Педагогическое обеспечение профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях школьной жизнедеятельности ставит перед нами достаточно сложную диагностическую задачу: не столько традиционной оценки «состояния» профессионально-нравственного саморазвития учителя, сколько оценки тех «изменений», которые произошли за определенный наблюдаемый период времени под влиянием специальным образом организованных условий. Для нас важно не то, сколько и каких знаний приобрел учитель и какими умениями овладел, а то, в какой степени педагогическая помощь оказала влияние на формирование целостности его профессионально-нравственной позиции, уровня и динамики профессионально-нравственного саморазвития как основы продуктивной профессионально-педагогической деятельности. Возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей (критериев и показателей) профессионально-нравственного саморазвития учителя и динамики их изменений в процессе педагогического обеспечения и разработать процедуру оценки его эффективности.
Результатирующим комплексным критерием эффективности педагогического обеспечения профессионально-нравственного саморазвития учителя (специальным образом организованной учебно-познавательной профессиональной деятельности учителя) может стать уровневая динамика такого саморазвития. В свою очередь, в качестве показателя уровня профессионально-нравственного саморазвития учителя может выступать комплекс профессионально-нравственных качеств и умений учителя, проявляющихся (и зафиксированных) в процессе педагогического обеспечения.
С диагностических позиций этот комплекс операционально можно представить в виде совокупности трех компонентов: ценностно-самоактуализирующего, ценностно-когнитивного и ценностно-деятельностного, отражающих соответствующие профессионально-нравственные качества и умения учителя.
Ценностно-самоактуализирующий компонент отражает сформированный интерес и устойчивость личностной ориентации к профессионально-нравственному саморазвитию под влиянием реализуемых в школе соответствующих условий.
Ценностно-когнитивный компонент в основном формирующийся в организованном процессе профессионального образования и самообразования, представляет собой процесс и результат совершенствование учителем своих аксиологических знаний как основы актуализации своих индивидуальных особенностей на освоение и закрепление на практике новых способов действий.
Ценностно-деятельностный компонент отражает уровень включенности учителя в процесс профессионально-нравственного саморазвития и овладения им соответствующими умениями, приемами, позволяющими выявлять в своей работе положительные стороны и недостатки, анализировать и сравнивать достигнутые результаты с профессионально-нравственными целями и задачами, реально осознавать свои профессиональные возможности. Это непосредственно связано с интеллектуальной, личностной и межличностной рефлексией.
Развитие перечисленных компонентов, формируемых под влиянием применяемых в школе условий на основе специально организованного и самостоятельного познания, умения решать творческие задачи, обеспечения взаимодействия интеллектуальной и личностной рефлексии в их единстве и взаимосвязи, составляет процесс и результат, отражающий последовательность, динамику продвижения учителя к более высокому уровню профессионально-нравственного саморазвития.
С учетом выше обозначенных принципиальных операционально-методических позиций, процедура оценки эффективности педагогического обеспечения профессионально-нравственного саморазвития учителя включает в себя три взаимосвязанные методики оценки, различающиеся по характеру направленности, оперативности и структуре оценки:
1. Оперативная методика экспертной оценки отдельных аспектов процесса профессионально-нравственного саморазвития педагога (знаний, умений) на занятиях, играх, тренингах, выступлениях, дискуссиях, конкурсах и т.п.
2. Сравнительная методика рефлексивной оценки (самооценки) динамики уровня профессионально-нравственного саморазвития педагога на «входе» и «выходе», то есть в начале и в конце наблюдаемого периода.
3. Методика оценки учителями, применяемых в процессе педагогического обеспечения в школе соответствующих мер и условий.
При этом основной методикой оценки эффективности системы педагогического обеспечения профессионально-нравственного саморазвития учителя является методика рефлексивной оценки (самооценки) уровневой динамики профессионально-нравственного саморазвития педагога (на «входе» и «выходе», то есть в начале и в конце наблюдаемого периода).
В рамках выше представленных методик использовались как общепедагогические формы и методы оценки (метод заданий, наблюдений, различные виды контроля), так и специальные формы, методы оценки (социолого-педагогическое анкетирование, тестирование и пр.), адекватные задача оценивания эффективности профессионально-нравственного саморазвития учителя в школе. При этом непосредственно и конкретно поддаются наблюдению и оперционализации следующие наиболее важные направления:
- структура профессионально-нравственной мотивации, направленность на саморазвитие;
- структура, уровень профессионально-нравственных проблем, затруднений учителя и их динамика;
- приращение профессионально-нравственных знаний и умений;
- удовлетворенность процессом обучения и самообучения, результатами профессионально-нравственного саморазвития;
- удовлетворенность условиями профессионально-нравственного саморазвития;
- степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.
Для определения результативности процесса педагогического обеспечения профессионально-нравственного саморазвития учителя наиболее целесообразными оказались такие методы сбора первичной инофрмации как: анкеты – мониторы и тестовые задания. Мониторинговую субъективно-значимую роль выполняют анкеты – мониторы (тесты-вопросники). Это своеобразный самоанализ, саморефлексия учителя своих продвижений, своей мотивационной сферы, профессиональных затруднений, уровня компетенций и пр. Опыт показал, что все они не только выполняют контролирующую и информационную функцию, но и способны стимулировать учителя к поиску творческих подходов к самопознанию и саморазвитию.
Итак, оперативная методика экспертной оценки отдельных аспектов процесса профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях педагогического обеспечения этого процесса осуществляется на основе следующих методов и форм реализации:
- наблюдения за поведением учителей в процессе деловой игры, выполнения задания, обсуждения творческих разработок, диалога и т.п.
- фиксирования профессионально-нравственных элементов поведения, которые они проявляли при выполнении этих заданий;
- заполнения протоколов наблюдения и фиксирование в баллах («переменных»);
- анализа интересов учителей по занятиям, которые их интересовали, и компетенциям, которые они проявляли в ходе этих занятий;
- анализа активности (увеличение количества задаваемых вопросов, частота выступлений внутри учебных микрогрупп и на общегрупповом занятии и дискуссиях).
- подведения итогов, анализ основных затруднений и их причин;
- определения перспектив дальнейшей работы каждого учителя на основе сотрудничества и сотворчества (проектирование индивидуальных планов).
Вся полученная информация систематизируется, анализируется организаторами, что позволяет составить представление о личности конкретного педагога как профессионала, его потребностях и затруднениях, особенностях и возможностях дальнейшего профессионально-нравственного роста. Эта информация позволяет выстраивать стратегию и тактику педагогического взаимодействия: открытого диалога, сотрудничества или сотворчества, создает условия для комфортного (адекватного) взаимопонимания, доверия и формирования необходимого стиля делового общения, что составляет психолого-педагогическую и методическую основу критериально-ориентированного профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях профессионального взаимодействия