БАДМАЕВ Э.С., РАДЮКИН Е.Е. АВТОРСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Ключевые слова: , ,


БАДМАЕВ Э.С., РАДЮКИН Е.Е. АВТОРСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/11/18371 (дата обращения: 08.12.2024).

Анализируя проблему алкогольной зависимости в отечественной и зарубежной психолого-педагогической научной литературе, исследуя возрастные, гендерные и профессиональные психологические особенности формирования алкогольной аддикции и их профилактики Авторы разработали собственную исследовательскую программу на выявление психолого-педагогических условий профилактики алкогольной аддикции у военнослужащих.
На основе эмпирической программы, проведенной в Военной академии связи (2009г.) была разработана авторская технология по формированию здорового образа жизни среди военнослужащих и преодолению алкогольной зависимости у военнослужащих. Адаптированная авторами профилактическая программа «Формирование жизненных навыков военнослужащего» состоит из 4 этапов и включает следующие методики, процедуры и мероприятия.

1.Диагностический этап. Проводится с целью выявления военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению, и формированию «группы – риска».

Организация диагностического этапа с военнослужащими по призыву:

- проводится по прибытии нового пополнения в воинскую часть. В дальнейшем результаты необходимо уточнять в ходе дополнительных диагностических процедур.

Организация диагностического этапа с военнослужащими по контракту:

- офицеры, сержанты контрактной службы – 1 раз в период обучения;

- курсанты ВВУЗ – 1 раз в семестр.

Диагностика психологических особенностей военнослужащих по призыву, офицерского состава, сержантов контрактной службы, курсантов ВВУЗов включает в себя:

а) диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения:

- низкая стрессоустойчивость;

- некоммуникабельность;

- повышенный эгоцентризм;

- низкое восприятие социальной поддержки;

- стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций;

- направленность на поиск ощущений и другие;

б) получение дополнительной информации о положении в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

Диагностика личностных особенностей военнослужащих осуществляется специалистами: штатными военными психологами, офицерами группы профотбора и подготовленными офицерами – воспитателями.

Диагностические методики включают в себя:

1. Тестовая методика «Ценностные ориентации»;

2. Анкета на изучение социального окружения военнослужащего;

3. Скрининг-анкета;

Также диагностические методики могут включать в себя:

1. Методика “Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (шкала “Нервно-психическая устойчивость” (НПУ)).

2. Методика “Личностный опросник 16-ФЛО (фактор С)”. Фактор С оценивает уровень эмоциональной устойчивости обследуемого и представлен в биполярной форме: 0 баллов (эмоциональная неустойчивость) – 10 баллов (эмоциональная устойчивость).

Также применяются методы наблюдения и беседы. Целью беседы и наблюдения при проведении мероприятий по диагностике военнослужащих, склонных к алкогольной зависимости является сбор данных о конкретном военнослужащем с последующим формированием групп риска.

Основными направлениями беседы могут быть следующие:

- биографические данные;

- отношение к прохождению военной службы;

- способы и виды, проводимого военнослужащим, досуга.

Для того чтобы беседа была более эффективной, необходимо при ее проведении соблюдать следующие требования.

- беседу рекомендуется проводить в отдельной комнате, без посторонних, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к кандидату, который должен быть уверен, что сообщенные им сведения не разглашаются, а используются только в его интересах.

-до начала беседы необходимо ознакомиться с результатами анализа документов и отметить те факты, которые требуют особого внимания и уточнения. В ходе беседы желательно не делать какие-либо записи. Ответы на вопросы можно зафиксировать после окончания беседы.

В процессе беседы с военнослужащим проводится наблюдение за ним. Оно помогает уточнить ряд социально-психологических свойств и качеств личности: умение вести себя, уважение общественных норм, воспитанность, подтянутость, эмоциональную сдержанность, личную организованность и др.

Необходимо иметь в виду, что некоторые военнослужащие могут пытаться скрыть истинные мысли, интересы и мотивы. В беседе такие военнослужащие стараются показать себя только с хорошей стороны. В силу этого целесообразно сочетать прямые вопросы с косвенными. Косвенные вопросы образуются из прямых путем добавления фраз, которые определяют отношение военнослужащего к проблеме, затронутой в вопросе, а не его поведение в конкретной ситуации.

По времени данный этап занимает непосредственно весь период прохождения военнослужащим службы.

2.Организационный этап проводится с целью планирования процедур и мероприятий профилактики алкогольной аддикции. На этом этапе также проводятся инструктивно-методические занятия с офицерами, привлекаемыми к проведению мероприятий по профилактике алкогольной аддикции.

3.Информационно-просветительский этап проводится с целью формирования антиалкогольных норм и установок в «группе – риска», а также убеждений и установок на здоровый образ жизни.

Силы и средства профилактики аддикции на этом этапе.

Офицеры – воспитатели:

- формируют культуру здорового образа жизни;

- формируют культуру межличностных отношений;

- распространяют информацию о давлении, которое оказывают СМИ, рекламирующие табак, спиртные напитки и прием наркотиков.

Работа в данном направлении проводится на занятиях по общественно-государственной подготовке и в процессе служебной деятельности.

Военные психологи и гражданские специалисты группы профотбора:

- раскрывают психосоциальные причины употребления спиртных напитков;

- применяют технологии формирования культуры общения военнослужащих;

- формируют навыки преодоления стрессовых ситуаций у военнослужащих.

Деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке или на специальных занятиях, организованных военным психологом.

Военные медики:

- информируют с помощью вербальных и наглядных средств о пагубном влиянии на здоровье и трудоспособность алкоголя;

- углубляют знания о сохранении психофизиологического здоровья;

- участвуют в мероприятиях по формированию здорового образа жизни.

Деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке или на специальных занятиях, организованных военным медиком.

Военные священники:

- формируют религиозные убеждения, ориентированные на нравственные и моральные ценности;

- формируют уважительное отношение к своей личности и личностям окружающих.

Офицеры – воспитатели, военные психологи, гражданские специалисты группы профотбора военные медики и военные священники применяют в информационной работе вербальные методы формирования антиалкогольных убеждений и установок в «группах – риска»: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, круглый стол и другое. В целях усиления вербального воздействия целесообразно широко применять современные технические средства: аудио-, теле-, видеосредства, а также интернет-ресурсы.

К проведению информационно-воспитательной работы по профилактике алкогольной аддикции должны привлекаться лица, ведущие здоровый образ жизни и являющиеся примером для личного состава в боевой подготовке, в спорте и семейной жизни.

4. Тренинговый этап проводится с целью формирования антиалкогольных установок, развития навыков релаксации у военнослужащих, а также психологической коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения.

Проводятся следующие виды тренингов:

- социально – психологический тренинг поведения в различных жизненных обстоятельствах (приложение №1);

- тренинг формирования навыков релаксации как альтернативы снятия стресса алкоголем [1];

- тренинг формирования антиалкогольной установки методом открытых бесед и дискуссий.

Тренинг формирования антиалкогольной установки, методом открытых бесед, дискуссий и поведенческих репетиций состоит из двух компонентов. Первый из них предназначен для того, чтобы научить военнослужащих владеть собой в различных обстоятельствах. В ходе второго формируются социальные навыки. Оба компонента нацелены на то, чтобы увеличить личную и социальную компетентность, а также уменьшить мотивацию к употреблению алкоголя. Тренинг включает 3-5 занятий (примерно по 45 минут каждое).

Компоненты тренинга:

1.Личные навыки владения собой. Этот раздел тренинга предназначен для развития навыков, необходимых для управления собственным поведением. Для достижения этой цели раздел включает:

а) развитие умения принимать решения и разрешать проблемы (например, обнаруживать проблемы, определять цели, находить альтернативные решения, предвидеть последствия);

б) обучение военнослужащих идентификации, анализу и противостоянию влиянию массмедиа;

в) выработку самоконтроля, позволяющего справляться с тревожностью (например, с помощью тренингов релаксации) и гневом/фрустрацией (например, благодаря торможению импульсивных реакций, умению посмотреть на проблему с иной точки зрения, использованию самовнушения);

г) ознакомление военнослужащих с основными принципами изменения собственного поведения и самосовершенствования (например, постановкой цели, самоконтролем).

2.Социальные умения. Второй компонент тренинга предназначен для воздействия на важнейшие социальные навыки и улучшения общей социальной компетентности. Он включает помощь военнослужащим в решении таких личностных проблем как стеснительность и развитие навыков общения.

С этой целью военнослужащие по очереди участвуют в короткой ролевой игре, предполагающей использование осваиваемого навыка. Возможно также деление взвода на небольшие группы, каждая из которых выполняет подобное задание; ведущий переходит от группы к группе, наблюдая за поведенческими репетициями. Разыгрываемый сценарий сначала излагается ведущим или лидером группы; упражнения должны быть краткими (не более минуты каждое), чтобы как можно большее число военнослужащих получили возможность принять в них участие.

Предлагаемая авторская программа способна повысить эффективность воспитательной работы по профилактике алкогольной аддикции военнослужащих.

1.Краткая Медицинская Энциклопедия, издательство “Советская Энциклопедия”, издание второе, 1989, Москва

приложение №1
Социально – психологический тренинг поведения в различных жизненных обстоятельствах включает в себя несколько целей и процедур.

Целью ролевой игры является выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в провоцирующей ситуации.

Основная процедура тренинга поведения заключается в ролевом проигрывании жизненных ситуаций. Обычно оно начинается с несложных ситуаций, актуальных для большинства участников группы. Например, разговор с выпивающей компанией друзей, которая пытается склонить к употреблению спиртного вместе с ними (на службе и во внеслужебное время). Постепенно группа – риска переходит к проигрыванию более сложных ситуаций.

Примерный список ролей:

- «трезвенник» – курсант, ведущий здоровый образ жизни;

- «провокатор» – курсант, склоняющий трезвенника к употреблению спиртного;

- основная компания друзей, отмечающих день рождения либо другое праздничное мероприятие (ситуации: на службе и во внеслужебное время);

- конформная группа, которая выслушав предложение провокатора, присоединяется к компании друзей;

Методика тренинга поведения условно делится на этапы:

1)постановка задачи, т.е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и в тренаже;

2)инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации;

3)разыгрывание ситуации;

4)моделирование желательного поведения;

5)отработка оптимального поведения в течение всего занятия;

6)получение обратной связи: поведение активных участников разыгрываемой сцены после занятий обсуждают остальные участники группы.



Все статьи автора «Ernis Badmaev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: