Анализируя проблему алкогольной зависимости в отечественной и зарубежной психолого-педагогической научной литературе, исследуя возрастные, гендерные и профессиональные психологические особенности формирования алкогольной аддикции и их профилактики Авторы разработали собственную исследовательскую программу на выявление психолого-педагогических условий профилактики алкогольной аддикции у военнослужащих.
На основе эмпирической программы, проведенной в Военной академии связи (2009г.) была разработана авторская технология по формированию здорового образа жизни среди военнослужащих и преодолению алкогольной зависимости у военнослужащих. Адаптированная авторами профилактическая программа «Формирование жизненных навыков военнослужащего» состоит из 4 этапов и включает следующие методики, процедуры и мероприятия.
1.Диагностический этап. Проводится с целью выявления военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению, и формированию «группы – риска».
Организация диагностического этапа с военнослужащими по призыву:
- проводится по прибытии нового пополнения в воинскую часть. В дальнейшем результаты необходимо уточнять в ходе дополнительных диагностических процедур.
Организация диагностического этапа с военнослужащими по контракту:
- офицеры, сержанты контрактной службы – 1 раз в период обучения;
- курсанты ВВУЗ – 1 раз в семестр.
Диагностика психологических особенностей военнослужащих по призыву, офицерского состава, сержантов контрактной службы, курсантов ВВУЗов включает в себя:
а) диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения:
- низкая стрессоустойчивость;
- некоммуникабельность;
- повышенный эгоцентризм;
- низкое восприятие социальной поддержки;
- стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций;
- направленность на поиск ощущений и другие;
б) получение дополнительной информации о положении в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
Диагностика личностных особенностей военнослужащих осуществляется специалистами: штатными военными психологами, офицерами группы профотбора и подготовленными офицерами – воспитателями.
Диагностические методики включают в себя:
1. Тестовая методика «Ценностные ориентации»;
2. Анкета на изучение социального окружения военнослужащего;
3. Скрининг-анкета;
Также диагностические методики могут включать в себя:
1. Методика “Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (шкала “Нервно-психическая устойчивость” (НПУ)).
2. Методика “Личностный опросник 16-ФЛО (фактор С)”. Фактор С оценивает уровень эмоциональной устойчивости обследуемого и представлен в биполярной форме: 0 баллов (эмоциональная неустойчивость) – 10 баллов (эмоциональная устойчивость).
Также применяются методы наблюдения и беседы. Целью беседы и наблюдения при проведении мероприятий по диагностике военнослужащих, склонных к алкогольной зависимости является сбор данных о конкретном военнослужащем с последующим формированием групп риска.
Основными направлениями беседы могут быть следующие:
- биографические данные;
- отношение к прохождению военной службы;
- способы и виды, проводимого военнослужащим, досуга.
Для того чтобы беседа была более эффективной, необходимо при ее проведении соблюдать следующие требования.
- беседу рекомендуется проводить в отдельной комнате, без посторонних, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к кандидату, который должен быть уверен, что сообщенные им сведения не разглашаются, а используются только в его интересах.
-до начала беседы необходимо ознакомиться с результатами анализа документов и отметить те факты, которые требуют особого внимания и уточнения. В ходе беседы желательно не делать какие-либо записи. Ответы на вопросы можно зафиксировать после окончания беседы.
В процессе беседы с военнослужащим проводится наблюдение за ним. Оно помогает уточнить ряд социально-психологических свойств и качеств личности: умение вести себя, уважение общественных норм, воспитанность, подтянутость, эмоциональную сдержанность, личную организованность и др.
Необходимо иметь в виду, что некоторые военнослужащие могут пытаться скрыть истинные мысли, интересы и мотивы. В беседе такие военнослужащие стараются показать себя только с хорошей стороны. В силу этого целесообразно сочетать прямые вопросы с косвенными. Косвенные вопросы образуются из прямых путем добавления фраз, которые определяют отношение военнослужащего к проблеме, затронутой в вопросе, а не его поведение в конкретной ситуации.
По времени данный этап занимает непосредственно весь период прохождения военнослужащим службы.
2.Организационный этап проводится с целью планирования процедур и мероприятий профилактики алкогольной аддикции. На этом этапе также проводятся инструктивно-методические занятия с офицерами, привлекаемыми к проведению мероприятий по профилактике алкогольной аддикции.
3.Информационно-просветительский этап проводится с целью формирования антиалкогольных норм и установок в «группе – риска», а также убеждений и установок на здоровый образ жизни.
Силы и средства профилактики аддикции на этом этапе.
Офицеры – воспитатели:
- формируют культуру здорового образа жизни;
- формируют культуру межличностных отношений;
- распространяют информацию о давлении, которое оказывают СМИ, рекламирующие табак, спиртные напитки и прием наркотиков.
Работа в данном направлении проводится на занятиях по общественно-государственной подготовке и в процессе служебной деятельности.
Военные психологи и гражданские специалисты группы профотбора:
- раскрывают психосоциальные причины употребления спиртных напитков;
- применяют технологии формирования культуры общения военнослужащих;
- формируют навыки преодоления стрессовых ситуаций у военнослужащих.
Деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке или на специальных занятиях, организованных военным психологом.
Военные медики:
- информируют с помощью вербальных и наглядных средств о пагубном влиянии на здоровье и трудоспособность алкоголя;
- углубляют знания о сохранении психофизиологического здоровья;
- участвуют в мероприятиях по формированию здорового образа жизни.
Деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке или на специальных занятиях, организованных военным медиком.
Военные священники:
- формируют религиозные убеждения, ориентированные на нравственные и моральные ценности;
- формируют уважительное отношение к своей личности и личностям окружающих.
Офицеры – воспитатели, военные психологи, гражданские специалисты группы профотбора военные медики и военные священники применяют в информационной работе вербальные методы формирования антиалкогольных убеждений и установок в «группах – риска»: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, круглый стол и другое. В целях усиления вербального воздействия целесообразно широко применять современные технические средства: аудио-, теле-, видеосредства, а также интернет-ресурсы.
К проведению информационно-воспитательной работы по профилактике алкогольной аддикции должны привлекаться лица, ведущие здоровый образ жизни и являющиеся примером для личного состава в боевой подготовке, в спорте и семейной жизни.
4. Тренинговый этап проводится с целью формирования антиалкогольных установок, развития навыков релаксации у военнослужащих, а также психологической коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения.
Проводятся следующие виды тренингов:
- социально – психологический тренинг поведения в различных жизненных обстоятельствах (приложение №1);
- тренинг формирования навыков релаксации как альтернативы снятия стресса алкоголем [1];
- тренинг формирования антиалкогольной установки методом открытых бесед и дискуссий.
Тренинг формирования антиалкогольной установки, методом открытых бесед, дискуссий и поведенческих репетиций состоит из двух компонентов. Первый из них предназначен для того, чтобы научить военнослужащих владеть собой в различных обстоятельствах. В ходе второго формируются социальные навыки. Оба компонента нацелены на то, чтобы увеличить личную и социальную компетентность, а также уменьшить мотивацию к употреблению алкоголя. Тренинг включает 3-5 занятий (примерно по 45 минут каждое).
Компоненты тренинга:
1.Личные навыки владения собой. Этот раздел тренинга предназначен для развития навыков, необходимых для управления собственным поведением. Для достижения этой цели раздел включает:
а) развитие умения принимать решения и разрешать проблемы (например, обнаруживать проблемы, определять цели, находить альтернативные решения, предвидеть последствия);
б) обучение военнослужащих идентификации, анализу и противостоянию влиянию массмедиа;
в) выработку самоконтроля, позволяющего справляться с тревожностью (например, с помощью тренингов релаксации) и гневом/фрустрацией (например, благодаря торможению импульсивных реакций, умению посмотреть на проблему с иной точки зрения, использованию самовнушения);
г) ознакомление военнослужащих с основными принципами изменения собственного поведения и самосовершенствования (например, постановкой цели, самоконтролем).
2.Социальные умения. Второй компонент тренинга предназначен для воздействия на важнейшие социальные навыки и улучшения общей социальной компетентности. Он включает помощь военнослужащим в решении таких личностных проблем как стеснительность и развитие навыков общения.
С этой целью военнослужащие по очереди участвуют в короткой ролевой игре, предполагающей использование осваиваемого навыка. Возможно также деление взвода на небольшие группы, каждая из которых выполняет подобное задание; ведущий переходит от группы к группе, наблюдая за поведенческими репетициями. Разыгрываемый сценарий сначала излагается ведущим или лидером группы; упражнения должны быть краткими (не более минуты каждое), чтобы как можно большее число военнослужащих получили возможность принять в них участие.
Предлагаемая авторская программа способна повысить эффективность воспитательной работы по профилактике алкогольной аддикции военнослужащих.
1.Краткая Медицинская Энциклопедия, издательство “Советская Энциклопедия”, издание второе, 1989, Москва
приложение №1
Социально – психологический тренинг поведения в различных жизненных обстоятельствах включает в себя несколько целей и процедур.
Целью ролевой игры является выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в провоцирующей ситуации.
Основная процедура тренинга поведения заключается в ролевом проигрывании жизненных ситуаций. Обычно оно начинается с несложных ситуаций, актуальных для большинства участников группы. Например, разговор с выпивающей компанией друзей, которая пытается склонить к употреблению спиртного вместе с ними (на службе и во внеслужебное время). Постепенно группа – риска переходит к проигрыванию более сложных ситуаций.
Примерный список ролей:
- «трезвенник» – курсант, ведущий здоровый образ жизни;
- «провокатор» – курсант, склоняющий трезвенника к употреблению спиртного;
- основная компания друзей, отмечающих день рождения либо другое праздничное мероприятие (ситуации: на службе и во внеслужебное время);
- конформная группа, которая выслушав предложение провокатора, присоединяется к компании друзей;
Методика тренинга поведения условно делится на этапы:
1)постановка задачи, т.е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и в тренаже;
2)инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации;
3)разыгрывание ситуации;
4)моделирование желательного поведения;
5)отработка оптимального поведения в течение всего занятия;
6)получение обратной связи: поведение активных участников разыгрываемой сцены после занятий обсуждают остальные участники группы.