ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Елистратова Н.Н.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (ви) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»
к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Аннотация
Статья посвящена образовательным информационным ресурсам сети Интернет и их применению в педагогике высшей школы.

Ключевые слова: Образовательные информационные ресурсы


EDUCATIONAL INFORMATION RESOURCES OF THE INTERNET AND THEIR USE IN TEACHING HIGH SCHOOL

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces'
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education

Abstract
The article is devoted to educational Internet information resources and their use in teaching high school.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратова Н.Н. Образовательные информационные ресурсы сети Интернет и их применение в педагогике высшей школы // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/11/18532 (дата обращения: 19.04.2024).

В условиях перехода к информационному обществу социально-экономические и государственно-политические преобразования, а также постоянный рост объема информации привели к необходимости модернизации высшей школы, которая нацелена на развитие системы образования в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства. Уникальные возможности информационных технологий, в частности сети Интернет, которые могут быть использованы всеми участниками образовательного процесса [1, с. 8].

В основе Интернет-ресурсов лежат традиционные электронные ресурсы, основными видами которых являются информационно-поисковые и справочные мультимедиасистемы, прикладные мультимедиаэнциклопедии, мультимедиасредства для контроля и измерения уровня знаний, электронные тренажеры, мультимедиасредства для математического моделирования, мультимедиасредства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий, электронные обучающие системы, учебники.

В Интернете представлена научная информация, расположенная на специализированных сайтах. В первую очередь, это – электронные библиотеки.

Все библиотеки Сети можно классифицировать на несколько групп:

- библиотеки текстов. Это такие библиотеки, как Народная библиотека (http://biglib.com.ua/), библиотека Mylib.ru, Электронная библиотека Мошкова;

- библиотеки электронных текстовых ресурсов. На своих сайтах такие библиотеки не хранят никаких текстов, предоставляя удобный поисковый сервис различных публикаций в Сети. Пример – «Национальная электронная библиотека».

Текстовая база библиотек пополняется, в основном, за счет читателей, присылающих web-мастеру тексты. Подписавшись на такую рассылку, пользователь получает возможность получать по E-Mail аннотацию всех обновлений и новых поступлений в библиотеку.

Незаменим Интеренет в системе дистанционного образования. Этот вид образования исключительно перспективен, особенно если речь идет о получении дополнительного или второго высшего образования.

На сегодняшний день известен ряд сетевых образовательных проектов. Среди них известны:

проекты, направленные на различное представление понимания какого-то вопроса, формирование искусства общения, заключающегося в умении координировать разные смыслы, то есть строить взаимопонимание (например, http://center.fio.ru), проекты связанные с развитием толерантности;

- проекты, направленные на определения первенства в определенной деятельности: конкурсы личные или командные, олимпиады;

- проекты, направленные на освоение новых средств и способов коммуникации;

- проекты, направленные на создание общественно-значимого продукта (литературное произведение, сайт по какой-то проблеме, пр.) [2, с. 80].

В педагогике Интернет выступает образовательным средством в виде:

- порталов, имеющих научные информационные ресурсы;

- порталов справочного характера о содержании конкретной дисциплины, организации научной жизни;

- порталов, объединяющих архивы и библиотеки.

Информационные образовательные ресурсы разрабатывают по следующим направлениям: по содержанию дисциплин вузов; по информационной поддержке контрольных заданий вузов (рефераты, пробные тесты и т.д.);  по информационной поддержке процессов обучения; по информации об инновационном педагогическом опыте; по новостям в научной жизни [3, с. 393].

При разработке образовательных информационных ресурсов учитываются основные нормативные документы, в числе которых государственные образовательные стандарты, примерные программы дисциплин, перечни обязательных учебных изданий по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов образования.

Среди популярных сайтов – http://www.students.ru – сервер Российского студенчества;  http://vuz.unicor.ru  – система www-серверов вузов России [2, с. 81].

Большинство образовательных информационных ресурсов собрано на образовательных интернет-порталах. В настоящее время в России уже выработана организационная схема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. В организационную схему создания системы образовательных порталов включаются:

- горизонтальный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru). Он обеспечивает навигацию по всем вертикальным порталам, поиск мультимедиаинформации в области образования, хранение и предоставление информации в области образования, новости в области образования; организацию проведения форумов;

- профильные вертикальные порталы по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественнонаучный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и др.;

- специализированные вертикальные порталы: книгоиздание, единый экзамен, новости образования и др. Распределенная система образовательных порталов строится на множестве российских порталов: горизонтальных, вертикальных и корпоративных. Порталы разделяются на общероссийские, межрегиональные и региональные.

Корпоративные порталы/сайты подразделяются на коллективные порталы образовательных организаций (ассоциаций, консорциумов и т.п.) и порталы (чаще, сайты) учебных заведений.

Таким образом, в формируемой российской системе образовательных порталов возможно выделение нескольких основных уровней [2, с. 86].

Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом «Российское образование», предусматривающим систему его полнофункциональных копий в федеральных округах. Общая структура и сервисы портала «Российское образование» и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и мультимедиаресурсы.

К верхним портальным уровням принадлежат также горизонтальные общероссийские образовательные порталы, сформированные, например, по уровням образования или принадлежащие ассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала «Российское образование».

Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин.

На следующем уровне располагаются региональные образовательные порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней – порталы и сайты вузов, школ и других организаций.

Важными элементами в системе являются порталы-спутники, связанные с образованием и создаваемые в рамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческих проектов.

Интернет играет не только позитивную роль в современном информационном обществе. Для многих пользователей он стал «наркотиком», без которого они не мыслят своей жизни, используя ресурсы чаще для коммуникации. «Интернет-зависимые» люди  начинают испытывать ряд психологических симптомов, негативно влияющих на нервную систему.

Сейчас в России не разработано единой методики использования Интернета в целях образования, хотя его роль практически всеми оценивается позитивно. Национальная политика информатизации образования должна исходить из признания барьеров на пути получения образования, таких как рост стоимости обучения и недостаток квалифицированных педагогических кадров, и должна быть направлена на их преодоление.

Реализация этой политики должна привести к созданию на базе существующих сайтов органов управления образованием и образовательных учреждения полноценной справочной системы, позволяющей студенту выбирать пути и способы получения очного и заочного образования (в стране или за рубежом).


Библиографический список
  1. Жук Л.Г. Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов технических вузов : на материале обучения иностранному языку [Электронный ресурс]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08  / Л.Г.Жук; из фондов Российской Государственной библиотеки. – Электрон. дан. – М. : РГБ, 2006.
  2. Елистратова Н.Н. Мультимедиа как  средство информатизации образовательного процесса вуза и метод обучения [Текст]: монография. – Рязань, 2011. –  251 с.
  3. Какорина Е.В. Язык Интернет-коммуникации  [Текст] / Е.В. Какорина // Язык массовой и межличностной коммуникации / под. ред. Я.Н. Засурского, Н.И. Клушина, В.В. Славкина, Г.Я. Солганика – М. : Медиа-Мир, 2007. – С. 393–479.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ennbkn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация