Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 12-06-00660 2012 года
Одной из актуальнейших проблем развития образования является формирование образовательных сетей (ОС) образовательных учреждений, цель которых – создание условий для повышения доступности и качества образования. ОС могут быть представлены как совокупность взаимодействующих между собой образовательных учреждений различного типа, реализующих разнообразные сетевые образовательные программы, проекты и др.
Если организационные и отдельные управленческие аспекты формирования сетевого взаимодействия школ уже в какой-то степени разработаны на практике, то технология непосредственно коммуникации школ в условиях реализации сетевого взаимодействия (реализации проектов, образовательного процесса (очного или дистанционного), повышение профессионального роста педагогов и др.) остается пока открытой.
При этом необходимо различать четыре, фактически параллельно, текущих процесса: 1) процесс формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального); 2) создание систем управления сетевым взаимодействием; 3) технология коммуникации школ, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др.; 4) технология формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для выявления содержания этих технологий как алгоритмов деятельности по решению поставленной задачи мы рассмотрим их в качестве самостоятельных феноменов. Обратимся к табл. 1.
Представленная таблица демонстрирует, что все указанные технологии являются частью друг друга, тесно переплетаясь между собой. Так, в рамках формирования сетей ОУ (первой технологии) наиболее значимым является создание управленческих структур (вторая технология); все это сопровождается коммуникативной деятельностью, собственно говоря, в ходе которой реализуются указанные первые технологии, кадровым обеспечением которых является технология формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия.
Таблица 1
Содержание технологий сетевого взаимодействия ОУ
Этап |
Технология формирования |
Создание систем управления сетевым |
Технология коммуникации |
Технология формирования |
Организационное |
Переход в инновационный |
Выявление модели сетевого |
Информационно-аналитическое |
Диагностика уровня |
Постановка системы |
Постановка задачи создания |
Выявление проблем, стоящих |
Целеполагание коммуникации |
Определение |
Проектирование и |
Разработка модели ОС |
Моделирование системы управления |
Проектирование и |
Проектирование и |
Организация и |
Организационное, |
Создание |
Реализация способов |
Реализация программы - формирование когнитивного - формирование - формирование |
Мотивация и |
Формирование и поддержка |
Создание системы мотивации |
Формирование эмпатии как |
Формирование мотивов |
Контроль и оценка |
Диагностика |
Выявление результатов |
Выявление уровня |
Диагностика уровня |
Составной частью формирования сетей образовательных учреждений является технология создания систем управления сетевым взаимодействием, которая включает следующие этапы:
- выявление модели сетевого взаимодействия и диагностика уровня готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления;
- выявление проблем, стоящих перед сетями и постановка задачи разработки модели управления;
- моделирование органов управления сети; создание управленческо-педагогических команд (УПК) ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых);
- создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия;
- выявление результатов командообразования и результативности деятельности сетевого взаимодействия.
На первом этапе данного алгоритма решаются задачи, связанные с вопросом выбора содержания деятельности сети (т. е. вопроса: «Какие задачи решаются сетью?»). В этом случае определяется модель будущей сети: адаптивная, модель использования внешних
ресурсов, ситуационная, модель партнерских взаимоотношений, сетевого взаимодействия. Исходя из этой модели, ставятся задачи, связанные с проведением либо отдельных образовательных событий, либо поддержки авторских проектов, либо создания открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок, реализации сетевых образовательных программ, либо поддержки сетевых форм организации образования.
В рамках этапа, связанного с выявлением проблем, стоящих перед сетями и постановкой задачи разработки модели управления определяется тип предполагаемой модели управления – от школьной, в чистом виде, и смешанной до ситуационной, сетевой, объединяющей лидерские внутришкольные модели управления, сетевой, в чистом виде. В этом случае формами новой организационной структуры могут быть управленческо-педагогические команды школ (школьные модели), сетевые управленческо-педагогические команды.
УПК есть вид коллегиального органа управления, совмещающего административно-управленческую и профессионально-педагогическую деятельность, решающего задачи сетевого взаимодействия образовательного учреждения. В зависимости от преимущественной модели управления сетевым взаимодействием ОУ формируются различные УПК (см. табл. 2).
Таблица 2
Характеристика управленческо-педагогических команд
Преимущественные модели управления сетевым |
Вид управленческо-педагогической команды |
Школьная |
Два варианта: 1) школьная УПК как специально созданный 2) государственно-общественный орган |
Школьная с элементами участия представителей |
|
По ситуации; ведущая- школьная с элементами |
|
Сетевая модель, объединяющая распространяющиеся |
Сетевая УПК – сетевой орган управления, |
Сетевая модель при научно-методическом |
Сетевая УПК – сетевой орган управления, |
При создании УПК необходимо решать следующие вопросы: правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых); создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия.
Технология формирования УПК представлена следующим алгоритмом деятельности: анализ деятельности ОУ и их педагогических коллективов; проектирование и создание УПК, включая тренинг командообразования; тьюторское сопровождение дальнейшей
деятельности в сети.
Этап повышения квалификации реализовывался при помощи модульной практико-ориентированной технологии (Д. Б. Чернилевский
в рамках трех составляющих. Первая – блок повышения квалификации для формирования способов деятельности в рамках сетевого взаимодействия. На основании сформированного целеполагания было определено и реализовано содержание образования для предполагаемых УПК экспериментальных МКШ согласно разработанного учебного плана.
Вторая – реализация тренинга на командообразование, который осуществлялся параллельно реализации «знаньевого» блока (при изучении каждого модуля) как в виде отдельных тренингов, так в рамках организации коллективной работы путем использования элементов коллективного способа обучения, дебатов, проблематизации и др.
Третьей составляющей может стать процесс командообразования, который сопровождался научно-методическим и управленческим сопровождением.
На этом этапе велась конкретная работа в рамках функционирования УПК, решались задачи планирования собственной деятельности на основе поставленной цели, задач или выполняемых функций; реализации вариативных проектов.
При формировании организационной структуры управления сетью как целостной совокупности управляющей и управляемой подсистем, составляющих их звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления необходимо учитывать специфические характеристики сетевого взаимодействия:
1. Управленческие:
- наличие целостных многоцентровых объединений ОУ;
- единый комплекс взаимоувязанных стратегий их развития;
- фрактальная структура;
- смягченная и расщепленная должностная иерархия;
- специализация всех членов сети и пр.;
2. Организационные:
- взаимоувязанные модели доступа к сетевым образовательным программам;
- нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение процесса реализации вариативных сетевых образовательных программ, в том числе и с использованием механизма оценки стоимости сетевой образовательной услуги.
Рассматривая в иерархии целостную систему управления, остановимся на двух моделях управления сетевым взаимодействием: школьной и сетевой. Первая модель практически совпадает с любой из пяти ведущих моделей управления образовательным учреждением. Так, структурно-функциональная модель внутришкольного управления включает такие основные элементы: 1) цели
внутришкольной сети; 2) уровни управления; 3) совокупный субъект управления каждого уровня; 4) содержание деятельности субъектов управления; 5) их взаимосвязи; 6) критерии эффективности управленческого труда.
Основу данной модели могут составлять четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса, чья деятельность будет распространяться и на формируемую при ОУ сеть: членов совета школы, директора, его заместителей по учебно-воспитательной работе, учителей, общественных организаций и, главное, учащихся, а также органов ученического
самоуправления. Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали. Возможен альтернативный вариант, при котором будет, в рамках проектной модели управления, создан новый орган управления – управленческо-педагогическая команда, которая бы решала вопросы сетевого взаимодействия. В этом случае по вертикали и по горизонтали возможна специализация распределения основных функций при их одновременной интеграции; четкое определение количества труда, необходимого для обеспечения сетевого учебно-воспитательного процесса. Такая модель представляет демократическую систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления; определяет баланс задач всех органов со структурой целей, оптимизацию соответствия между задачами, полномочиями и ответственностью
органов управления.
Система управления в реальных сетях, к примеру, сельских школ, чаще всего, в настоящее время, носит в большей степени административный характер. Руководители ОУ создают различные органы управления, иногда в которые входят члены педагогических коллективов «сетевых узлов». На наш взгляд, наиболее оптимальной является система управления сетью, которая формируется из УПК «узлов сети», т. е. школ-лидеров в определенном направлении сетевого взаимодействия, которые по согласованию делегируют представителей в совет сети, обладающий «законодательной властью», безусловно, при согласовании с
руководителями участвующих в сети организаций. Реальная схема управления все же будет проще. При каждом подразделении органа управления сетью будет функционировать совет, работающий на общественных началах. В состав Советов входят представители образовательных учреждений по соответствующим направлениям. Так, при отделе (секторе) воспитания может существовать Совет руководителей воспитательных центров сети, при отделе аттестации целесообразны два подразделения: аттестационная комиссия и Совет руководителей диагностических центров. Отдел (сектор) дополнительного образования может иметь несколько общественных структур: Совет руководителей центров спортивно-массовой работы, Совет по художественному, музыкальному воспитанию и др. Большое место в деятельности отдела по работе с ДОУ может играть Совет руководителей Центров дошкольного образования.
В процессе деятельности сети необходимо психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение их деятельности. Алгоритм реализации научно-методического сопровождения сетевого взаимодействия ОУ со стороны координирующего центра
включают следующие этапы:
1. Создание потенциала взаимодействия:
- проявление представлений о качестве образования и инициатив по повышению этого качества разными субъектами влияния;
- экспертная поддержка авторских проектов по организации взаимодействия в образовательных учреждениях, направленных на повышение качества образования;
- организация конкурсов для выявления и поддержки проектов взаимодействия, направленных на повышение качества образования.
2. Усиление влияния потенциала взаимодействия:
- постановка задач повышения качества образования в региональной системе;
- использование взаимодействия для создания сетевых программ, проектов, структур;
- оценка деятельности образовательных учреждений по использованию взаимодействия в решении задач повышения качества образования.
3. Распространение влияния эффективных форм взаимодействия на систему образования:
- организация исследований по оценке и обобщению опыта и форм взаимодействия разных субъектов влияния на образование;
- определение задач и направлений взаимодействия для решения задач стратегического развития образования;
- использование потенциала взаимодействия для создания сектора инновационного образования;
- организация повышения квалификации педагогов и управленцев в области инновационного образования и взаимодействия.
4. Легитимация форм и субъектов взаимодействия в системе образования:
- нормативно-правовое обеспечение взаимодействия ОУ;
- нормативно-правовое обеспечение реализации сетевых проектов, программ и структур;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности инновационных образовательных сообществ в региональной системе образования.
В процессе следующего этапа формирования систем управления является задача определения функционала органов управления сетью в рамках сетевых образовательных программ, создание которых и является специфическим признаком высокой степени сформированности сети в целом, что обусловливает необходимость выделения и рассмотрения в качестве самостоятельного педагогического феномена.
Дать полный анализ по состоянию проектирования образовательных программ в условиях средней школы достаточно сложно по
объективным причинам. В настоящее время педагогическое проектирование как научно-педагогическая область переживает этап становления, обобщения эмпирического опыта и результатов исследования. Можно выделить работы известных специалистов Е. С. Заир-Бек, В. И. Зверевой, Е. И. Казаковой, А. П. Тряпицыной, Л. Г. Осетровой, Н. Г. Стрикун, В. А. Сластенина, С. А. Смирновой, И. Ф. Харламова, A. M. Моисеева, Л. Ю. Монаховой, Г. Корнетова, О. Лебедева, Т. В. Стецюк и т. д.
В современных исследованиях изучены некоторые аспекты формирования образовательных программ: педагогическое проектирование образовательных программ как условие эффективности развития образовательных систем; как основание по подготовке учителя к инновационной деятельности; как фактор становления личностно-профессионального становления будущего учителя; как компонент профессионально-педагогической деятельности; как способ индивидуализации обучения;
как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса; как условия развития личностных качеств старших школьников. В то же время само понятие «образовательная программа» в условиях современной массовой сельской школы изучено недостаточно.
Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих ОС:
- образовательные программы, реализуемые в рамках классических ОС, осуществляются в рамках отдельных ООУ, реализующих образовательные услуги более чем в двух сельских поселениях;
- образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ООУ, относящимися к одному или нескольким муниципальным образованиям;
- образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ООУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром);
- образовательные программы, реализуемые в рамках выездных ОС как краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ООУ свободно формирующихся ОС;
- образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных ОС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ООУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов ОС;
- образовательные программы, реализуемые в рамках профильных ОС – есть образовательные программы, осуществляемые
взаимодополняющей сетью ООУ при реализации учебных дисциплин среднего полного общего образования; - образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ ОС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума.
Таким образом, формирование и реализация сетевых образовательных программ позволяет определить специфическую черту ОС – организацию образовательных услуг для обучающихся различных ОУ с целью повышения их качества, доступности и эффективности.
При формировании сетевой образовательной программы (СОП) идет реальное распределение управленческого функционала между участниками сети. Реально это возможно сделать при составлении сетевой карты образовательных услуг, где каждое ОУ определяет свои возможности в области предоставления информации, конкретных образовательных услуг, ресурсного обеспечения, а также потребностей школьников своего учреждения. На основании этой карты возможно выделение еще не проявленных потребностей детей, возможностей всех ОУ, определение потенциальных «узлов связи», а также составление сетевых образовательных маршрутов детей.
При этом все более четче определяется не только объем сетевого образования, но и его содержание, уточняется цель работы сети. В этом случае может быть уже проведенное распределение обязанностей несколько или значительно корректироваться, в соответствии с потребностями участников сети и определяться окончательно составы сетевых УПК, их ролевые функции и их обязанности.
Этап выявления результатов деятельности органов управления сетей обусловлен двумя направлениями работы: с одной стороны, он связан с работой диагностических центров, которые независимо осуществляют мониторинг эффективности сетевого взаимодействия ОУ; с другой стороны – связан с выявлением эффективности самого процесса командообразования.
Критерии эффективной управленческо-педагогической команды связаны со следующими параметрами: наличие согласованных и принятых (интериоризированных) целей, ценностей и норм работы у каждого члена команды; социально-психологическая сплоченность, гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к другим; развитая гибкая коммуникация как внутри группы (каждый с каждым), так и с внешней средой; гибкая ролевая структура, в которой все подменяют друг друга и даже роль лидера жестко не закреплена; высокий уровень самоконтроля деятельности каждым членом команды и гибкое распределение
ответственности; наличие, помимо базовых и специальных, общекомандных и управленческих компетенций; признание человека как личности со всем многообразием его особенностей и потребностей.
Однако управленческие функции, в первую очередь, связаны с процессом сетевой коммуникации. Таким образом, создание систем
управления сетевым взаимодействием является элементом технологии формирования сетевого взаимодействия ОУ.