Постановка проблемы. В современной системе образования все больше становятся распространенными мониторинговые исследования, однако интерпретация самого термина “мониторинг” является неоднозначной. Понимание, ввод и организация мониторинговых исследований профільного обучения на разных уровнях является новацией в образовании Украины, потому нуждается в основательном, всестороннем изучении. Важно выяснить, какими являются основные требования к проведению образовательного мониторинга в условиях профильной учебы, а также его задание, направления, функции.
Анализ последних исследований. На сегодняшний день в Украине проводятся специальные исследования в области научно-методического сопровождения мониторинга профильного общеобразовательного учебного заведения (ПОУЗ). В целом термин “мониторинг” происходит от monitor(лат. – предупреждающий) и monitoring(от англ. – контроль). В последние десятилетия ХХ века он является предметом научного обоснования в педагогической отрасли ( труды Б. Бодрякова, Н. Вербицкова, Г. Єльниковой, Є. Заики и др.).
Обобщая научные интерпретации понятия “образовательный мониторинг” можем отметить, что он осмыслевается как форма организации, сбора, обрабатывания и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование развития. Иначе говоря - это комплекс процедур наблюдения, текущего оценивания важных превращений профильной учебы в образовательной системе, а также устремление этих превращений на достижение определенных параметров развития исследуемого объекта.
Целью статьи является обоснование технологии научно-методического сопровождения мониторинга профильного общеобразовательного учебного заведения.
Изложение основного материала исследования. С целью изучения состояния развития ПОУЗ, создания целостной социальнопедагогической системы подготовки их руководителей в системе последипломного образования (ПО), а соответственно – обновление структуры, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в старшей школе был проведен (2007-2011 гг.) научно-методический мониторинг, который содержит этапы, : нулевой (2007 -2008 гг.), промежуточный (2008-2009 гг.), итоговый (2009 – 2010 гг.), конечный (2011-2012 гг.) [2].
Научно-методическим мониторингом была предусмотрена реализация ряда заданий, а именно [1]: осуществить теоретический анализ проблемы развития профессиональной компетентности руководителей ПОУЗ в контексте организации допрофильного и профільного обучения в заведениях образования разных типов; определить оптимальные формы организации допрофильной подготовки и профильной учебы в заведениях образования области, Украины; разработать модели оценивания качества работы школы по вопросам внедрения профильного образования старшеклассников; обобщить региональный опыт внедрения профильной учебы; разработать рекомендации для заведений ПО и системы общего среднего образования региона относительно организации допрофильної подготовки и профильной учебы в старшей школе [4].
Методы и формы подготовки проведения научно-методического мониторинга были такими: областные (районные, городские) научно-практические конференции, Интернет-конференции, областные (районные, городские) научно-методические, научно-практические, инструктивно-методические семинары, семинары-практикумы, курсы повышения квалификации.
Научно-методический мониторинг проводился на трех уровнях: областном, районном (городском) и на уровне ПОУЗ. Реализация мониторинга осуществлялась в таких направлениях: организационном, научно-информационном, экспериментальном, инновационном, научно-практическом, аналитическом [2].
Организационное направление предусматривало такие мероприятия: информирование ПО, ОУЗ о проведении мониторинга профильного образования; образование временных творческих коллективов, которые будут работать сообща.
Научно-информационный направление заключалось в: подготовке научно – методических материалов для проведения мероприятий в пределах осуществления мониторинга; создании серии изданий по вопросам профильной учебы старшеклассников; проведении научно-методических семинаров на темы ,,Организация профильной учебы в ОУЗ”, Интернет-конференции ,,Научно-методическое сопровождение организации профильной учебы в старшей школе”; организации работы специальных курсов для директоров ОУЗ и их заместителей.
Экспериментальное направление реализовалось в пределах региональной
экспериментально-опытной работы по проблеме,,Мониторинговое, научно-методическое и организационное сопровождение процесса модернизации общего среднего образования в Винницкой области”.
Содержание инновационного направления : организация работы творческих
групп для разработки модели организации допрофильной и профильной учебы в УОЗ области с учетом особенностей региона; из определения оптимальных форм организации профильной учебы в общеобразовательных учебных заведениях каждого района (города) области; из разрабатывания модели оценивания работы общеобразовательного учебного заведения относительно организации профильной учебы; разрабатывание и апробация инструментария мониторинга качества профильной учебы в старшей школе; разрабатывание и апробация инструментария для выявления профильных наклонностей учеников и образовательной конъюнктуры.
Научно-практическое направление предусматривало такую деятельность: организация и проведение дней анализа и регуляции в районах области; проведение мониторинга качества профильной учебы в старшей школе; проведение диагностических исследований выявления профильных наклонностей учеников, образовательной конъюнктуры и прогнозирования спроса на профессии; проведение индивидуальных консультаций в Интернет-режиме проблем функционирования профильной старшей школы и научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в классах с допрофильной и профильной учебой; изучение опыта работы ОУЗ области и Украины по вопросам внедрения допрофильной и профильной учебы.
Аналитическое направление реализации мониторинга предусматривало проведение такой работы : создание базы данных ОУЗ относительно внедрения допрофильной и профильной учебы (по направлениям и профилям); обобщение результатов мониторинга качества профильной учебы в старшей школе; создание модели организации допрофильной и профильной учебы в ОУЗ Винницкой области; включение модели (протокола) оценивания работы ОУЗ относительно организации профильной учебы в Программе развития образования в Винницкой области; обобщение регионального опыта организации профильной учебы в общеобразовательной школе; подготовка изданий по вопросам организации допрофильной и профильной учебы в ОУЗ, соответствующего научно-методического и психолого-педагогического сопровождения; разрабатывание рекомендаций для ОУЗ и заведений системы общего образования относительно организации профильной учебы в старшей школе.
Фактические показатели состояния внедрения профильной учебы в Винницкой области имеют существенное расхождение с прогнозируемыми показателями на время принятия Концепции профильной учебы в старшей школе (в 2003 г.), и это объективно объясняется не только трудностями самого процесса прогнозирования, но и недостаточным объемом финансирования рабочих учебных планов (выделение средств на реализацию профильной учебы в однокомплектных школах сельской местности), недостающим уровнем материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса в профильной школе. Кроме того, происходит переориентация сетевой организации системы общего среднего образования на создание районных и школьных образовательных округов, наблюдается тенденция увеличения спроса учеников, их родителей на получение полного общего среднего образования в классах универсального профиля.
В ОУЗ региона заметная тенденция к открытию профильных классов естественно-математического и общественно – гуманитарного (филологического)
направлений учебы. В 2007- 2008 учебном году создания значительного количества классов общественно-гуманитарного направления обусловило увеличение сети профильных классов. К сожалению, такой выбор обозначен не на ориентацию учеников относительно продолжения учебы в соответствующем ВУЗе (по статистике большинство выпускников классов с общественно-гуманитарным профилем учебы являются абитуриентами ВУЗа других профилей), а отсутствием материально-технической базы для преподавания предметов естественно-математического направления, в частности отсутствием современных классов-лабораторий для изучения физики, химии, биологии и тому подобное.
Кроме того, субъективными факторами такой ситуации можно считать формальный подход местных органов управления образованием к организации профильной учебы (обязательные требования к открытию профильного класса в однокомплектной сельской школе) и относительную легкость учебы в гуманитарных классах для учеников с начальным и средним уровнями учебных достижений [4].
Нами проведено анкетирование этой возрастной группы с целью определения соответствия действующей сети профильных классов потребностям учеников. Анкетированием были охвачены 564 ученика 10-х классов и 510 учеников 11-х классов 49 ОУЗ, их родителей, 537 учителей, 78 руководителей ОУЗ Винницкой и других областей.
Результаты анкетирования свидетельствуют о несформированности у учеников старших классов профильной мотивации, несостоятельность или случайность определения ими профессиональных намерений. Одновременно и ОУЗ еще недостаточно направляют молодежь к будущей профессиональной деятельности, а потому 33,6%% учеников не готовы к сознательному выбору и овладению профессией.
Проведение промежуточного мониторинга следующего этапа постепенного развития профильного образования в регионе, определении пакета нерешенных на практическом уровне вопросов относительно постоянного функционирования профильной старшей школы, необходимость создания системы централизованной и эффективной координации научно-методического сопровождения допрофильной и профильной учебы методическими службами районов и городов области обусловило создание системы мониторинга качества ввода профильной учебы в старшей школе региона. Целью промежуточного мониторингового исследования определено изучение состояния ввода профильной учебы для проектирования его оптимальной модели в каждом районе(городе) области и в регионе в целом [1; 4].
Аналитическая работа в пределах мониторинга проводилась по определенным направлениям, а именно: анализ сети классов по допрофильной и профильной учебе; ввод отдельных учебных профилей и направлений профилирования; анализ результатов государственной итоговой аттестации в профильной старшей школе; исследование влияния, расширения сети профильных классов на выбор учениками профильных предметов для прохождения государственной итоговой аттестации по курсу полного общего среднего образования; исследование зависимости между качеством кадрового состава учителей и сетью классов с допрофильной (профильной) учебой [1;3].
В ходе промежуточного мониторинга 2008-2009 года были использованы данные мониторинга 2007 года, который проводился с целью содействия созданию эффективной образовательной среды, оптимальных условий для профилирования старшей школы. Исследование было направлено на выяснение общественной и педагогической мысли относительно влияния на качество профильной учебы разных форм его организации, проблем, которые возникают в процессе организации допрофильной подготовки и профильной учебы непосредственно в учебном заведении, а также выявления самых эффективных способов реализации заданий ввода профильной учебы в старшей школе.
В пределах этого исследования проводилось анкетирование руководителей ОУЗ Винницкого региона, учеников 11-х классов и их родителей. Опрос 129 руководителей ОУЗ (из них 67 – городских общеобразовательных учебных заведений и 62 – ОУЗ сельской местности) позволило сделать определенные выводы. В 66% ОУЗ, руководители которых взяли участие в опросе, допрофильная подготовка учеников начинается в 8-9-х классах в соответствии с положениями Концепции профильного обучения в старшей школе. Только учебные заведения для одаренной молодежи (гимназии, специализированные школы с углубленным изучением предметов) начинают готовить детей к профильному обучению с 5-го и 1-го классов соответственно.
Подавляющее большинство респондентов считают, что начинать эту работу в общеобразовательной школе стоит с 5-го класса (27%), с 6-7-го(21%) или с 8-го класса (33%). Проводить допрофильну подготовку с 1-го класса предложили 13% опрашиваемых, что, по нашему мнению, является противоречивым. Хоть понятно, что в специализированных школах углубленное изучение отдельных предметов (например, иностранного языка, предметов художественно-естетического цикла) происходит с начала учебы, то есть с 1-го класса.
С целью выявления склонности и заинтересованности учеников в изучении определенных предметов, сознательного выбора ими профиля учебы в старшей школе в ОУЗ внедряются разные формы допрофильной подготовки. Так в 72,1% школы работают факультативы, предметные кружки, научные общества, в 55,8 % – специальные курсы, углублено изучают предметы в 48,8% ОУЗ. Директора ПОУЗ одинаково оценивают эффективность всех этих форм организации учебы, не предоставляя преимущества ни одному.
Для принятия решения относительно ввода в учебном заведении определенного профиля для директора важным является: результаты диагностики склонностей и интересов учеников (26,4%), образовательные запросы родителей старшеклассников (24,8%), профессиональная, методическая и психологическая готовность учителей к преподаванию профильных предметов(21,7%), имеющийся опыт организации учебы по определенному профилю (15,5%%), научно-методическое обеспечение и сопровождение профильного образования (10,9 %). К тому же в процессе комплектования классов с профильной учебой в первую очередь учитывают: мотивацию учеников (41,1%), направление их допрофильной подготовки (27,9 %), желания родителей (16,3 %).
Гораздо меньше влияют на формирование профильных классов рекомендации учителів-предметников (7,0%), уровень учебных достижений учеников дисциплин, которые ведут к избранному профилю учебы (3,9%), результативность участия школьников в предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах (3,9 %).
Основными проблемами в организации профильной учебы в старшей школе руководители ОУЗ назвали неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение, поскольку теперь отсутствующие учебники по профильным предметам и низкий уровень организационной помощи со стороны местных органов управления образованием. К сожалению, только 6,2 % опрошенных усматривают возникновение проблем в вводе профильной учебы в неподготовленность или несостоятельность учителей качественно выкладывать профильный предмет. Только 3,1% респондентов считают необходимым условием организации эффективной профильной учебы наличие современной материально-технической базы.
На итоговом этапе мониторингового исследования 2009 – 2010 года изучали состояние качества внедрения профильной учебы. В исследовании состояния качества внедрения профильной учебы в ОУЗ участвовали 695 учеников 11-х классов (из них: 378 ученики городских школ и 317 ученики учебных заведений сельской местности) и родители 724 учеников 11-х классов (из них: 368 родителей учеников учебных заведений городов области и 356 – школ сельской местности). Результаты анкетирования выявили в основном позитивное отношение учеников 11-х классов и их родителей к качеству внедрения профильной учебы в старшей школе. Старшеклассники (53,6%) и их родители (55,1%) считают профилирование актуальным и необходимым условием развития учебно-познавательных интересов, способностей и потребностей учеников в процессе их общеобразовательной подготовки и профессиональному самоопределению.
Большинство опрошенных учеников и родителей довольные уровнем преподавания профильных дисциплин в школе. Однако старшеклассники (62,9%) и их родители(53,5 %) отметили, что не имели возможности изменить профиль по желанию, что противоречит основным принципам, на которых основывается профильная учеба, в частности принципу гибкости. Только 44,7 % выпускников владеют информацией о ВУЗе региона и условия вступления в них. О рынке труда региона, основных тенденциях его развития знают лишь 22,7 % учеников и 31 % родителей. Это позволило сделать вывод о том, что во время организации профильной учебы в старшей школе не обеспечены перспективные связи между общим средним и профессиональным образованием, которое является одним из заданий профильной учебы в старшей школе в соответствии с Концепцией профильной учебы в старшей школе, новая редакция (приказ МОУ от 11.09.2009 г. № 854).
Следующий конечный этап научно-методического мониторинга был проведен (октябрь 2010 года – декабрь 2011 года) в Винницком регионе с целью анализа сетевого взаимодействия учебных заведений в системе профильного обучения для определения реального состояния оптимизации образовательной сети. По итогам исследования была составлена аналитическая справка (кореляциооный анализ), материалы которой предоставили возможность в дальнейшем провести педагогический эксперимент в регионе.
Вывод. Результаты исследования отметили, что сегодня качество ввода профильной учебы в заведениях системы общего среднего образования региона в первую очередь основывается на реальных (чаще всего, крайне недостаточных) возможностях его ресурсного обеспечения (кадрового, учебно-методического, материально-технического, финансового). Проблемным вопросом на общегосударственном и региональном уровнях остается обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими комплексами, которые должны содержать не только программы для базовых, профильных и специальных курсов, но и учебники, методические пособия и средства учебы. Способы решения выявленных проблем на уровне ПОУЗ видим в создании системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в классах допрофильной подготовки и профильной учебы, устремление работы администрации и педагогических коллективов на обеспечение условий для профессионального самоопределения выпускников школ, формирования у них жизненных компетенций, способности адаптироваться в социуме. В комплексном подходе нуждаются вопросы качества и результативности профильного образования, повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Одним из весомых факторов в решении этих заданий есть действенное развитие интеграционных процессов в системе,,ОУЗ-ВУЗ”.
Библиографический список
- Василенко Н.В. Подготовка педагогов к профильной учебе средствами дистанционного образования / Н. В. Василенко // Регионы знаний : Украина в европейском пространстве образования – науки – инноваций для левитации и процветания территорий : междунар. форум, Тернополь, 26-27марта 2010 г. – Т., 2010. – С. 15.
- Вольянськая С.Е. Профильная старшая школа : програм.- целевые проекты / С. Е. Вольянськая // Программно-целевые проекты : (из опыта работы Харьков. региона) / под ред. Л. Д. Покроевой. – Х., 2007. – С. 64-74.
- Пидласый А.И. Диагностика и экспертиза педагогических проектов : уч. пос. / А. И. Пидласый. – К. : Украина, 1998. – 343 с.
- Шевченко Н.В. Мониторинг качества общего среднего образования : программно-целевой проект / Н. В. Шевченко // Программно-целевые проекты : (из опыта работы Харьков. региона) / под ред. Л. Д. Покроевой. – Х. : ХОНМИБО, 2007. – С. 87-94.