НОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ УКРАИНЫ: ПОНИМАНИЕ, ВВОД И ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Василенко Надежда Владимировна
Винницкий областной институт последипломного образования педагогических работников
к. пед. наук, доцент кафедры методологии и управления образованием, Заслуженный учитель Украины

Аннотация
В статье раскрыта суть образовательного мониторинга, его разновидности и функции. Рассмотрены основные направления работы педагогических работников, которые проводят мониторинг в общеобразовательном учебном заведении.

Ключевые слова: мониторинг, образовательный мониторинг, профильное обучение


INNOVATIONS IN EDUCATION OF UKRAINE: UNDERSTANDING, INPUT AND MONITORING RESEARCH ORGANIZATION SPECIALIZED EDUCATION AT DIFFERENT LEVELS OF MANAGEMENT

Vasilenko Nadezhda Vladimirovna
Vinnytsia Regional Institute of Education of teachers
kand. ped.nauk (Ph.D.), assistant professor of methodology and management of education, Honored Teacher of Ukraine

Abstract
In the article the aspects of the educational monitoring are exposed his conduct monitoring in general educational establishment are considered.

Keywords: educational monitoring


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Василенко Н.В. Новации в образовании Украины: понимание, ввод и организация мониторинговых исследований профильного обучения на разных уровнях управления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/11/18759 (дата обращения: 11.04.2024).

Постановка проблемы. В современной системе образования все больше становятся распространенными мониторинговые исследования, однако интерпретация самого  термина “мониторинг” является неоднозначной. Понимание, ввод и организация мониторинговых исследований  профільного обучения  на разных уровнях является новацией в образовании Украины, потому нуждается в основательном, всестороннем изучении. Важно выяснить, какими являются основные требования к проведению образовательного мониторинга в условиях профильной учебы, а также его задание, направления, функции.

Анализ последних исследований. На сегодняшний день в Украине проводятся специальные исследования в области научно-методического сопровождения мониторинга профильного общеобразовательного  учебного заведения (ПОУЗ). В целом термин “мониторинг” происходит от monitor(лат. – предупреждающий) и monitoring(от англ. – контроль). В последние десятилетия ХХ века он является предметом научного обоснования в педагогической отрасли ( труды Б. Бодрякова, Н. Вербицкова, Г. Єльниковой, Є. Заики и др.).

Обобщая научные  интерпретации  понятия “образовательный мониторинг” можем отметить, что он осмыслевается как форма организации, сбора, обрабатывания и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывное отслеживание  ее состояния и  прогнозирование развития. Иначе говоря -  это комплекс процедур наблюдения, текущего оценивания важных превращений профильной учебы в  образовательной системе, а также устремление этих превращений на достижение определенных параметров развития исследуемого объекта.

Целью статьи является обоснование технологии научно-методического сопровождения мониторинга профильного общеобразовательного учебного заведения.

Изложение основного материала исследования. С целью изучения состояния развития ПОУЗ, создания целостной социальнопедагогической системы подготовки их руководителей в системе последипломного образования (ПО), а соответственно – обновление структуры, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в старшей школе был проведен (2007-2011 гг.) научно-методический мониторинг, который содержит этапы, : нулевой (2007 -2008 гг.), промежуточный (2008-2009 гг.), итоговый (2009 – 2010 гг.), конечный (2011-2012 гг.) [2].

Научно-методическим мониторингом была предусмотрена реализация ряда заданий, а именно [1]: осуществить теоретический анализ проблемы развития профессиональной компетентности руководителей ПОУЗ в контексте организации допрофильного и профільного обучения в заведениях образования разных типов; определить оптимальные формы организации допрофильной подготовки и профильной учебы в заведениях образования области, Украины; разработать модели  оценивания качества работы школы по вопросам внедрения профильного образования старшеклассников; обобщить региональный опыт внедрения профильной учебы; разработать рекомендации для заведений ПО и системы общего среднего образования региона относительно организации допрофильної подготовки и профильной учебы в старшей школе [4].

Методы и формы подготовки проведения научно-методического мониторинга были такими: областные (районные, городские) научно-практические конференции, Интернет-конференции, областные (районные, городские) научно-методические, научно-практические, инструктивно-методические семинары, семинары-практикумы, курсы повышения квалификации.

Научно-методический мониторинг проводился на трех уровнях: областном, районном (городском) и на уровне ПОУЗ. Реализация мониторинга осуществлялась в таких направлениях: организационном, научно-информационном, экспериментальном, инновационном, научно-практическом, аналитическом [2].

Организационное направление  предусматривало такие мероприятия: информирование ПО, ОУЗ о проведении мониторинга  профильного образования; образование временных творческих коллективов, которые будут работать сообща.

Научно-информационный направление заключалось в: подготовке научно – методических  материалов для проведения мероприятий в пределах осуществления мониторинга; создании серии изданий по вопросам профильной учебы старшеклассников; проведении научно-методических семинаров на темы ,,Организация профильной учебы в ОУЗ”, Интернет-конференции ,,Научно-методическое сопровождение организации профильной учебы в старшей школе”; организации работы специальных курсов для директоров ОУЗ и их заместителей.

Экспериментальное направление реализовалось в пределах региональной

экспериментально-опытной работы по проблеме,,Мониторинговое, научно-методическое и организационное сопровождение процесса модернизации общего среднего образования в Винницкой области”.

Содержание инновационного направления : организация работы творческих

групп  для разработки модели организации допрофильной и профильной учебы в УОЗ области с учетом особенностей региона; из определения оптимальных форм организации профильной учебы в общеобразовательных учебных заведениях каждого района (города) области; из разрабатывания модели оценивания работы общеобразовательного учебного заведения относительно организации профильной учебы; разрабатывание и апробация инструментария мониторинга качества профильной учебы в старшей школе; разрабатывание и апробация инструментария для выявления профильных наклонностей учеников и образовательной конъюнктуры.

Научно-практическое направление предусматривало такую деятельность: организация и проведение дней анализа и регуляции в районах области; проведение мониторинга качества профильной учебы в старшей школе; проведение диагностических исследований  выявления профильных наклонностей  учеников, образовательной конъюнктуры и прогнозирования спроса на профессии; проведение индивидуальных консультаций в Интернет-режиме  проблем функционирования профильной старшей школы и научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в классах с допрофильной и профильной учебой; изучение опыта работы ОУЗ области и Украины по вопросам внедрения допрофильной и профильной учебы.

Аналитическое направление реализации мониторинга предусматривало проведение такой работы : создание базы данных ОУЗ относительно внедрения допрофильной и профильной учебы (по направлениям и профилям); обобщение результатов мониторинга качества профильной учебы в старшей школе; создание модели организации допрофильной и профильной учебы в ОУЗ Винницкой области; включение модели (протокола) оценивания работы ОУЗ относительно организации профильной учебы в Программе развития образования в Винницкой области; обобщение регионального опыта организации профильной учебы в общеобразовательной школе; подготовка изданий по вопросам организации допрофильной и профильной учебы в ОУЗ, соответствующего научно-методического и психолого-педагогического сопровождения; разрабатывание рекомендаций для ОУЗ и заведений системы общего образования относительно организации профильной учебы в старшей школе.

Фактические показатели состояния внедрения профильной учебы в Винницкой области имеют существенное расхождение с прогнозируемыми показателями на время принятия Концепции профильной учебы в старшей школе (в 2003 г.), и это объективно объясняется не только трудностями самого процесса прогнозирования, но и недостаточным объемом финансирования рабочих учебных планов (выделение средств на реализацию профильной учебы в однокомплектных школах сельской местности), недостающим уровнем материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса в профильной школе. Кроме того, происходит переориентация сетевой организации системы общего среднего образования на создание районных и школьных образовательных округов, наблюдается тенденция увеличения спроса учеников, их родителей на получение полного общего среднего образования в классах универсального профиля.

В ОУЗ региона заметная тенденция к открытию профильных классов естественно-математического и общественно – гуманитарного (филологического)

направлений учебы. В 2007- 2008 учебном году создания значительного количества классов общественно-гуманитарного направления обусловило увеличение сети профильных классов. К сожалению, такой выбор  обозначен не на ориентацию учеников относительно продолжения учебы в соответствующем ВУЗе (по статистике большинство выпускников классов с общественно-гуманитарным профилем учебы являются абитуриентами ВУЗа других профилей), а отсутствием материально-технической базы для преподавания предметов естественно-математического направления, в частности отсутствием современных классов-лабораторий для изучения  физики, химии, биологии и тому подобное.

Кроме того, субъективными факторами такой ситуации можно считать формальный подход местных органов управления образованием к организации профильной учебы (обязательные требования к открытию профильного класса в однокомплектной сельской школе) и относительную легкость учебы в гуманитарных классах для учеников с начальным и средним уровнями учебных достижений [4].

Нами проведено анкетирование этой возрастной группы с целью определения соответствия действующей сети профильных классов потребностям учеников. Анкетированием были охвачены 564 ученика 10-х классов и 510 учеников 11-х классов 49 ОУЗ, их родителей, 537 учителей, 78 руководителей  ОУЗ Винницкой и других областей.

Результаты  анкетирования свидетельствуют о несформированности у учеников старших классов профильной мотивации, несостоятельность или случайность определения ими профессиональных намерений. Одновременно и ОУЗ еще недостаточно направляют молодежь к будущей профессиональной деятельности, а потому 33,6%% учеников не готовы к сознательному выбору и овладению профессией.

Проведение промежуточного мониторинга следующего этапа постепенного развития профильного образования в регионе, определении пакета нерешенных на практическом уровне вопросов относительно постоянного функционирования профильной старшей школы, необходимость создания системы централизованной и эффективной координации научно-методического сопровождения допрофильной и профильной учебы методическими службами районов и городов области обусловило создание системы мониторинга качества ввода профильной учебы в старшей школе региона. Целью промежуточного мониторингового исследования определено изучение состояния ввода профильной учебы для проектирования его оптимальной модели в каждом районе(городе) области и в регионе в целом [1; 4].

Аналитическая работа в пределах мониторинга проводилась по  определенным направлениям, а именно: анализ сети классов по допрофильной и профильной учебе; ввод отдельных учебных профилей и направлений профилирования; анализ результатов государственной итоговой аттестации в профильной старшей школе; исследование влияния, расширения сети профильных классов на выбор учениками профильных предметов для прохождения государственной итоговой аттестации по курсу полного общего среднего образования; исследование зависимости между качеством кадрового состава учителей и сетью классов с допрофильной  (профильной) учебой [1;3].

В ходе промежуточного мониторинга  2008-2009 года были использованы данные мониторинга 2007 года, который проводился с целью содействия созданию эффективной образовательной среды, оптимальных условий для  профилирования старшей школы. Исследование было направлено на выяснение  общественной и педагогической мысли относительно влияния на качество профильной учебы разных форм его организации, проблем, которые возникают в процессе организации допрофильной подготовки и профильной учебы непосредственно в учебном заведении, а также выявления самых эффективных способов реализации заданий ввода профильной учебы в старшей школе.

В пределах этого исследования проводилось анкетирование руководителей ОУЗ Винницкого региона, учеников 11-х классов и их родителей. Опрос 129 руководителей ОУЗ (из них 67 – городских общеобразовательных учебных заведений и 62 – ОУЗ сельской местности) позволило сделать определенные выводы. В 66% ОУЗ, руководители которых взяли участие в опросе, допрофильная  подготовка учеников начинается в 8-9-х классах в соответствии с положениями  Концепции профильного обучения  в старшей школе. Только учебные заведения для одаренной молодежи (гимназии, специализированные школы с углубленным изучением предметов) начинают готовить детей к профильному обучению  с 5-го и 1-го классов соответственно.

Подавляющее большинство респондентов считают, что начинать эту работу в общеобразовательной школе стоит с 5-го класса (27%), с 6-7-го(21%) или с 8-го класса (33%). Проводить допрофильну подготовку с 1-го класса предложили 13% опрашиваемых, что, по нашему мнению, является противоречивым. Хоть понятно, что в специализированных школах углубленное изучение отдельных предметов (например, иностранного языка, предметов художественно-естетического цикла) происходит с начала учебы, то есть с 1-го класса.

С целью выявления склонности и заинтересованности учеников в изучении определенных предметов, сознательного выбора ими профиля учебы в старшей школе в ОУЗ внедряются разные формы допрофильной подготовки. Так в 72,1% школы  работают  факультативы,  предметные  кружки, научные общества, в 55,8 % – специальные курсы, углублено изучают предметы в 48,8%  ОУЗ. Директора ПОУЗ одинаково оценивают эффективность всех этих форм организации учебы, не предоставляя преимущества ни одному.

Для принятия решения относительно ввода в учебном заведении определенного профиля для директора важным является: результаты диагностики склонностей и интересов учеников (26,4%), образовательные запросы родителей старшеклассников (24,8%), профессиональная, методическая и психологическая готовность учителей к преподаванию профильных предметов(21,7%), имеющийся опыт организации учебы по определенному профилю (15,5%%), научно-методическое обеспечение и сопровождение профильного образования (10,9 %). К тому же в процессе комплектования классов с профильной учебой в первую очередь учитывают: мотивацию учеников (41,1%),  направление их допрофильной  подготовки (27,9 %), желания родителей (16,3 %).

Гораздо меньше влияют на формирование профильных классов рекомендации учителів-предметников (7,0%), уровень учебных достижений учеников  дисциплин, которые ведут к избранному профилю учебы (3,9%), результативность участия школьников в предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах (3,9 %).

Основными проблемами в организации профильной учебы в старшей школе руководители ОУЗ назвали неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение, поскольку теперь отсутствующие учебники по профильным предметам и низкий уровень организационной помощи со стороны местных органов управления образованием. К сожалению, только 6,2 % опрошенных усматривают возникновение проблем в вводе профильной учебы в неподготовленность или несостоятельность учителей качественно выкладывать профильный предмет. Только 3,1% респондентов считают необходимым условием организации эффективной профильной учебы наличие современной материально-технической базы.

На итоговом этапе мониторингового исследования 2009 – 2010 года изучали состояние качества внедрения профильной учебы. В исследовании состояния качества внедрения профильной учебы в ОУЗ участвовали 695 учеников 11-х классов (из них: 378 ученики городских школ и 317 ученики учебных заведений сельской местности) и родители 724 учеников 11-х классов (из них: 368 родителей учеников учебных заведений городов области и 356 – школ сельской местности). Результаты анкетирования выявили в основном позитивное отношение учеников 11-х классов и их родителей к качеству внедрения профильной учебы в старшей школе. Старшеклассники (53,6%) и их родители (55,1%) считают профилирование актуальным и необходимым условием развития учебно-познавательных интересов, способностей и потребностей учеников в процессе их общеобразовательной подготовки и профессиональному самоопределению.

Большинство опрошенных учеников и родителей довольные уровнем преподавания профильных дисциплин в школе. Однако старшеклассники (62,9%) и их родители(53,5 %) отметили, что не имели возможности изменить профиль по желанию, что противоречит основным принципам, на которых основывается профильная учеба, в частности принципу гибкости. Только 44,7 % выпускников владеют информацией о ВУЗе региона и условия вступления в них. О рынке труда региона, основных тенденциях его развития знают лишь 22,7 % учеников и 31 % родителей. Это позволило сделать вывод о том, что во время организации профильной учебы в старшей школе не обеспечены перспективные связи между общим средним и профессиональным образованием, которое является одним из заданий профильной учебы в старшей школе в соответствии с Концепцией профильной учебы в старшей школе, новая редакция (приказ МОУ от 11.09.2009 г. № 854).

Следующий конечный этап научно-методического мониторинга был проведен  (октябрь 2010 года – декабрь 2011 года) в Винницком регионе с целью анализа сетевого взаимодействия учебных заведений в системе профильного обучения для определения реального состояния оптимизации образовательной сети. По итогам исследования была составлена аналитическая справка (кореляциооный анализ), материалы которой предоставили возможность в дальнейшем провести педагогический эксперимент в регионе.

Вывод. Результаты исследования отметили, что сегодня качество ввода профильной учебы в заведениях системы общего среднего образования региона в первую очередь основывается на реальных (чаще всего, крайне недостаточных) возможностях его ресурсного обеспечения (кадрового, учебно-методического, материально-технического, финансового). Проблемным вопросом на общегосударственном и региональном уровнях остается обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими комплексами, которые должны содержать не только программы для базовых, профильных и специальных курсов, но и учебники, методические пособия и средства учебы. Способы решения выявленных проблем на уровне ПОУЗ видим в создании системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в классах допрофильной подготовки и профильной учебы, устремление работы администрации и педагогических коллективов на обеспечение условий для профессионального самоопределения выпускников школ, формирования у них жизненных компетенций, способности адаптироваться в социуме. В комплексном подходе нуждаются вопросы качества и результативности профильного образования, повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Одним из весомых факторов в решении этих заданий есть действенное развитие интеграционных процессов в системе,,ОУЗ-ВУЗ”.


Библиографический список
  1. Василенко Н.В. Подготовка педагогов к профильной учебе средствами дистанционного образования / Н. В. Василенко // Регионы знаний : Украина в европейском пространстве образования – науки – инноваций для левитации и процветания территорий : междунар. форум, Тернополь, 26-27марта 2010 г. – Т., 2010. – С. 15.
  2. Вольянськая  С.Е. Профильная старшая школа : програм.- целевые проекты / С. Е. Вольянськая // Программно-целевые проекты :  (из опыта работы Харьков. региона)  / под ред. Л. Д. Покроевой. – Х., 2007. – С. 64-74.
  3. Пидласый А.И. Диагностика и экспертиза педагогических проектов : уч. пос. / А. И. Пидласый. – К. : Украина, 1998. – 343 с.
  4. Шевченко Н.В. Мониторинг качества общего среднего образования : программно-целевой проект / Н. В. Шевченко // Программно-целевые проекты :  (из опыта работы Харьков. региона)  / под  ред. Л. Д. Покроевой. – Х. : ХОНМИБО, 2007. – С. 87-94.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Василенко Надежда»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация