизм работы с цветовыми профилями, допускающий их внедрение в файлы изображений с целью автоматической коррекции цветовых параметров при выводе на печать для разных устройств.

6. Обширный набор команд фильтрации, с помощью которых можно создавать самые разнообразные художественные эффекты.

Таким образом, на уроках по иллюстрированию необходимо применять информационные технологии. Это значительно обогащает образовательный процесс и делает его более доступным и интересным. Учитель должен выступать проводником в мире информационных технологий, его главная задача научить учащихся использовать информационные технологии для развития воображения, эстетического вкуса, композиционного мышления у детей. Но использование информационных технологий на уроках по изобразительному искусству осуществляется не на сто процентов, так как это сложный процесс соединения компьютерных технологий и изобразительной деятельности, которые в итоге раскрывают практическую значимость изучаемого материала, давая возможность учащимся проявить оригинальность, фантазию и творческие способности.  


Библиографический поиск

1.     Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.

2.     Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008. – 314 с.

3.     Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1975. – 72 с.

4.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Nastya Martian»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация