Идеи освоения профессионального опыта личностью отражались в области психолого-педагогической мысли начиная уже с середины 19 века (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский). Отечественные исследователи обращали внимание не только на содержание и формы образования, но и на связь профессионального образования с саморазвитием и самоопределением личности. Теоретико-практическую оформленность получили положения о необходимости развития субъектного потенциала личности обучающегося в теориях развивающего и личностно ориентированного обучения. Вместе с тем достаточно острой к настоящему времени стала проблема субъектного развития личности будущего специалиста в области образования.
Педагогический профессионализм часто связывается со способностью вчерашнего студента стать полноценным субъектом профессиональной деятельности и самостоятельно развивать свой субъектный потенциал применительно к профессии. Соотнося категории развития и саморазвития в ключе нашего исследования, подчеркнем, что профессиональное саморазвитие проявляется в осознанном самоизменении, где цели, направления, средства этих изменений определяет человек сам. Именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как творец своего Я и своего профессионального пути. В подтверждение нашей позиции приведем слова Б.Г. Ананьева о том, что человек «не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни [1].
Исследуя субъектный опыт, необходимо связывать профессиональное развитие с его осознанием конкретным субъектом. Будущий педагог-психолог может иметь опыт о самом себе, о своих способностях, положительных и отрицательных качествах, а также о своих мыслях, идеях, знаниях, которые следует отнести к субъектному опыту. Обращаясь к философскому пониманию опыта, мы обнаруживаем, что в целом опыт понимается как основа непонятийного знания о действительности. Наука следует за опытом, наделяясь характеристиками достоверности и действительности. Однако субъектный опыт не может в полной мере служить основой для профессионального познания в силу своей ограниченности по отношению к науке. Для того чтобы стать опорой профессионального познания, субъектному опыту необходимо быть упорядоченным, объединенным с помощью мышления. Овладевая профессиональными знаниями, умениями, студент приобретает и первоначальный профессиональный упорядоченный опыт. Профессиональная подготовка запускает механизм профессионализации личности, одновременно углубляя и обогащая ее субъектный опыт. А.В. Брушлинский подчеркнул, что быть субъектом значит быть «творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» [2].
Субъект в современных психологических исследованиях трактуется, во-первых, как активная личность. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что «понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности…» [4].
Во-вторых, субъект рассматривается как целостная личность (А.В. Брушлинский). «Человек как субъект – это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь, психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [2]. В.П. Зинченко, характеризуя сознание человека, раскрывает структуры его содержания: мир идей, понятий, житейских и научных знаний, мир ценностей, переживаний, эмоций, аффектов и мир представлений, воображения, культурных символов и знаков [3].
Интеллектуальная активность в структуре субъектного опыта обнаруживает себя в самостоятельности и проблемном, критическом характере мышления субъекта, что обеспечивает способность определять специфику конкретной профессиональной среды, ее особенности. Интеллектуальная активность предполагает гибкость мышления как умение отстраниться от прошлого опыта, ориентируясь на текущую ситуацию.
Становление интеллектуальной активности сложный и неоднозначный процесс. С одной стороны, оно опирается на естественный темп интеллектуального развития будущего специалиста. С другой стороны, оно обеспечивается активностью как антропологической характеристикой субъекта. Активность субъекта в восприятии и освоении нового выражается в готовности (стремлении и возможности) к деятельности, которая начинается с интереса к новой среде и желания ее познать. Таким образом, готовность к деятельности – это одно из проявлений познавательной активности субъекта. Эмпирические исследования в области профессиональной подготовки [5] убедительно доказывают, что уровень интеллекта в процессе обучения в вузе практически не изменяется, но качественно и количественно меняется знаниевый запас субъекта. Обогащается и операциональная сторона интеллектуального развития: происходит совершенствование умений систематизировать конкретные профессиональные задачи, проблемы, выявлять их типичность, определять причины возникновения, акцентировать внимание на них, обнаруживать причинно-следственные связи. Заметим, что в этой части субъектного опыта происходит пересечение с когнитивным компонентом профессионального опыта. Субъектный опыт включает и житейские знания, которые в становлении профессионального опыта могут как способствовать его расширению, так и делать его ограниченным, неразвитым в силу оказания возможного негативного влияния на формирование профессионально-психологических идей, понятий и научных знаний.
Итак, содержание субъектного опыта, характеризуемого стабильным интеллектуальным уровнем и развивающейся активности субъекта в познании, обеспечивает формирование профессионального опыта.
Субъектом профессиональной подготовки выступает студент. Как носитель субъектного житейского опыта он вступает в процесс профессионализации, приобретая профессиональные знания, умения, навыки. Другими словами, происходит становление субъектного опыта в процессе приобретения профессионального. Компонентами первичного профессионального опыта будущих педагогов-психологов, по нашему мнению, в связи с выше изложенным являются когнитивные, ценностные, эмоциональные, поведенческие, рефлексивные. Характеристики каждого компонента в своей интеграции создают картину профессионального опыта, одним из признаков которого служит взаимосвязь информационности и практической значимости. Остановимся кратко на содержании каждого компонента.
Когнитивный опыт создает основу для формирования профессиональных смыслов, значений, развития профессионального сознания будущего педагога-психолога. Одним из воплощений когнитивного опыта являются оценочные и смыслообразующие действия.
В отличие от этого, ценностный опыт объединяет профессиональные ценности, переживания и эмоции. Образуется некая открытость субъекта для переживаний, связанных с объективной профессиональной реальностью. При этом оценочные, смысловые образования, раскрывающие профессиональные ценности, заполняют внутреннюю форму профессиональных действий субъекта. Сам процесс переживания, связанный с сохранением или необходимостью сохранения профессиональных ценностей, определяет целесообразность и произвольность совершаемых профессиональных действий. Внешнюю форму профессиональных действий субъекта заполняют эмоции.
Поведенческий компонент профессионального опыта характеризуется способностями студента-психолога к деятельности в профессиональной среде. Выражением поведенческого опыта служит понимание причинно-следственных связей профессиональных поступков, осознание закономерностей профессиональной деятельности, индивидуализированное овладение тактиками и технологиями профессиональной деятельности будущим педагогом-психологом. Подготовка будущего педагога-психолога должна предусматривать формирование готовности субъекта воспринимать и осваивать профессиональную среду на фоне интеллектуальной активности, коммуникативности как владение профессиональной терминологией и общение на языке профессии, профессиональной и личностной самореализации. На наш взгляд, такой подход позволит будущему специалисту применять теоретические знания для решения практических задач, преобразовывать теоретические знания в прикладные, активно осваивать профессиональную среду, приобретать профессиональный опыт.
Рефлексивный компонент образует понимание и осознание студентом механизмов самоанализа, самооценки, направленности познавательных действий к себе как к профессионалу.
Профессиональная подготовка предполагает создание аналога профессиональной среды в виде различного рода практик, включение в которые возможно посредством профессиональных взаимодействий. К специфическим чертам педагогических взаимодействий относят нацеленность на передачу знаний, опыта, создание условий для самоактуализации личности в социуме; детерминированность социокультурной ситуацией; ассимитричность взаимодействий в учебном процессе, что сказывается в ведущей роли педагога; равновесность позиций субъектов во взаимодействии; последовательность и относительную непрерывность процесса учебных и воспитательных взаимодействий; целостность процессов социально-педагогических и психолого-педагогических взаимодействий; постоянную коррекцию педагогических взаимодействий с учетом ответных реакций субъектов образовательного процесса.
Состояние профессионального опыта будущего специалиста определяется тем, насколько он овладел психолого-педагогическими понятиями, научными психологическими знаниями, профессиональными нормами поведения. Качество формирования профессионального опыта будущих педагогов–психологов обеспечивается в том случае, если, во-первых, происходит формирование у студентов установки на восприятие личности как субъекта профессионального взаимодействия; во-вторых, при условии перехода содержания психолого-педагогической подготовки с эмпирического уровня на личностно-концептуальный; в-третьих, актуализации субъектного опыта студентов в социально-педагогической перцепции. Освоение субъектной позиции студентами инициирования эмпатии, рефлексии студентов, обеспечивающих освоение ими в процессе профессионального взаимодействия.
Становление субъектного опыта по мере накопления профессионального в условиях вузовской подготовки происходит целенаправленно, организованно. К одному из критериев формирования первичного профессионального опыта следует отнести не столько усвоение студентом системы профессиональных знаний, но, прежде всего, то, в какой мере эта система стала для него значимой, то есть приобрела субъективный, личностный смысл. Таким образом, оценка эффективности профессиональной подготовки, а, следовательно, и образовательного процесса в вузе, предполагает и оценку смысла профессионального опыта для каждого студента.
Литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Зинченко В.П. Миры сознания // Вопр. психологии. 1991, №2.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.